ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Геополитические танцы вокруг Минских соглашений - или печальный итог переговоров

12:56 11.02.2022 • Денис Батурин, политолог

В Москву зачастили дипломаты, главы разведслужб, президенты и канцлеры. Информация по итогам встреч Президента России Владимира Путина с самыми высокими из этих гостей свидетельствуют о том, что он добился от Запада понимания того, что Минские соглашения – это принципиальный документ.

Один из последних на данный момент высоких гостей – президент Франции Эммануэль Макрон, из Москвы отправился в Киев. Надо сказать, особой настойчивости Франция в рамках Минского процесса не проявляла в отличие от Германии. Не было такого жестко обусловленного интереса как у Берлина – «Северный поток-2». Энергоресурсы, российский газ – вопрос актуальный и для Франции, но здесь ей удалось спрятаться за спиной Германии, которая выносит на себе весь груз политических проблем, связанный с «Северным потоком-2». Но главное - у Макрона скоро выборы, внешнеполитическая сфера и успехи на этом поприще дают ему значимые преимущества перед конкурентами. Уход из политики Ангелы Меркель также открывает для Макрона перспективы и возможности заявить о себе, как о ведущем политике Европейского Союза, как о миротворце и переговорщике с Россией на фоне пока невнятной политики нового руководства Германии. Путин встретил Макрона четким тезисом – Киев взял курс на демонтаж Минских соглашений: «Конечно, со своей стороны обратил внимание господина президента на нежелание киевских сегодняшних властей соблюдать обязательства по минскому комплексу мер и договоренности в "нормандском формате", в том числе, достигнутые на саммитах. Нет подвижек по таким принципиальным вопросам, как конституционная реформа, амнистия, местные выборы, правовые аспекты особого статуса Донбасса. До сих пор не закреплена в украинском законодательстве известная, во всяком случае, для специалистов, формула Штайнмайера».[i] Также президент России подчеркнул - альтернативы Минским соглашениям нет, несмотря на то, что украинские власти, включая президента Владимира Зеленского, периодически отказываются от них. Самое главное, что этот тезис – об отсутствии альтернативы Минским соглашениям – был в очередной раз озвучен не только Владимиром Путиным, но и стал общим для представителей Франции и США. Присоединился к этим переговорам даже Папа Римский, призвав молится о мире на Украине: «Давайте и далее молить Бога о мире, чтобы через серьезный диалог можно было преодолеть напряженность и угрозу войны, и чтобы переговоры в "нормандском формате" способствовали достижению этой цели. И давайте не будем забывать: война — это безумие».[ii]

Из России Макрон уехал в Киев, где ждали его с не очень хорошим настроением, так как на Минские соглашения смотрят иначе - говоря о невозможности их соблюдения, пересмотре и даже отмене – и это руководство Украины продолжает транслировать мировому сообществу, не находя публичной поддержки.

Путин проводил Макрона в Киев следующими словами-напутствием: «Ряд его идей, предложений, о которых пока ещё рано говорить, все-таки, я считаю, вполне возможными для того, чтобы положить их в основу дальнейших наших совместных шагов [по урегулировании ситуации на Украине – Д.Б.]».[iii] Сам Макрон обозначил свои намерения перед отъездом в Киев, фактически следуя пунктам «плана Штайнмайера»: «Есть очень чувствительные вопросы по конституционной реформе, особому статусу и по выборам [в рамках пунктов Минских соглашений – Д.Б.], которые сейчас рассматриваются и вскоре будут развиваться».[iv] И здесь Макрон говорил как раз о тех позициях соглашений, по поводу которых недавно высказался секретарь украинского Совбеза Алексей Данилов в своем интервью, заявив, что выполнение этих позиций разрушит Украину.[v] Таким образом, настрой Киева на встречу с французским лидером был понятен – постараться провести разъяснительную работу с Макроном.

Получается, то, в чем Париж видит возможности, для Киева является катастрофой. Потому, что Макрон, в частности, говорит о мире в Европе, а Зеленский-Данилов о сохранении власти и действующего политического режима на Украине.

Еще одна деталь, характеризующее истинное отношения европейцев к Киеву и месту Украины в Европе. В ходе визита в Киев Макрон конвертировал свои внешнеполитические возможности в прибыли французского бизнеса в интересах своей политической карьеры: «По итогам визита Эммануэля Макрона в Киев стало известно о выделении Францией Украине 1,2 миллиардов евро. Украинские власти сообщили, что из них 900 миллионов пойдет на закупку 130 французских электровозов компании Alstom. Однако оказалось, что с этими электровозами запутанная история. Французы дадут Киеву не сами деньги, а финансовые гарантии, под которые местные банки выделят целевые кредиты - под закупку этих самых локомотивов. Закупки будут проходить без тендера, поскольку электропоезда приобретаются в кредит. То есть, компания Alstom в одночасье получила огромный заказ от Украины».[vi] По информации украинских СМИ в конце января, компания Alstom пыталась на похожую сумму (почти 900 миллионов долларов) продать свои электропоезда в Аргентину. Но проиграла тендер российской компании «Трансмашхолдинг». Таким образом, Макрон оперативно помог французскому производителю, но в конечном итоге за счет Украины - отдавать кредит и закупать впоследствии запчасти будет Киев. Не обошлось и без договоренностей по ВТС – в частности, подписаны соглашения о строительстве патрульных катеров для украинской погранслужбы, на что предусмотрено отдельное финансирование, думается по выгодной для французского бизнеса схеме.[vii]

По итогам встречи с Макроном, Зеленский, как можно судить по информации официальных источников о Минских соглашениях не говорил, упомянув о них лишь в своем ответе на реплику Путина, то есть – не по сути. Он говорил о «Нормандском формате»: «Мы ожидаем, что в ближайшее время согласно договоренностям, достигнутым во время Парижского саммита в декабре 2019 года, мы сможем провести следующие переговоры лидеров «Нормандской четверки». Важным шагом на этом пути является активизация диалога на уровне политических советников. Рассчитываем, что состоявшаяся 26 января 2022 года встреча в Париже и предстоящие переговоры в Берлине приблизят нас к проведению саммита «Норманди».[viii] О Минских соглашениях в Киеве говорил Макрон: «Президент Франции отметил, что Украина подтверждает готовность к выполнению Минских соглашений, являющихся путем к деэскалации и устойчивому миру».

Интересен и красноречив комментарий Москвы к итогам визита Макрона в Киев. По итогам визита президента Франции Эмманюэля Макрона на Украину есть позитивные сигналы по вопросу Минских соглашений, но Москва не услышала слов о готовности Киева быстро выполнить свои давние обязательства, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

По его мнению, картина станет более ясной, когда президенты России и Франции созвонятся и обсудят поездку, как они договорились ранее.

Теперь - о ряде событий и фактов.

7 февраля Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Украина будет готова продвигаться вперед в вопросе об особом статусе Донбасса, если будет найдена должная очередность имплементации минских соглашений: «В соглашениях говорится об особом статусе для Донбасса, и я считаю, что в должной последовательности украинцы будут готовы продвинуться вперед».[ix]

Как бы в ответ 9 февраля украинские СМИ с «облегчением» публикуют цитаты экс-спецпредставителя Госдепа США по вопросам Украины Курта Волкера. Минские соглашения для урегулирования конфликта на Донбассе глубоко ошибочны, и Запад неправильно действовал, подталкивая Украину к продолжению односторонних уступок. Он также заявил: «Я думаю, что Украина уже сделала все, что могла. Мы должны подталкивать Россию к выполнению Минских договоренностей...».[x]

Данное заявление призвано уравновесить заявление Блинкена хотя бы в информационном ключе, так как Волкер и Блинкен находятся в разной весовой категории. Эти американские информационные игры показывают разрыв между реальным и демонстрируемым содержанием переговоров лидеров разных стран.

5 февраля, до приведенных выше заявлений украинский еженедельник «Зеркало недели» заявил о наличии в его распоряжении тревожной информации и соответствующего документа, а именно – письма представителей республик Донбасса Н.Никонорова и В.Дейнего к спецпредставителю действующего председателя ОБСЕ в Украине и ТКГ послу Микко Киннунену. В документе, по информации издания, представители ДНР/ЛНР со ссылкой на информацию, полученную от российской стороны по итогам встречи политических советников глав стран Нормандской четверки 26 февраля, утверждают, что: ««украинская сторона под гарантии Германии и Франции взяла на себя обязательство представить в Контактную группу [заседание которой было намечено на 8-9 февраля – Д.Б.] свою письменную реакцию на все имеющиеся на столе переговоров предложения по всеобъемлющему мирному урегулированию конфликта на Донбассе в соответствии с Минскими соглашениями с целью начать с нами предметный и конструктивный диалог по их обсуждению и согласованию».[xi] В частности, речь идет о концептуальных подходах республик Донбасса «к параметрам будущего режима (особого статуса)», которые детально изложены в направленном ими в ТКГ 8 октября 2020 года и обновленном 23 сентября 2021 года проекте «Плана действий (Дорожной карты) по урегулированию конфликта в соответствии с Минскими соглашениями».

Это интересная утечка, которая произошла до визита Макрона в Москву и Киев, и которая раскрывает, подтверждает содержание и возможные подходы к продвижению в рамках Минского процесса. Подтверждение если не самого факта существования данного документа и его содержания, так, по крайней мере, содержания переговорного процесса, мы получили в заявлениях Макрона по итогам встречи с президентом России. Кроме того, об «особом статусе Донбасса» упомянул и Блинкен.

Проверкой итогов переговоров и вояжа Макрона стала встреча политических советников глав государств Нормандского формата 10 февраля. Однако, переговоры не принесли результатов. Как сообщил российский представитель - заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак: «Пытались согласовать итоговое заявление наших переговоров, отталкиваясь от предыдущей встречи в Париже 26 января. Мы [тогда] договорились о том, что "нормандский формат" во что бы то ни стало должен преодолеть все разногласия, которые имеются относительно интерпретации минских соглашений, поскольку "нормандский формат" - это контрольный механизм по отношению к минскому переговорному процессу в контактной группе. Но преодолеть эти разногласия сегодня не удалось».[xii] Судя по информации Козака, Украина оказалась последовательной в непринятии позиций Минских соглашений и проявила непреклонную позицию, отказавшись преодолевать разногласия по вопросам будущего постконфликтного урегулирования ситуации в Донбассе: «На словах у нас и с Германией, и с Францией было единое понимание, каким образом должны продвигаться вопросы в политической сфере, однако позиция Украины непреклонная. Отказались в этом документе - проекте заявления, который был предложен для рассмотрения, - даже цитировать минские соглашения о том, что вопросы будущего постконфликтного статуса этих территорий должны решаться в консультациях и обсуждениях с представителями отдельных районов [Донбасса]. Это ключевое разногласие, которое Украина отказалась согласовать». Одна из ключевых позиций в том, что в соответствии с минскими соглашениями, «все содержательные вопросы должны решаться именно в Минском переговорном процессе, в трехсторонней контактной группе, где представлена Украина и отдельные районы Донецкой и Луганской республик». Однако, как мы видели выше из добытого изданием «Зеркало недели» инсайда и позиции украинской стороны – Украина не намерена договариваться со стороной Минских соглашений в лице республик Донбасса.

Это говорит о том, что итогом вояжей высоких лиц в Москву и на Украину стало согласованая позиция Франции и Германии, но оказать влияние на Киев ни Берлину, ни Парижу не удалось. При этом Дмитрий Козак так охарактеризовал позицию Франции и Германии по итогам встречи политсоветников: «Готовность [Франции и Германии] надавить на Киев [в вопросе выполнения Минских соглашений] не увидел. Увидел попытки найти какую-то удобную нишу для того, чтобы Украина продолжала ту линию, которую проводила на протяжении предыдущих восьми лет».

Сложившуюся ситуацию Козак назвал патовой, так на единую позицию в «нормандском формате» в минском переговорном процессе не удается выйти вот уже восемь лет, переговорный процесс по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины находится в состоянии неопределенности, выход из которого зависит от дальнейших шагов киевских властей.

Дальнейшие шаги киевских властей раскрывает позиция украинского представителя - главы офиса президента Андрея Ермака. Он заявил о намерении Украины продолжать переговоры, что «нужно разблокировать и активизировать работу трехсторонней контактной группы». Но, судя по действиям – это все слова, а главные усилия Киев направит на переговоры о «гарантиях безопасности для Украины»: «Мы считаем, что надо говорить о гарантиях безопасности сегодня, не надо ничего ждать. Без прекращения огня на Украине не может быть европейской системы безопасности». Ермак сказал также, что энергетическая безопасность Украины является частью общей безопасности: «Мы рассматриваем "Северный поток 2" как часть этой энергетической безопасности и, как договаривались Германия и США, Украина должна получить определенные гарантии. Мы верим, что наши партнеры выполнят свои обязательства и Украина получит гарантии не только экономической безопасности, но и общей безопасности».[xiii] Таким образом, Киев трактует конкретные вопросы Минских соглашений очень широко – поднимая вопросы неких гарантий безопасности под угрозой мифической агрессии, увязывая и соглашения, и вопросы гарантий безопасности с транзитом газа, и солидаризируется с США в вопросе блокирования «Северного потока-2», добиваясь усиления роли Вашингтона в переговорных процессах. Это не новая позиция для Киева.

Судя по заявлению представителей России и Украины, единственное, о чем смогли договориться политические советники – продолжать встречи и согласование позиций.

Минские соглашения – это не просто и не только принципиальный документ, но и основной узел европейской безопасности, который лучше бы развязать-разрубить, а не затягивать, лишая перспектив и стабильности Украину, республики Донбасса, Черноморский регион. Так что, наметившееся второе дыхание для Минских соглашений позволяет с весьма осторожным оптимизмом ждать дальнейшего продвижения в сторону установления мира на Донбассе и снятия напряженности в регионе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати