ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Прогнозы на 2022 год: Турция меняет курс?

10:43 06.01.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

В первых числах января турецкие политологи и журналисты традиционно пытаются спрогнозировать основные направления внешней политики в наступившем году. На этот раз консенсусом можно считать «усилия по нормализации» отношений с соседями по региону и (по возможности) с западными партнерами.

Этот тренд проправительственные СМИ объясняют изменением геополитической конфигурации на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, созданием «новых межгосударственных союзов» (газеты Sabah, Türkiye), а оппозиционные издания – необходимостью исправления последствий «ошибочной внешней политики» последних лет (интернетресурс Ahvalnews, газета Evrensel).

Прежде всего речь идет об оздоровлении связей с «проблемными» странами региона - Египтом, ОАЭ, Арменией, Саудовской Аравией, Израилем. А также о возобновлении отношений с «возвращающейся в мировое сообщество» Сирией – даже проправительственные издания считают диалог с Дамаском вполне вероятным. Ближневосточные партнеры, по убеждению обозревателя Evrensel Хедие Левент, в свою очередь, также заинтересованы в сближении c Турцией – «одной из сильнейших стран региона, партнером Запада и членом НАТО». Тем не менее, большинство арабских стран ждет, и, по мнению большинства авторов, будет ждать и далее, от Анкары не слов, а отказа от великодержавной риторики.

Впрочем, от ставшего уже привычным при нынешнем руководстве страны конфронтационного подхода к решению внешнеполитических проблем отказываться не стоит, - полагает Sabah, - так как он «успешно дополняет мягкую силу», преследуя «цель, провозглашенную президентом Эрдоганом, - поднять международный престиж Турции и сделать ее влиятельным актором в глобальном масштабе»[i].

По большей части эксперты сходятся во мнении о том, что деградация отношений с западными партнерами достигла критической точки, и на этом направлении Турция будет стараться продвигать «позитивную повестку», реанимируя переговорный процесс с Брюсселем и координируя свои действия на Ближнем Востоке и в Афганистане с США и Европейским Союзом. Сам Реджеп Тайип Эрдоган периодически напоминает «городу и миру» (больше, наверное, - миру), что будущее его страны – в ЕС. Вот только для того, чтобы присоединиться к единой Европе, - замечает колумнист газеты Hürriyet Седат Эргин, -  недостаточно лишь разыгрывать «стратегические козыри», нужно проникнуться европейскими ценностями. А с этим пока сложно: список претензий Брюсселя к Турции по поводу нарушений прав и свобод ее граждан только растет. К тому же турецкое экспертное сообщество единодушно в том, что напряженность в отношениях с Грецией и Кипром не исчезнет и в этом году. 

На американском направлении специалисты прогнозируют новые трения с Вашингтоном, прежде всего, по вопросам военно-политической поддержки американцами сирийских курдов, отказа в поставках Турции истребителей-бомбардировщиков F-35 и нежелания Анкары расстаться с приобретенными у России ЗРК С-400. Не внушает оптимизма и политика нынешнего американского президента, который «держит Эрдогана на расстоянии», официально признал геноцид армян и не пригласил Турцию на недавний «Саммит за демократию».

В то же время газета Hürriyet отмечает появление новой возможности для американо-турецкого взаимодействия: в противостоянии последних месяцев вокруг Украины США хотят видеть Турцию в «западном» лагере.

Напряженность между Москвой и Киевом вообще привлекает к себе большое внимание авторов прогнозов. И здесь на первое место выходят опасения относительно возможного неблагоприятного развития событий, при котором Турция «может оказаться в трудном положении», попав в российско-американские «тиски».

Большинство экспертов констатирует бОльшую близость Турции к Украине, нежели к России, объясняя это тем, что в Черноморском бассейне Анкара проводит политику «в пользу НАТО». А это, по мнению политолога Нежата Эслена (Veryansin TV), вызывает вполне обоснованное недовольство Москвы, которая «защищает свои законные интересы в Черном море».

Москва, - утверждается в ряде публикаций, - на последнем саммите в Сочи продемонстрировала переход на выжидательную позицию в отношении Анкары, и, очевидно, не изменит ее вплоть до президентских и парламентских выборов в Турции в 2023 году. Тем не менее, несмотря на то, что российско-турецкие отношения «чреваты разными кризисами», нынешний анкарский режим более приемлем для российского руководства, нежели гипотетическая победа прозападных сил, и поэтому, - считает ряд экспертов, - Москва «все равно будет поддерживать Эрдогана».

Проправительственные СМИ, видят в прошлом году лишь череду побед и успехов: «Несмотря на все внутренние и внешние помехи, Турция, благодаря уверенному лидерству президента Эрдогана, заключила соглашение с Ливией о разграничении зон полномочий, продемонстрировала мощное военное присутствие в Средиземном море, активизировала здесь поисковые и бурильные работы, установила самые тесные связи с Турецкой Республикой Северного Кипра»[ii]. Победный тренд экстраполируется и на наступивший год.

Значительная же часть экспертного сообщества оценивает ситуацию более трезво. Ожидают, что в 2022 году внешнеполитическое положение страны будет непростым (как и во все остальные годы в последнее время, - добавляет Озан Ормеджи из турецкой Академии международной политики). По его мнению, для того, чтобы исправить подпорченный международный имидж, Турции, прежде всего, следует активнее информировать мировую общественность об инициированных ею гуманитарных миссиях, всерьез замириться с Арменией, вернуться на переговоры по Кипру и сблизиться с Израилем.

Итак, в наступившем году, по мнению большинства специалистов, турецкое руководство сосредоточится на «работе над ошибками», ставшими следствием ряда неудач на пути превращения страны в регионального гегемона при ставке на силовые методы. Однако, как отметила в интервью турецкой редакции DW эксперт израильского Исследовательского института национальной безопасности (INSS) Галлия Линденштраус, «искренность Анкары продолжает вызывать сомнения»[iii]. Отсутствие же встречных шагов со стороны «объектов внимания», по нашему мнению, может заставить Турцию вернуться к жесткой риторике, а на некоторых направлениях - вновь «взяться за оружие». Если, конечно, к тому времени турецкому руководству удастся обуздать нынешний финансовый кризис.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати