ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Киберсуггестия и цифровое обновление социума

12:23 21.02.2022 • Е.И. Ярославцева, к.ф.н., доц. ИФ РАН

Появление новых технологий всегда связано с большими надеждами и одновременно, с потребностью быстро решить уже перезревшие проблемы, полагаясь на волшебную силу науки. Но мечты нередко тоже опаздывают и оказываются где-то рядом с желаемой реальностью, а жизнь создает новые траектории развития, как бы диктуя свои условия её участникам. Наука в принципе нелинейна. Она, рождаясь из философского мышления, хочет быть альтернативно строгой и точной, но в результате эффективно работает только как многомерный инструмент. Владельцу такого исследовательского подхода требуется, решая актуальные проблемы, соединять в синергийном поиске и новое, и давно привычное. Цифровые технологии могут придать развитию дополнительный импульс, например, в такой области, как межиндивидуальное взаимодействие, общение, выявляя новое в изучении возможностей сетевых коммуникаций, которые сегодня представляют совершенно необычную среду социальных связей, насыщенных цифровыми техноимитациями, несущими как открытия, так и риски. Фактически возникают элементы киберсреды, насыщающие жизнь социума, определяющие пребывание человека в мире, экосистеме, космосе.

Две составляющие цифрового обновления: профи и публика

В современном динамичном обществе воплощаются потенциалы науки, накапливаемые в мире уже с середины ХХ века идеи кибернетических технологий управления, связанные с разработкой компьютерных устройств и в целом аппаратных комплексов, новых программных решений в различных видах деятельности. Практически сразу сформировалась область профессионального знания, деятельности и соответствующих технологий её реализации, что позволяет говорить о потенциале её развития. Традиционную сферу коммуникаций ожидает глубокое и стремительное преобразование, поскольку в ней уже имеются специалисты, заинтересованные в использовании и практическом развитии своих знаний в области счетно-вычислительных процессов и движения информации. Но то, что происходит в реальной жизни, только первые шаги в области цифровых виртуальных коммуникаций – следует ожидать появления других, еще более активных представителей социума, непрофессиональных участников социальных взаимодействий, с успехом пользующихся возможностями новых средств связи. Поскольку возросла динамика не только текстовой информации, известной как галактика Гуттенберга, обретает свою форму и животрепещущее межиндивидуальное общение, где происходит непосредственное проявление характеров его участников, наполняющее виртуальные сети совершенно непредказуемым контекстом и событийным потенциалом.

Все это порождается при участии двух групп социума – рационально организованным, профессиональным, а также публичным, непрофессиональным, но всегда существующим сообществом. Понятно, что профессионалы, это специализированная группа знатоков, которая имеет свои достаточно четкие, определенные их функциями, границы, и публика, т.е. все остальные, среди которых могут быть и знатоки из других профессиональных сообществ, а также еще развивающие свои когнитивные способности, молодежь, дети. По существу, каждый из нас в чем-то носитель эксклюзивных знаний, а в чем-то еще не обрел компетенций в других вопросах, поэтому всегда можно выделить две устойчивые сферы общения – профессиональная и публичная (профанная). И каждый человек в разных ситуациях может представлять собой ту или иную группу.

По существу, сетевое общение открыто для всех – компетентных и некомпетентных в области цифровых коммуникаций – все освоили первые навыки на уровне интуитивного, опытного знания управления функциями компьютера. Общение посредством цифровых технологий доступно практически каждому – оно предоставляется как возможность проникнуть в любую точку мира в цифровом формате. И человек уже не должен тратить силы на преодоление расстояния: не покоряя пространства, он может быть там, где необходимо. Пространство сжалось и приблизилось к нему, тем самым уравняв всех в праве на общение и знание. В принципе каждый может, войдя в сеть и став цифровым аватаром, превращаться в свободного потребителя безграничного контента. Конечно, здесь возникает вопрос о рисках, которые трудно определить в виде конкретных опасностей. Но, как минимум, их можно считать близкими к первому знакомству человека с естественным биологическим миром, когда знакомство с окружающей средой происходит на интуитивном уровне и требует осторожности и приспособления.

 Но даже это простейшее включение в коммуникацию имеет завораживающий, суггестивный эффект, что, например, ярко проявилось в феномене ленинградских «эфирщиков» в 80-х годах в СССР, которые, набирая определенный номер телефона, попадали в сказочное Никуда! Технически они оказывались в общем аудио эфире, пространстве, где царил хаос перекличек, одновременных перекрестных разговоров, где все друг друга могли слышать и стремились закрепиться в контакт, сделав это случайное волшебство реальностью. В нём были не радиопозывные, не цепочки сигналов из точек-тире на фиксированной волне, а просто живые голоса, которые принадлежали неизвестно кому, но совершенно точно – людям![1].

Рассказы о таком необычном и даже волшебном попадании в другую коммуникативную реальность имели широкое распространение и еще до сих пор живы в воспоминаниях уже зрелых людей. Не удивительно, что такое событие, не имеющее с технической точки зрения особых загадок, производило неизгладимое впечатление на его участников и оставляло в памяти глубокий след. Мало у кого было нужное техническое образование. Да и подобная несертифицированная услуга не волновала молодежь – она просто хотела шагнуть в непредсказуемое, нимало не заботясь о возникающих проблемах. Она хотела не знать, а переживать, освободиться от нормативности, ныряя в хаотическую техносреду не за знаниями, а за эмоциями. И невозможно узнать, насколько участник коллективного гомона в этой «виртуальной» сети аналоговой АТС, а если точнее – автоматической телефонной станции восьмидесятых годов ХХ века, хотел осознавать свои технориски. Скорее всего никто и не думал необходимости самозащиты, после такого выхода за пределы правил пользования городским телефоном, а также об опасности собственно разговора, аудиокоммуникации с помощью технических средств.

Важно осознать, что само по себе описанное событие, хаотический формат случайного общения, сбывшись для кого-то в положительном смысле, несет в себе и скрытый риск, ведя человека к негативному результату. Собственно, риском может являться не техническое состояние оборудования, а беспечный тип поведения, незрелость психологической системы человека. Пренебрежение правилами характерная для многих черта, она удерживает человека в рамках неопределенности, не давая реальной свободы.

На этой волне эмоционального погружения, на непосредственных реакциях восприятия значительное число пользователей обновляющихся компьютерных устройств, превращалось в верных поклонников цифровых инструментов общения. Первыми становятся те, кто соприкасались с безграничным сетевым пространством технологиями, все способны быстро все осваивать на основе интуиции. Здесь заложен в определенной форме цифровой расчет на рефлекс. И это было первой причиной, по которой в публичном пространстве потребителей цифрового контента не сохраняется новое сложное знание! Новой информацией не пользуются, её, как правило, переживают!

Развитие телефонии, наличие слаботоковых электрических сетей в личном пользовании можно считать своеобразной подготовкой социума к грядущему прорыву – выходу в новые коммуникативные среды. Доступная, практически бесплатная, без поминутного тарифа телефонная связь способствовала развитию в обществе способностей диалога, умения слушать и слышать друг друга, выделяя для этого достаточно много времени. Это также важно отметить, поскольку телефон, особенно домашний, тоже сеть, но только проводная. Беспроводная использовалась для специальных случаев, имела зарядные батареи, которые сегодня у многих посетителей музея технологий связи могут вызвать улыбку. Но это не на долго, техника всегда меняется, а цифровая - тем более. Главное, чтобы человек мог её осваивать с умом, понимая, куда направить свои усилия, как управлять процессом, не плавая в лабиринтах виртуальных сетевых коммуникаций! Человеку предстоит осознанно строить общение, обучаясь владеть собой, а также той техникой[2], которая ему доступна, что является условием успешного расширения коммуникации и обмена информацией. Используя обычный телефон, передающий звучание живого голоса на определенное расстояние, или осваивая радиотелефон, отправляющий звуки человеческого голоса посредством сотовой связи к передвигающемуся абоненту, человек накапливает коммуникативно-когнитивный опыт. Во всех случаях ему надо уметь, не теряя смысла разговора, правильно принимать и отправлять сигнал, поддерживая разговор.

Используя современные технологические возможности, человек обогащает культуру, создавая новое социальное пространство, корпус новых знаний и практик. И конечно, в эпоху глобального технологического перехода такие пользователи оказываются первыми, кто способен на основе имеющихся навыков осознавать новые перспективы, оценивая себя и открывающиеся возможности. Это и есть фигура современного грамотного пользователя, представляющего публичную (профанную) сферу, которому требуется уделять все больше внимания.

Профессиональная реальность для потребителей цифровых услуг раскрывается позже и не потому, что её специально утаивают, а потому, что до неё надо дорасти, интеллектуально созреть: важно иметь историко-научные знания о той сфере, которой хочешь эффективно пользоваться. Известно, что с начала 80-х годов в академических научных институтах существовала своя академсеть, что привело к появлению официальной даты создания в СССР интернета – 28 августа 1990 г. Также известно о впервые созданных в 1985 г. облачных хранилищах информации, которые использовались для исследований Госплана СССР, где фактически существовала и в практическом режиме использовалась компьютерная модель общереспубликанской экономики. Одним словом, в советской экономике разработкой кибертехнологий, систем управления занимались в рамках сугубо профессиональных задач, загружающих счетно-вычислительные машины, компьютеры анализом информации (Big data) и созданием фундаментальных весьма точных прогнозов. Естественно, что для подобного аппаратного комплекса нужно специальное помещение, ресурсы для безопасной эксплуатации, а также расходные материалы.

 Технологии, развивавшиеся на основе теории кибернетики, науки об управлении, о самоорганизующихся динамических системах, быстродействующих электрических машинах, были знанием другого масштабного ряда. Они не подходила человеку для личного использования, была не эффективны для решения персональных жизненных задач. Мобильного телефона человеку было вполне достаточно, чтобы узнавать новости, развивать диалог, создавать личные отношения. Соразмерное потребителю цифровое устройство по своим потенциальным возможностям становилось реальным конкурентом на рынке динамично развивающихся электронных коммуникаций. Но практически одновременно на рынок вышла, также соразмерная человеку, машина – персональное счетно-вычислительное устройство, которое можно было разместить на столе. Персональный компьютер имел более широкий функционал, позволяя создать пространство личной коммуникации не только через аудиальной, но и через визуальной канал связи. Они дополняли уже имевшийся у компьютера текстовый формат, с которым мог работать практически любой человек, поскольку многие уже активно пользовались печатными устройствами, простыми и электрическими пишущими машинками. При этом текстовые файлы можно было рассылать по электронной почте, что фактически было сильнейшим пре имуществом. Можно сказать, что идея пересылки информации, текстов не глобального, а индивидуального характера получила соразмерный человеку инструмент развития.

Особенности суггестивных и контрсуггестивных цифровых практик

Цифровые технологии стали актуальными и для значительного числа членов общества, сначала молодых, а потом и пользователей зрелых лет. Сформировался также новый социальный ресурс – потенциальный интерес молодежи общаться в новой многомерной технологической среде, комплексно собирающей в себе все, что было по отдельности у многих. Собираясь ради самого общения, пользователи своей деятельностью порождали устойчивое, доступное каждому, цифровое пространство пребывания, где можно соединиться со всеми или с кем-нибудь одним – по выбору. Компьютер со временем расширился до работы с программами мультимедийного формата, позволяющего интегрировать текст и звуковой видеоролик. Это, безусловно, повысило пользовательский уровень и функциональную свободу человека, но особенно важно то, что при развивающемся программном обеспечении перед человеком открылась возможность самому создавать мультимедийный продукт. Подобное учено-тренировочное, находящееся в личном пользовании, устройство выводило человека на близкий к профессиональному уровень компетентности и позволяло найти себе сферу профессиональной самореализации.

Но конечно, надо отметить, что первыми цифровыми сверхпопулярными программными решениями, ради которых в компьютерные клубы приходили, надолго там оставаясь, подростки, отыскивая для себя самые новые, были игры. Интересно, что там создавались и простейшие компьютерные сети, позволявшие включаться в игру нескольким участникам. Они могли загружаться в настольные PC и, как только стали устойчиво работать интернет сети, все пользователи стали играть уже из дома. Именно через них для молодежи началось освоение интернет коммуникаций, достаточно быстро показавшее потенциальные проблемы цифровой сети.

Общение в интернет сети всегда строилось на глубоком эмоциональном вовлечении участников в общее дело и в игре это проявлялось лучше всего. Непосредственность человека, его погружение и настроенность на победу были основным приемом, создававшим зависимость, поскольку его «партнером» выступал герой, смоделированный на основе логико-математических алгоритмов цифровой программы. Погружение человека с слабыми волевыми навыками в эмоции, возбуждающими правое полушарие, где нет способности контролировать время, закономерно создавало психофизиологическую зависимость, закреплявшуюся в поведенческих навыках. При этом у подростков не хватало эмоциональных ресурсов на общение с членами своей семьи, опыта и внимания для ведения диалога. Компьютер становился инструментом переноса себя из близкого мира семьи в глобальное пространство нерегламентированной жизни. И конечно, такому человеку не приходилось задумываться, что дает и что забирает у него это устройство, достаточно ли у него ресурсов содержать настольный цифровой мир. 

Фактически уже при анализе игровых процессов уже видно как формируется феномен суггестии, создается зависимость, которой очень сложно противостоять. В каком-то смысле у подрастающего поколения это может быть проявлением упрямства, борьбой со взрослыми, противостояние их воспитательным усилиям, то есть контрсуггестия, с помощью которой взрослеющий человек хотел вырваться на свободу. И если эта ситуация затянется, то можно наблюдать и контр-контрсуггестию (Б.Ф.Поршнев)[3], в которой обе стороны ищут возможности сохранить сферу общения, понимая, что конфликт хоть и тяжелая, но временная ситуация. Он может проходить у человека через период глубокого торможения в деятельности и поведении, создающего период восстановления внутренних сил, накопления ресурсов для нахождения новых траекторий развития отношений. Эти состояния захватывают человека полностью, если он заранее не готовится к подобной возможности, не предусматривает рисков внушения, суггестии из внешних источников, к которым можно отнести и программные продукты сетевых виртуальных коммуникаций.

Важно заметить, что система общения в компьютере осуществляется через получение цифрового образа, фактически дискретное, а не целостное отображение, которое человеку приходится мысленно достраивать до привычного в реальной жизни изображения. И это надо уже понимать как глубокое эмоциональное подключение, которое организм, психика осуществляет как инвестицию в поддержку общения. Но если вдруг электронный образ и речевой диалог исчезает, каждый ощущает визуальный и аудиальный удар, резкое эмоциональное изменение. На виртуальные коммуникации, общение в сети действительно тратится больше сил, чем на общение в реальности. И внушениям в реальном диалоге противостоять проще, чем тому потоку информации, который на всех катится: целостный человек воспринимается более уверенно, а цифровой требует специальных усилий на распознавание, поскольку это не было заложено в природное функциональное развитие, в длительный процесс филогенеза.

 Открытость к общению всегда желаемое состояние, близкое к представлению о высокой значимости и доступности потоков поступающей информации. Это позволяет буквально впечатывать через систему восприятия разные модели поведения, что, например, происходит в импринтинге, который происходит как копирование младенцем поведения значимого индивида. У родственных особей такая имитация поведения, обучение происходит в локальных пространствах вполне успешно, что не вредит, а только помогает эффективно развиваться. Однако в большом потоке информации за внимание пользователя конкурируют очень много новых объектов, имеющих неизбежно цифровое, дискретное исполнение, что не остается без рефлекторной оценки, осуществляемой нервной системой. Человек, пользуясь домашним PC, всегда подсознательно различает, сравнивает целостные и дискретные образы. Компьютер как вычислитель не может по своей природе цифрового инструмента создать аналоговый образ, наиболее близкий для слуха и глаза человека, к которому за столетия он уже достаточно хорошо адаптировал свои системы восприятия.

Эмоциональное впечатление, впечатывание образа, по существу, проявление внушения, суггестии, которое можно ожидать практически у каждого пользователя компьютером, поскольку цифровые продукты, как программные решения, так и мобильные и стационарные гаджеты, распространились и закрепились в отечественной культуре достаточно широко. Воспринимая информацию в потоковом формате, человек должен понимать, что он хочет, управляя цифровым аппаратом, создавая виртуальную коммуникацию. В ней возможно встретиться с проявлениями масштабирования реальности, которых не происходит в жизни, например, увеличение или уменьшение рассматриваемого объекта на порядок и более. В коллективном общении часто встречается ситуация, что участники собрания, конференции длительное время находятся перед взором каждого из приглашенных в неестественно близком расстоянии, точнее в укрупненном виде, который создается камерой используемого компьютера, чего мы никогда не видим в рядовом собрании, но зато имеем целостное восприятие всей среды и человека в ней.

Это значимое обстоятельство, поскольку множество дискретных образов несет в себе избыточную нагрузку и скрытую суггестию, задающую принципы оценки человека. В таком состоянии индивид беззащитен и сетевое общение оказывается потенциально опасным для всех, кто не научился осознанно строить собственные взаимодействия, управляя ментально и технологически коммуникацией. В культуре еще не выработаны этические нормы, оберегающие индивидуальный образ личности; допустимые условия использования изображений, не искажающих визуальное восприятие. Важно было бы настраивать своё оборудование на трансляцию изображения в нужном разрешении. Именно в этом случае важно достаточно хорошо владеть техническими приспособлениями, чтобы при необходимости освобождаться для внимательного и внятного разговора.

Рядом с подобной техникой человек должен быть постоянно в тонусе, чтобы оптимально распределять свои ресурсы для организации собственного поведения, понижающего риски избыточного расхода энергии, ресурсов человека, на неоптимальные формы деятельности. Цифровое оборудование – это инструмент в руках человека, поэтому он несет ответственность, как в целом использует сложный вычислительный инструмент для организации своей деятельности и отдыха.

На сегодняшний день это одна из актуальных задач, стоящая перед сообществом, осваивающих новый технологический уклад. Но одновременно, надо заметить, именно творчество человека породило специфические синергийные взаимодействия, в которых существует риск встретиться с обратным воздействием, который был формой ответа за нечетко поставленную цель, или за не глубоко отрефлексированную задачу. Многое из этих проявлений происходит пока на основе глубинных интуитивных настроек человека, который, будучи даже профессионалом в какой-либо одной области, в целом не очень хорошо себя понимает, как социальное и природное существо, живущее в кибермире.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] О феномене ленинградских «эфирщиков», живой перекличке людей в СССР и современных реалий – модной социальной сетью CLUBHOUSE. См.: Международное обозрение. Эфир от 20.02.2021 [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10005845729489706153&reqid=1613898748613513-387406924671916823500107-man2-5393&suggest_reqid=672041111159212404287916173294281&text=международное+обозрение+выпуск+от+20.02.2021+смотреть+онлайн 28.08.1990 г. официальная дата создания интернета в СССР

[2] Принцип работы стационарного телефона : https://kakrabotaet.ru/princzip-raboty/princzip-raboty-staczionarnogo-telefona/

[3] Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история: (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) // История и психология. М., 1971. С.13.; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) / Б.Ф.Поршнев; науч.ред.О.Т.Витте. – СПб.: Алетейя, 2007. – 720 с.:ил. – (Серия «Мир культуры») [ C.430].

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати