Давно известно, что с «демократами» из Пхеньяна скучать не получается. То они на весь мир объявят о готовности ядерной бомбы, и что-то действительно взорвут для пущей убедительности, то спутник выведут на орбиту. Правда, его, этот спутник ни одни средства слежения ни одного государства распознать не могут… Частенько блефуют северокорейские товарищи, одним словом.
Однако на сей раз там, кажется, «перебрали» и здорово. «Ученые КНДР успешно освоили технологию термоядерного синтеза по случаю национального праздника - Дня рождения Ким Ир Сена, первого лидера Северной Кореи. Этот успех, означающий прорыв в области энергетики, открывает новую страницу в национальном развитии страны на основе последних научных и технологических разработок», ошеломило всех официальное информационное агентство ЦТАК.
Выходит, проблему, над которой бьется весь мир уже добрых полвека, корейцы спокойно решили. Не поверим лукавым, тем более, что стимулом для данного заявления их информагентства послужило другое сообщение, уже из Соединенных Штатов. В конце первой декады мая специалисты Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса объявили о том, что созданная ими установка NIF (National Ignition Facility – «национальная установка зажигания») в Калифорнии на площади в три футбольных поля, почти готова для подачи энергии ядерного синтеза. По весьма оптимистичным прогнозам разработчиков, бесперебойная работа на полную мощность может начаться уже в конце текущего года.
А вот это уже серьезно. Однако, что за «зверь» этот термоядерный синтез и чем он так приглянулся мировой науке?
50 лет назад в подмосковном городе Обнинске заработал первый в мире атомный реактор по производству электрической энергии. С тех пор атомная энергетика во многом определяет развитие мировой экономики. Многие считают, что высокая степень аварийности АЭС ограничивает использование, казалось бы, неистощимых ядерных силовых установок. Тем не менее, только ядерная энергетика способна сегодня удовлетворять стремительно растущие потребности землян, а в недалеком будущем ей, видимо, суждено свершить новую энергетическую революцию человечества.
В наши дни вся жизнь, благополучие и прогресс человека зависят от потребления огромного количества энергии. Расчеты показывают, что энергозатраты сегодня растут быстрее, чем население Земли и, по крайней мере, удвоятся к 2050 г. Вместе с тем, дальнейшее интенсивное использование углеводородного сырья не только быстро истощит запасы полезных ископаемых, но и приведет к пагубным экологическим последствиям. Например, в случае прежней структуры производства энергии вредные выбросы в атмосферу углекислого газа возрастут к 2050 г. примерно до 11 млрд. тонн в год, что приведет к серьезному увеличению парникового эффекта.
Казалось, что панацеей от всех бед уже давно должна была стать атомная энергетика. Однако даже объединенные усилия многих стран так и не смогли найти ответ на главный вопрос: как сделать промышленный атомный реактор полностью безопасным.
А время не ждет. Причем речь уже не идет только о нехватке электроэнергии. Существует более острая проблема – дефицит питьевой воды. Но запасы ее можно поддерживать с помощью плавучих атомных опреснительных установок. Так что, похоже, что скоро огромные территории в Юго-Восточной и Средней Азии, Африке и Центральной Америке просто не смогут обойтись без атомных станций.
Следовательно, нам в любом случае необходим ядерный энергетический источник, только безопасный и надежный.
Таким источником энергии, без преувеличения неистощимым, является управляемый термоядерный синтез, использующий ядерную энергию на основе слияния легких ядер, например, водорода или его изотопов – дейтерия и трития.
Неуправляемые ядерные реакции синтеза широко распространены в природе и освоены человеком для военных целей. Но если термоядерную – водородную бомбу создали и испытали довольно быстро, то подойти вплотную к решению проблемы управляемой термоядерной реакции удалось только в наши дни, хотя лучшие ученые в СССР и США занимались этой проблемой с середины 20-х годов прошлого столетия.
В начале 70-х в мире поняли, что термоядерный реактор можно построить только на основе широкого международного сотрудничества. В сентябре 1985 г. СССР предложил ряду стран совместно разработать реактор ИТЭР. К началу 90-х годов ученые России, США, Японии и Европы создали эскизный проект такого реактора. В июле 1992 г. под эгидой МАГАТЭ международная рабочая группа физиков и инженеров, включая специалистов Канады и Китая, приступила к техническому осуществлению проекта. Сегодня такой реактор строится во Франции.
Ведущую роль в этом процессе играют специалисты Санкт-Петербургского НИИ вычислительной математики и процессов управления, которым впервые в человеческой практике удалось осуществить реальный проект квазистационарного термоядерного устройства с расчетной тепловой мощностью около 500 миллионов ватт.
Сам процесс монтажа займет примерно 8 лет, а его научная и испытательная программы рассчитаны еще на 20 лет.
По мнению секретаря Общественной палаты России, академика Евгения Велихова, высказанному в середине 2007 г., первая термоядерная станция в мире вряд ли появится раньше, чем лет через 25. К 2050 году в России должна начаться промышленная выработка термоядерной энергии мощностью 1 ГВт, а к концу века такой энергии должно вырабатываться 100 ГВт - это более 40% нынешней мощности российской энергетики.
Что ж, может быть, американцам действительно удалось существенно скорректировать сроки начала всеземного энергетического бума. До конца года время пролетит быстро...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs