Фото: ru.wikipedia.org
Что касается «жесткой» безопасности, ядерного оружия или перемещения больших групп войск, то, конечно, у нас тут другие партнеры. Так постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов во время брифинга в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прокомментировал возможность обсуждения российских предложений о гарантиях безопасности с ЕС. Посол отметил невоенный характер объединения европейских стран, а также напомнил, что Евросоюз отстранился в момент размещения в Румынии американской системы ПРО, способной, при небольшой переналадке запускать ракеты средней дальности в сторону России. Отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь», он рассказал о нехватке энергоресурсов в странах Европейского союза и о мнениях, которые звучат на этот счёт.
«Международная жизнь»: В каком ключе европейские коллеги обсуждают российские предложения о гарантиях безопасности?
Владимир Чижов: 21 страна ЕС является одновременно членом НАТО. При этом все 27 — члены ОБСЕ. Первая реакция тех, кого мы могли бы назвать евробюрократами здесь в Брюсселе была достаточно инстинктивной: «А где же тут роль ЕС? Где место за столом?» пришлось им объяснить, что вы же сами на всем протяжении существования ЕС говорили, что ЕС — это не военная организация, не блок. Это действительно так. И главное, поскольку ключевые моменты наших предложений касаются того, что именуется «жёсткой» безопасностью. Проблемы «мягкой» безопасности мы с ЕС всегда готовы обсуждать и обсуждаем. Что касается «жесткой» безопасности, ядерного оружия или перемещения больших групп войск, то, конечно, у нас тут другие партнеры. Могу, кстати, к этому добавить… Когда в Румынии американцы разместили систему ПРО, способную при небольшой переналадке запускать ракеты средней дальности в сторону России, ЕС не сказал ни слова. Рискну предположить, что ни слова он не скажет, и когда аналогичная система в ближайшие месяцы (вполне может так случиться) появится в Польше. С ЕС мы готовы вести диалог. В тех или вокруг тех переговоров, которые состояться в Женеве, Брюсселе и Вене после новогодних праздников, ЕС свою политическую роль, как поддерживающую этот процесс, мог бы сыграть. Сыграет или нет, посмотрим.
«Международная жизнь»: Депутаты Европарламента призвали снизить зависимость Европы от российских энергоресурсов. Как Вы могли прокомментировать эти заявления?
Владимир Чижов: Знаете, странные люди здесь иногда в Европе делают заявления. С одной стороны, что надо снизить зависимость от российского газа. С другой стороны — претензии к «Газпрому», что мало газа качает. С третьей, что вообще от газа надо отказаться. Кто-то говорит к 49-му году, кто-то говорит: прямо сейчас. Ещё кто-то говорит, что российский газ является, якобы, грязным, а чистым — якобы, американский сжиженный газ, который почему-то до последнего времени уходил не в Европу, а в Азию. Но там видней, видимо. Хотя при нынешнем бурном росте цен некоторые танкеры, насколько мне известно, развернулись и пошли в Европу. Но это временное явление, это ненадолго. По крайней мере, могу сказать, что по состоянию на вчерашний день январские фьючерсы на газ снизились (чуть не вдвое) до уровня ниже 1100 долларов за тысячу кубических метров. Я думаю, что это прямое следствие официальной позиции «Газпрома», озвученной Сергеем Куприяновым, который поставил все точки над «i» и назвал то, что происходит, тем, что происходит.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs