В чем причина этой самой продолжительной в истории СССР войны? Причину надо искать еще задолго до начала ввода советских войск, а именно - в 1973 году. Тогда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к его родственнику Мухаммеду Дауду, объявившему Королевство Афганистан республикой. Однако просуществовал режим Дауда недолго. В 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Афганистан, по заявлениям партийного руководства, начал строить социализм. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало сторонников «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм.
И это в стране, где господствовали феодальные отношения, противостояние различных этносов, кланов, родов и племен, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность, где было 40 тысяч мечетей и около 300 тыс. мулл. Фактически именно они правили страной, проповедуя ислам в его самых консервативных формах.
Пожалуй, это была первая ошибка зашоренных примитивным пониманием марксизма престарелых советских лидеров. Ведь только лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический.
В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители – Нур Мохаммад Тараки и Хафизолла Амин) и «Парчам» (Бабрак Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама, при полном непонимании социалистических идей племенами терпели крах попытки устроить общественную жизнь по образу и подобию СССР. Оппозиция укрепляла свои ряды. Недовольство нарастало.
Восстали пуштунские племена. Усилился поток беженцев в сопредельные страны. Началось вторжение бандформирований из Пакистана, заполыхала гражданская война, кульминацией которой стал антиправительственный мятеж 15 марта 1979 г. в Герате - третьем по величине городе Афганистана. Не видя иной возможности удержаться у власти, Тараки обратился с просьбой к СССР ввести войска, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.
В сентябре 1979 г. всю власть в стране сосредоточил в своих руках Амин. По его приказу Тараки был убит, началось физическое уничтожение сторонников Тараки и Кармаля. Число жертв превысило 50 тысяч человек. Оппозиция контролировала уже 92% территории, ее вооруженные формирования составили 40 тысяч человек, началось демонстративное наращивание военной силы США в Персидском заливе и на острове Диего-Гарсия: авиация, флот, силы быстрого реагирования.
Здесь надо отметить, что обстановка в мире и на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складывалась не в пользу Советского Союза, позиции которого ослабевали. Возможная потеря «социалистического» Афганистана воспринималась в Москве крайне болезненно.
В то же время США прилагали усилия для втягивания СССР в войну в Афганистане. Так, советник президента Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский позже отмечал, что президент Картер еще до ввода советских войск подписал 3 июля 1979 года секретную директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле. Это, по мнению, Бжезинского, должно повлечь военное вмешательство Советов.
США, по словам Бжезинского, не принуждали русских вмешиваться, но сознательно увеличили вероятность того, чтобы они это сделали. «Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала возможность заманить русских в афганский капкан. Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру: «Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну... . Фактически, Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и в конце концов распад Советской империи», говорил Бжезинский.
В сентябре 1979 года премьер-министр афганского правительства Хафизулла Амин устранив президента Тараки, возглавил правительство и встал у руля, начав жестокие политические репрессии, что еще больше дестабилизировало обстановку в стране и грозило СССР нестабильностью на южной границе. Еще сильнее советское руководство волновала внешняя политика Амина, все больше и больше склонявшегося в сторону запада и США. Было принято решение брать ситуацию под контроль, ликвидировать Амина, поставить «своего» предсказуемого лидера и ввести войска для поддержки афганского народа.
Министр иностранных дел СССР А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи Афганистану, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.
Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой.
8 декабря 1979 г. состоялось заседание «малого Политбюро» в составе: Председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов, глава МИД А.А. Громыко, главный идеолог М.А. Суслов и министр обороны маршал Д.Ф. Устинов. После долгих колебаний решили ввести в ДРА небольшой контингент - 75 - 80 тысяч человек. Ненадолго.
10 декабря заседали еще раз, пригласив начальника Генштаба маршала Николая Огаркова, который выступил против ввода войск. Маршал Устинов резко осадил его: «Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания».
Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.
Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.
Операция по «оказанию интернациональной помощи афганскому народу» затянулась на 10 лет. В афганской войне погибло почти 15 тысяч советских солдат и офицеров.
По материалам сайта «Военное обозрение», портала История.рф, журнала «Международная жизнь»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs