Заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова о невозможности выполнить Минские соглашения многопланово, но ключевая мысль: «Выполнение Минских соглашений означает разрушение страны».[i] Данилов призвал Запад не давить на Украину с целью выполнения Минских соглашений, так как это якобы спровоцирует опасную нестабильность и хаос: «Если они будут настаивать на выполнении Минских соглашений в том виде, в каком они есть, это будет очень опасно для нашей страны. Если общество не примет эти соглашения, это может привести к очень сложной внутренней ситуации…».
На следующий день – 1 февраля президент Украины Владимир Зеленский на пресс-конференции после встречи с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном заявил о своем недовольстве всеми пунктами Минских соглашений, отметив при этом, что соглашения на сегодняшний день являются единственным форматом, «который работает». Зеленский заявил следующее: «Я не хочу говорить про пункты Минска. Я не удовлетворен всеми пунктами. Мы по-разному (с Россией – Д.Б.) относимся к порядку выполнения тех или иных пунктов. Но мы взрослые мальчики. Мы должны делать что-то, что может деоккупировать наши территории…».[ii] Относительно порядка выполнения и «взрослых мальчиков» – в точку. Именно поэтому Германия в свое время и проявила инициативу, так и появилась «формула Штайнмайера»!
Зеленский также добавил, что Киев параллельно с Нормандским форматом ведёт переговоры о трёх- и двустороннем форматах переговоров с Россией. При этом, перевернув все с ног на голову, попытался представить Киев во главе процесса: «Мы боремся за то, чтобы работало хоть что-то. Мы призываем постоянно собираться в Нормандском формате лидеров четырех стран, и вы понимаете лидер какой страны до сих пор не определился – собираться или нет». Намеки Зеленского весьма прозрачны – Россия, якобы, не хочет собираться в Нормандском формате. Но предлагать собраться – это ни о чем, все обсуждается уже не первый год, обязательства Украины по выполнению Минских соглашений определены самими соглашениями, ничего Киевом не выполняется по итогам договоренностей на прошлых встречах четверки. Поэтому Президент России Владимир Путин и отвечает на предложения встретиться – о чем говорить и зачем встречаться?
Эти заявления из Киева становятся на свое логичное место в событийном ряду. Вспомним, что на прошлой неделе прошла встреча политических советников глав государств «Нормандской четверки», на которой, по словам Дмитрия Козака, представлявшего российскую сторону, стороны договорились прийти к единому пониманию пунктов Минских соглашений.[iii] Таким образом, заявления как Данилова, так и Зеленского вновь отбрасывают назад даже от тех слабых результатов последней встречи политических советников. Так что шаг веред, два шага назад - вот логика украинской стороны в действии.
Что в итоге? Данилов фактически говорит об отказе Украины выполнять соглашения, а Зеленский говорит о том, что это «единственный формат», который вроде бы может работать, хотя ни один из пунктов его не устраивает. То есть, секретарь СНБОУ и президент выражают одинаковую и одновременно разную позицию. Возникает вопрос – с чем связаны эти месседжи от лица руководства Украины. Снова обратимся к событийному ряду. Недавно состоялись разговоры президентов России и США, США и Украины, вояж госсекретаря США Энтони Блинкена – Россия-Европа-Украина. Затем состоялась уже упомянутая встреча политических советников глав стран Нормандской четверки. Заявления Зеленского и Данилова свидетельствуют о беспокойстве. Беспокойство может быть связано только с тем, что западные союзники выдвинули Киеву не те требования, которые там ожидали, а именно – все же выполнять Минские соглашения. По одной простой причине, о которой говорит и сам Зеленский – другого реального формата, других соглашений - просто нет.
В этом контексте становится понятным смысл интервью и заявлений Данилова - донести до Вашингтона позицию - выполнение соглашений якобы приведет к «разрушению Украины». Зеленский, в свою очередь, заявляет о том, что Запад оказывает давление на Киев по поводу выполнения соглашений под давлением и угрозой «российской агрессии». При этом все представляется так, что «российская агрессия» это такой супер-повод: с одной стороны России грозят санкциями, с другой стороны «США давят на Киев темой «нападения Путина», обваливая финансовую систему страны и «вынуждая просить у Вашингтона кредиты, связанные политическими условиями».[iv] Добавим к этому поставки вооружений от Великобритании, Канады, Польши и др., и получаем весьма многоплановую картину.
В словах Данилова прямо, а Зеленского завуалировано, читается намерение оказать хоть какое-то давление на Вашингтон, а именно – на администрацию Джо Байдена, как некогда играл Киев с администрацией Дональда Трампа. Именно в этом заключается цель этих заявлений применительно к заявлениям Данилова – Байдена пытаются «пристыдить», намекая на его «сговор» с Путиным относительно Украины, в рамках которого Вашингтон требует от Киева выполнения Минских соглашений. Итоги этого могут быть непредсказуемыми, - пугает Данилов, - Украина станет другой, не той, которая будет стремиться на Запад, в евроатлантические структуры. Откровенно говоря, эта ситуация для Байдена может быть чувствительной – выборы в Конгресс не за горами, Республиканская партия там в большинстве. Организация перед выборами скандала о «сговоре» Байдена с русскими, о «сдаче демократами Украины», несмотря на поставки оружия, нынешней американской администрации может не пойти на пользу. В США умеют раздувать скандал даже не ровном месте.
Как на эти заявления отреагирует Запад и Штаты? – интересный вопрос. Ответ, можно считать, уже есть, но ответ этот не Украине, а России: поставки оружия Украине, затягивание ответа на вопрос о гарантиях международной безопасности, противоречивые заявления, что Минские соглашения - «мертвый, но действующий» формат. При этом Европа все же питает надежды в отношении реализации Минских соглашений, так как для нее это вопрос не только экономической и миграционной безопасности, но и безопасности энергетической.
В завершении проанализируем, что имел в виду Данилов, говоря о том, что «выполнение соглашений разрушит Украину». Весь вопрос в том, о какой Украине идет речь. О постамайданной Украине, избравшей своей идеологией национализм, а основным вектором внешней политики – антироссийский. Украинский политический режим боится выполнять соглашения по очевидным для него причинам – он со всего размаху налетает на стену новой реальности, эта стена – формирование новой политической конфигурации. При такой конфигурации – под угрозой факельные шествия, чествования Бандеры и ему подобных, отсутствие возможности с таким размахом и упоительной легкостью переписывать историю и пропагандировать идею вступления в НАТО. Поэтому угроза есть – для Данилова, Порошенко, Зеленского, других деятелей современной Украины. Ведь украинским политикам при выполнении Минских соглашений придется встретиться с новой реальностью - вступать в конкуренцию с теми политическими силами, которые они стремятся уничтожить и политически, и физически, придется без идеологического вранья подойти к социальной и культурной политике, к экономике и энергетике. Такая Украина нынешним политическим деятелям при власти не нужна.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs