Фото: ТАСС
Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал весьма полезными прошедшие переговоры с главой МИД ФРГ Анналеной Бербок. По его словам, дискуссия показала, что несмотря на противоречия, Москва и Берлин могут двигаться вперед в развитии отношений.
«В целом дискуссия была весьма полезной, она коснулась всех тех вопросов, которые пока являются предметом расхождения в наших позициях. Но обмен мнениями показал, что мы можем постепенно двигаться вперед, преодолевать эти расхождения на благо наших народов и на благо тех задач, которые стоят перед международным сообществом в различных кризисных точках мира», - сказал Лавров на пресс-конференции.
Также глава российской дипломатии ответил на вопросы журналистов.
Об Украине и «Нормандском формате»
«Я вас уверяю, как только будет ясность в этом отношении, в отношении тех полномочий, которые в соответствии с минскими договоренностями должны получить Донецк и Луганск, другие вопросы можно будет решать гораздо легче. Потому что сейчас все упирается в очевидное, декларируемое и закрепляемое законодательно желание киевского режима заболтать политические аспекты минских договоренностей и увести все дискуссии в сторону важных, но все-таки второстепенных вопросов. <…> Наши подходы абсолютно обоснованы, они абсолютно понятны, открыты. И мы рассчитываем, что многократное повторение этих подходов услышано и в Берлине, и в Париже, потому что на Киев надежды никакой нет. Надежда только на то, что Берлин и Париж заставят господина Зеленского выполнить то, что он многократно обещал выполнить. - сказал Лавров.
Глава российской дипломатии подчеркнул, что РФ в свою очередь будет «всячески содействовать созданию благоприятных условий для достижения договоренностей о том, как реализовывать на практике минский комплекс мер», в качестве участницы «нормандского формата» и контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины. «Мы в этом заинтересованы искренне. <…> Для нас главное - не «когда встречаться», а «зачем встречаться». Если встречаться только ради того, чтобы президент Зеленский мог опять сказать, что по его инициативе собралась группа уважаемых руководителей, и на этом как бы он считает свою миссию исполненной, то это нам не нужно», - заключил глава МИД РФ.
О требованиях относительно передвижений российских ВС
По словам Лаврова, под эскалацией зарубежные партнёры понимают наличие российских войск на собственной территории и проведение «необходимых предприятий по боевой подготовке, чем занимается любая страна». В этой связи Москва не может принять требований зарубежных стран по вопросам деятельности российской армии на своей территории.
«Мы объяснили, что не можем принимать какие-то требования, касающиеся действий наших вооружённых сил и нашей собственной земли», — сказал Лавров.
О «Северном потоке – 2»
Российский министр напомнил, что газопровод — это крупнейший коммерческий проект последних 10 лет, который будет обеспечивать энергетическую безопасность Германии и всей Европы.
«Северный поток-2» — коммерческий проект, политизировать который контрпродуктивно, заявил Лавров. - Мы обратили внимание немецких коллег на контрпродуктивность попыток политизации этого проекта».
О политическом давлении на RT
Россия рассчитывает на принятие Германией мер, которые не будут дискриминировать RT DE.
«Мы рассчитываем, что Германия как участник этих международных договоров и соглашений всё-таки примет меры, которые не будут дискриминировать канал RT DE», - заявил Сергей Лавров.
Глава российского внешнеполитического ведомства добавил, что Москва не хочет создавать препятствия для работы немецких журналистов в России, но может быть вынуждена это сделать, если ситуация с RT в Германии не будет урегулирована.
«У нас нет никакого интереса к тому, чтобы действовать зеркально, но на данном этапе ожидаем конкретных действий со стороны германских партнёров. <…> Но, если потребуется, будем вынуждены — как бы нам ни хотелось этого избежать».
Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную расстановке сил внутри нового правительства Германии.
24 ноября участники коалиционных переговоров в Германии объявили о согласовании проекта текста соглашения о политической программе будущего правительства. Каковы основные приоритеты правительства, которое, при благоприятном стечении обстоятельств, будет руководить 4-й экономикой мира следующие четыре года?
Заголовок проекта коалиционного соглашения можно перевести как «Стремление к большему прогрессу». А свой политический союз три партии называют «альянс за свободу, справедливость и устойчивое развитие». Способность нового правительство стать подлинной «коалицией будущего» - действительно один из главных вызовов для него. Выборы показали, что значительная часть электората традиционных «народных» партий перешла в стан «зеленых», СВДП, и, отчасти, даже «Альтернативы для Германии». «Запрос на перемены» обозначен совершенно отчетливо. Вместе с тем, наблюдается и дальнейший рост общественно-политических противоречий в немецком обществе.
Критики будущего правительства обвиняют кандидата на пост канцлера Олафа Шольца в бюрократизме и «унылом стиле» ведения дел, и даже сравнивают с «роботом» - «Шольцоматом». Сторонники подчеркивают «надежность и опыт» 63-летнего политика. Как показали результаты выборов, у избирателей Шольц ассоциируется со стабильностью и предсказуемостью, с решительными мерами социально-экономической поддержки в ходе пандемии. А также – преемственностью курса. Немцы поддержали министра финансов из кабинета Меркель в немалой степени и потому, что сама канцлерин твердо решила покинуть немецкий политический Олимп.
После прихода к власти, Шольцу предстоит поиск выхода из дилеммы политического класса Германии. Внутри страны от нового канцлера ожидают одновременно и «продолжения курса Меркель», и выхода из «застоя», спровоцированного стремлением уходящей главы немецкого правительства к сохранению стабильности. При этом Евросоюз остро нуждается в новых доказательствах несостоятельности подозрений в отсутствии у Германии стратегических общеевропейских приоритетов.
Переговоры о формировании коалиции продлились на этот раз значительно меньше по времени, чем при формировании предыдущего правительства консерваторов и социал-демократов. При всем том, дает о себе знать усиливающаяся фрагментация политического пространства Германии. «Зеленые» и «либералы» оказались в невиданной прежде роли «делателей королей» при формировании правительства. И, согласно сообщениям немецкой прессы, именно темы климата и модернизации вызвали наибольшие споры в ходе переговоров. И даже задержали согласование итогового документа на несколько дней. Еще 12 ноября один из сопредседателей «зеленых», Роберт Хабек, заявил, что будущее правительство Германии должно четко обозначить свою приверженность борьбе за удержание роста глобальных температур до 2100 года в пределах 1,5 градусов Цельсия от доиндустриального уровня. Иначе коалиционные переговоры ожидал бы провал. В результате, в проекте итогового соглашения записана цель довести долю возобновляемых источников энергии к 2030 году не до 65 процентов, а до 80.
Другая проблема состоит в том, что Шольц явно предпочитает отделять экономику от геополитики. На практике, подобный подход способен, как представляется, легко вызвать разногласия со стороны более идеологически мотивированных членов кабинета. Шольц, в частности, критикует Соединенные Штаты, подозревает Вашингтон в подталкивании Европы к новой «холодной войне», в первую очередь, с Китаем, экономические отношения с которым приносят Евросоюзу значительные выгоды. «Зеленые», в свою очередь, симпатизируют США, слывут «идеологическими сторонниками» американцев. Многие представители партии выступают за более решительное «сдерживание» России и КНР», - отмечается в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs