ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Черное море турбулентности: турецкий аспект

12:25 30.06.2025 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

С 1 июля с.г. по решению турецкого правительства в силу вступают новые тарифы на проход через проливы Босфор и Дарданеллы, которые были повышены на 15 % по сравнению с предыдущими нормами. Это решение стало частью ежегодной ревизии, проводимой Анкарой с 2022 г. “с целью адаптации пошлин к текущим условиям и международным ценам на золото” и объясняется турецкой стороной необходимостью модернизации инфраструктуры проливов и повышением безопасности судоходства. За последние три года стоимость прохода судов увеличилась в 7,2 раза[1]. Такое повышение тарифов Турцией вполне обоснованно положениями Конвенции Монтрё и, казалось бы, не противоречит нормам международного права. Вместе с тем, в плоскости российских интересов обращает внимание тот факт, что на фоне СВО не только торговые операции, но и военно-политические аспекты все чаще становятся предметом неоднозначных решений со стороны Анкары, которая склонна использовать положения Конвенции исходя из тех интересов, которые она преследует в каждом конкретном случае.

Закрыв с началом специальной военной операции проход для кораблей России и Украины (кроме возвращающихся на свои базы), Турция распространила эту меру на все прибрежные и неприбрежные государства. Все же, в феврале 2023 г. американский эсминец USS Nitze прошел пролив Дарданеллы и зашел в порт Стамбула, при этом его зона потенциального огневого покрытия могла бы включать причерноморскую территорию России[2]. Примечательно, что даже в условиях закрытия Проливов для военных судов Турция по сей день совместно с партнерами по НАТО продолжает проведение морских учений с участием ВМС Болгарии, Великобритании, Греции, Италии, Румынии, США, Канады, Франции и ряда других стран.

С июня 2022 г. Анкара взяла на себя командование морским компонентом Объединённой оперативной группы НАТО с высокой степенью готовности, а в декабре того же года её корпус быстрого развёртывания, базирующийся в Стамбуле, стал боевым корпусом НАТО, как отмечают в западных источниках, “на случай непредвиденных обстоятельств”. По мнению ряда обозревателей это фактически означало, что Турция по сути “возглавила ответ НАТО на возможную дальнейшую агрессию России против союзников”[3].

Продолжает расширяться турецкое сотрудничество с НАТО по различным механизмам поддержки региональной стабильности. Например, Турция круглосуточно проводит воздушную и морскую разведку в Чёрном море и предоставляет до 70% всей информации о ситуации НАТО и Украине. Отдельный сюжет - интенсивное турецко-украинское военное и военно-техническое взаимодействие в области поставок беспилотников, бронетехники, различных видов оружия, совместного производства БПЛА, модернизации военно-морского флота Украины.

В январе 2024 г. Анкара подписала соглашение с Румынией и Болгарией о создании рабочей группы по противоминной деятельности в Чёрном море (MCM Black Sea) для трёх союзников по НАТО, чтобы совместно бороться с дрейфующими морскими минами, которые угрожают судоходству в Чёрном море. Кроме того, Турция стала страной-участницей боевой группы НАТО в Болгарии, а также направила четыре самолёта F-16 и 80 военнослужащих для усиления возможностей национальной системы контроля воздушного пространства Румынии.

Несмотря на определенные разногласия продолжает расти заинтересованность Анкары в упрочении сотрудничества и с западноевропейскими странами. По итогам двусторонних встреч “на полях” недавно прошедшего в Гааге саммита НАТО президент Р.Т. Эрдоган заявил, что “было бы полезно включить союзников, не входящих в ЕС, в новую архитектуру безопасности и обороны Европы” и “рассматривать отношения Турции и ЕС в долгосрочной и стратегической перспективе”[4].

Примечательно, что несколькими месяцами ранее вышел доклад Европейского совета по международным отношениям[5], где постулировались сходные идеи. В частности, в тексте материала отмечалось, что одна из причин, по которой коллективная Европа должна активизировать отношения с Турцией, — это турбулентная неопределённость, связанная с вопросами обеспечения европейской безопасности в свете меняющейся политики США. Особенно акцентируется тот факт, что “Администрация Трампа дала понять, что европейцы должны взять на себя больше ответственности за свою оборону... Возвращение Трампа помогает европейским лидерам осознать свои общие интересы с Турцией”. В этой связи, по замыслу авторов доклада, Чёрное море может стать одной из таких областей интересов, предоставляющих ЕС возможность придать новый импульс отношениям с турецким правительством. При этом в дальнейшем, по их мнению, Черноморский регион может послужить своеобразным ключом к другим стратегически значимым областям, таким как Кавказ, Центральная Азия и Ближний Восток (в первую очередь Сирия), где “Европа может извлечь выгоду из установившегося там влияния Турции”.

Тем не менее несмотря на подобные “европейские игры”, оставаясь на сегодняшний день флагманом политики США и НАТО в Черноморском регионе, Анкара все же пытается сохранять баланс в отношениях с Россией и отстаивать свои национальные приоритеты. Характерно в этой связи заявление Р.Т. Эрдогана: “Наше лицо обращено к Западу, но это, конечно, не означает, что мы отвернемся от Востока, будем игнорировать его или не станем улучшать наши связи”. Черное море по-прежнему остается, с одной стороны, неспокойным морем амбиций многочисленных международных игроков, но и морем возможностей, предоставляющим перспективы нахождения общих точек соприкосновения интересов даже между теми сторонами, которые находятся друг от друга на разных идейных берегах. При этом Турция сохраняет роль центрального звена в этой непростой и трансформирующейся архитектуре региональной стабильности и безопасности.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://granary.ru/tpost/vt1ih4ve51-turtsiya-vnov-povishaet-tarifi-na-tranzi

[2] https://ot-portal.com/analytics/o-roli-turtsii-v-politike-nato-v-chernomorskom-regione/

[3] https://www.marshallcenter.org/en/publications/clock-tower-series/new-security-reality-strategic-approaches-wider-black-sea-region/new-security-reality-strategic-approaches-wider

[4] https://ria.ru/amp/20250625/erdogan-2025382245.html

[5] https://ecfr.eu/publication/bridging-the-bosphorus-how-europe-and-turkey-can-turn-tiffs-into-tactics-in-the-black-sea/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати