Фото: nord-lock.com.
В российском информационном агентстве ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная участию России в международном термоядерном проекте ИТЭР (ITER, International Thermonuclear Experimental Reactor) в 2021 году.
Этот проект создан на основе международного соглашения между Китаем, Европейским союзом, Индией, Японией, Республикой Корея, Россией и США. В общей сложности в нем участвует 35 стран. В основу реактора положена разработанная советскими и российскими учеными установка Токамак, которая считается наиболее перспективным устройством для осуществления управляемого термоядерного синтеза. Энергетическая установка сооружается на юге Франции рядом с исследовательским центром Кадараш.
Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков сообщил, что 29-е заседание Совета ИТЭР состоялось 17-18 ноября 2021 года. В силу коронавирусных ограничений оно прошло в формате удаленного участия. Правда, по словам В.Першукова, пандемия не оказала какого-либо существенного влияния на сроки и темпы осуществления проекта, и постройка необходимой инфраструктуры идет своим чередом. В настоящее время идет установка полоидальных катушек PF-1, которые станут частью сверхпроводящей электромагнитной системы. Главные трудности, с которыми приходится сталкиваться, связаны с трансграничными перемещениями элементов инфраструктуры и соответствующими таможенными ограничениями. «Обсуждались и риски по продлению проекта. Но полагаем, что ИТЭР с ними справится. Совет одобрил итоги работы всех участников возведения реактора», - заявил В.Першуков.
Директор российского Агентства ИТЭР Анатолий Красильников напомнил, что предприятия России сооружают 23 системы для нужд проекта. Он очень сложен, и главнейшим принципом работы остается строгое соблюдение графика (окончание работ запланировано к 2025 году). Российская сторона отвечает за изготовление коммутирующей аппаратуры для ИТЭР, которая доставляется автотранспортом из России прямо к месту назначения. Уже упомянутые катушки полоидального поля PF-1 изготавливаются силами специалистов Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) и Научно-исследовательского института электрофизической аппаратуры (НИИЭФА) им. Д.В. Ефремова.
Кроме того, Россия поставляет для нужд ИТЭР треть от общего числа гиротронных систем. Гиротрон – это мощный высокочастотный микроволновый прибор. Его излучение похоже на СВЧ, но также имеет оптические свойства, как и лазерное. Гиротрон обеспечивает излучение с длиной волны около 1 мм. Прибор способен производить электромагнитное излучение большой мощности — несколько мегаватт. Благодаря небольшой длине волны это излучение можно сфокусировать на небольшом объекте. Гиротроны способны ликвидировать неустойчивость в плазме или создавать токи нужной конфигурации для поддержания термоядерной реакции.
В общей сложности для атомного реактора потребуется 24 гиротрона, 8 из которых должны быть произведены в России в соответствии с соглашением о поставках между Организацией ИТЭР и Агентством ИТЭР в России, подписанным в 2012 году. Над производством гиротронов работают Институт прикладной физики (ИПФ) РАН совместно с научно- производственным предприятием «ГИКОМ» и Закрытым акционерным обществом (ЗАО) «РТССофт». В настоящее время готов шестой гиротрон из восьми. Активно ведется работа над сооружением вакуумной камеры и системой замены модулей бланкета.
Директор Института прикладной физики РАН Григорий Денисов добавил, что над проектом ИТЭР работают три крупных российских научных центра – Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН, Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН и Институт прикладной физики РАН. В частности, важной задачей, над которой в настоящее время работают российские ученые из Института ядерной физики Сибирского отделения РАН, остается изготовление диагностических порт-плагов, которые будут расположены в патрубках вакуумной камеры и предназначены для установки диагностического оборудования, задача которого заключается в своевременной защите системы от нейтронной радиации.
Российских журналистов особо интересовал вопрос: влияет ли режим санкций на сроки возведения международного термоядерного реактора? Участники пресс-конференции ответили на этот вопрос отрицательно.
«Геополитические процессы не влияют на фундаментальную науку. Достаточно сказать, что санкционные вопросы даже не поднимались на заседании совета ИТЭР. Тем самым лучшие представители мировой науки и производители оборудования доказали, что они могут работать как единый организм», - заявил Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков.
В свою очередь, директор российского Агентства ИТЭР Анатолий Красильников добавил, что в использовании санкций не заинтересован ни один из участников этого проекта. «Если какая-то из этих стран применит против другой санкции, то она применит их против всего сообщества, участником которого она является, а значит, против самой себя. Конечно, были у нас и сложности. Они касались, в основном, покупки электроники. Эти трудности достаточно быстро преодолевались совместными усилиями. Нет ни единого примера использования санкционного режима против того или иного партнера. Попытки предпринимались, но были достаточно быстро пресечены. В настоящее время установка готова более чем на 70%. Надеемся, что на первую плазму мы выйдем к 2025 году, хотя пандемия может способствовать некоторой задержке с окончанием работ», - констатировал он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs