Маис Назарли во Дворце Хенералифе, б. загородной резиденции эмиров Насридов, правивших Гранадой в XIII-XV вв.
Испания. 2008 г. Фото из личного архива Галины Ласиковой.
Имя Маиса Джангировича Назарли известно в России каждому, кто углубленно занимался искусством стран исламского Востока. Будущий ученый родился 26 октября 1960 года. Но его имя происходит от слова «май» – родители назвали сына в честь погибшего родственника. Судьба настигла Маиса Назарли 1 мая 2020 года, когда остановилось его больное сердце, и началась его вечная жизнь…
Более четверти века М.Д. Назарли вел спецкурс «Искусство ислама» в Институте восточных культур и античности РГГУ, был куратором выставок ведущих художников исламского мира в Государственном Музее Востока. Занимаясь изучением арабской каллиграфии и живописи периода Сефевидов, он оставил потомкам много ценных статей и несколько книг по философии исламского искусства.
Маис Назарли выступает на научной конференции в Тегеране. Май 2008 г. Фото из личного архива Галины Ласиковой
«Хорошее произведение искусства должно было, по мысли средневековых мусульманских теоретиков, иметь не менее семи уровней толкования. Задача художника – наполнить этими смыслами свое произведение, а зрителя – раскрыть их, максимально приблизиться к пониманию сущности любого (в широком понимании) текста. В этом «снятии завес» и заключался сам смысл познания художественного образа. Причем важно отметить, что собственно произведение являлось как бы дверью, за которой скрыты тайны мироздания», - писал он в одной из своих работ.[1] Именно поэтому День памяти Маиса Назарли было решено провести в стенах Института философии Российской академии наук.
– Маис Джангирович Назарли был удивительным человеком, - сказал глава сектора философии исламского мира, врио директора ИФ РАН академик Андрей Смирнов. – Как профессиональный искусствовед, он по-настоящему знал искусство и работал на очень ответственных участках в этом направлении. Но помимо сугубо искусствоведческих вопросов, его всегда интересовала теоретическая и философская сторона, вопросы логики искусства, почему оно «устроено так, как устроено». Я хорошо помню, как на наших семинарах, когда я развивал какую-то отвлеченную теоретическую концепцию, Маис слушал-слушал, а потом восклицал: «А покажи мне это на чашечках!» То есть, ему было важно понять, как теория выражается в конкретном материале. Его главная книга «Два мира восточной миниатюры» именно об этом – о том, насколько внутренне сложна такая простая, для поверхностного взгляда, картинка, о том, почему вроде бы непритязательные вещи создавались целыми мастерскими в течение многих месяцев. Изображение на миниатюрах тщательнейшим образом просчитывалось и прочерчивалось. Маис Назарли открыл, какой алгебраической сложности расчеты за этим стоят, и стала понятна глубина этого искусства.
Мероприятие было организовано 30 ноября при поддержке Фонда исследований исламской культуры им. Ибн Сины. Его сотрудники – менеджер по международному развитию Маджид Абольхасани и директор по науке Андрей Лукашев – рассказали о многолетнем сотрудничестве с Маисом Джангировичем. Он был идейным вдохновителем книжной серии «Единство красоты» и редактором-составителем одноименного первого тома этой серии, посвященного изобразительному искусству в исламе. Немало потрудился в качестве научного редактора альбома «Иранская каллиграфия…», не раз выступал в качестве лектора и докладчика на мероприятиях Фонда. Его развернутое интервью украсило созданный при поддержке Фонда ибн Сины документальный фильм о сути исламской каллиграфии «Точка», который был показан в тот день в Институте философии.
Кадр из документального фильма «Точка». Реж. Эмир Валинежад. 2019
С экрана в зал лился голос Маиса Назарли и слова, которые мог сказать только он: «Когда человек пишет пером, это не он пишет – это Божество водит его рукой. Чем роскошнее текст, тем больше в нем Божественного. Каллиграфия пронизывает всю мусульманскую культуру. Она очень физиологична. Можно говорить о различных элементах каллиграфии, их довольно много, но в основе лежит точка. По точке определяется то, какого размера должны быть буквы. По точке учатся писать эти буквы в разных почерках. С нее начинается всё, любой акт Творения. И поэтому оказывается, что весь смысл мира заключен в этой точке».
Маис Назарли в Музее рукописей в Куме (Иран). Фото из личного архива Галины Ласиковой
Доктор искусствоведения Гюльтекин Шамилли, ведущий научный сотрудник Сектора теории музыки Государственного института искусствознания Минкультуры РФ, в своем выступлении отметила, что «присутствие Назарли в востоковедении и исламоведении не ограничивалось рамками собственно искусства. Его интересовала не история искусства, а то, почему оно такое. Он создал новое направление по изучению взаимодействия искусства, человека и общества. Его единственная в своем роде книга «Два мира восточной миниатюры» не только об искусстве, и даже вовсе не об искусстве, а о логике исследования жизни через искусство, об архитектуре нашего мышления, нашего сознания через соприкосновение с искусством». Гюльтекин Байджановна отметила, что таких специалистов, каким был Маис Назарли, в мире чрезвычайно мало, и предложила создать научно-образовательную программу «Лаборатория Назарли», где бы целенаправленно пропагандировались и развивались его идеи.
Из-за ковидных ограничений в зале было не очень много людей, а некоторые объявленные в программе участники выступали онлайн, как, например, Татьяна Стародуб, ведущий научный сотрудник Отдела зарубежного искусства Российской академии художеств. Она была одним из тех специалистов, которых Маис Назарли еще в середине 90-х годов привлек в качестве лекторов на свой семинар в РГГУ по исламскому искусству, и часто выступала на тех же международных конференциях, что и он, освещая закономерности развития материальной культуры средневекового исламского мира. В память о коллеге Татьяна Хамзяновна сделала доклад об общих чертах в традициях мастеров разных династических периодов Арабского халифата и поддержала идею создать междисциплинарную «Лабораторию Назарли».
В онлайн-формате выступила и доцент Российской академии музыки имени Гнесиных Тамила Джани-заде,научный редактор второго тома в серии «Единство красоты» – «Музыка в контексте ислама: традиции Ирана» (2019). Она тоже вспоминала годы, когда по приглашению Маиса Назарли была одним из участников исследовательского семинара по исламскому искусству в РГГУ. «Там были не только те, кто занимался искусствоведением визуального плана, но и этнографы, антропологи, религиоведы. Результатом обмена идеями стал сборник научных статей «Невербальное поле культуры: Тело. Вещь. Ритуал» (РГГУ, 1996), редактором которого он был. Поражала широта его взглядов, интерес ко всему, умение видеть мельчайшую деталь в ее единстве с целым. Он уже тогда ясно понимал и продвигал тезис «единства красоты» в исламском искусстве», – сказала она.
В 2004 году Т.М. Джани-заде по приглашению Организации культуры и исламских связей побывала в Иране в составе делегации российских исследователей иранского искусства. «Кроме Маиса Назарли, с нами в этой поездке были историк Сергей Яценко, искусствовед Шариф Шукуров, сотрудники Государственного музея искусства народов Востока, - вспоминает она. – Мы посмотрели поражающие воображение дворцы и музеи в нескольких городах Ирана. Но в памяти остался и вкуснейший ужин, который Маис Джангирович своими руками там приготовил в честь моего дня рождения. Это говорит о его удивительной человечности и внимании к людям». Когда-то Назарли подарил музыковеду Тамиле Джани-заде свою книгу «Два мира восточной миниатюры» с пожеланием «услышать звуки в прекрасных памятниках искусства». Отвечая на это, Тамила Махмудовна заключила свою речь на Дне его памяти фонограммой проникновенной импровизации на барбате – персидском уде.
Ответственный секретарь журнала «Наука и религия» Валерия Дараган рассказала о том, как много замечательных публикаций о сущности исламского искусства в течение нескольких десятилетий подготовил для этого журнала Маис Назарли. Ему был посвящен специальный выпуск, вышедший вскоре после его безвременной кончины. Этот номер Валерия торжественно вручила главе Института философии академику Андрею Смирнову.
В октябре 2015 года на страницах журнала «Наука и религия» № 672 появился большой материал Маиса Назарли «Снимая завесы», в котором рассказывалось о важном открытии на духовной стезе ученого – его встрече с современным русским художником, проникнувшим «в святое содержание многовековой исламской традиции». Этим открытием стал Евгений Хайлов, который родился в 1948 году на Волге,в Саратовской области, после мореходного училища служил моряком на китобойном судне, затем окончил Московский Архитектурный институт и проектировал здания, в том числе жилые дома на БАМе и космические объекты на «Байконуре». В 2000-х Евгений Михайлович увлеченно работал главным художником крупного издательства. И не мог подумать, что в его жизни наступит момент, когда он окажется на ответственном посту «ученого секретаря художественного совета по оформлению Московской Соборной мечети». В 2010 году он начнет изучать на курсах в ИСАА арабский язык, Коран и основы каллиграфии, а затем создаст серию картин на тему становления ислама. Спустя несколько лет, вглядываясь в эти многофактурные полотна, Маис Назарли увидит в них «известные в исламских трактатах тонкие метафоры», выраженные в работах художника «насыщенно и ярко».
Евгений Хайлов на фоне своих картин в Институте философии РАН. 30 ноября 2021 г.
Все больше углубляясь в мир творений Евгения Хайлова, искушенный искусствовед пишет: «Даже страшно употребить тут слово «стилизация». Этого нет близко. Есть только визуализация проникновения в сложнейшие смыслы мусульманских представлений о смысле существования мира. Это что-то большее, чем только вдохновение или художническая интуиция. Может, в этих глубинных идеях есть что-то такое, что объединяет людей, мыслящих и чувствующих? Привлекает и позволяет понять смыслы Мироустройства? Ностальгия по Истине – одна из основных тем в мусульманской культуре, и Евгений Хайлов своими работами побуждает задумываться о вечных истинах».
На Дне памяти Маиса Назарли в Институте философии РАН 30 ноября 2021 года прошла выставка заслуженного работника культуры РФ Евгения Михайловича Хайлова, которая называлась «Единство красоты». Были представлены его картины о становлении ислама, которыми восхищался в своем очерке Маис Назарли и которые в 2019 году выставлялись в галерее Казанской мечети Кул-Шариф: «Сияющий Коран», «Первая мечеть», «Вознесение Пророка», «Кааба», «Посвящение мусульманским женщинам». Сюда вошли и работы, на которые Маис Назарли идейно вдохновил художника, ставшего его близким другом – «Древо Единобожия» и законченный совсем недавно триптих «Единство авраамических религий».
Произведения Евгения Хайлова у каждого рождают свои мысли и ассоциации «до семи уровней толкования». Но художник, представляя триптих, все-таки предпочел объяснить свой замысел: центральная картина посвящена иудаизму – его олицетворяет Моисей, летящий к толпе евреев на крыльях-скрижалях; картина справа символизирует ислам, который в виде серебристого полумесяца и контура архангела Джабриила в куполообразном ореоле осеняет ночной Константинополь; на картине слева тот же архангел, но уже как Гавриил, возносится с крестом в руке над залитой светом Меккой. Триптих отражается в стоящем напротив большом зеркале, в центре которого та самая каллиграфическая точка, «единая субстанция», дающая начало всему.
Все картины Евгения Хайлова выполнены не на холстах, а на деревянных щитах в оригинальной технике с использованием различных материалов, таких как дерево, кожа, металл, рельефные сгустки масла, инкрустированная сусальным золотом ткань, жемчуг и самоцветы. Научное учреждение не приспособлено для охраны художественных ценностей, поэтому столь замечательная выставка длилась всего один день. Произведения были размещены в ряд прямо в конференц-зале, и на фоне массы стульев они напоминали гигантскую ладью, подобие древнерусской струги, которая сквозь бурю житейских трудностей и геополитических конфликтов пытается сохранить и донести до человечества идею единства Божественной красоты мира.
Среди немногочисленных зрителей я заметила молодую девушку в хиджабе, которая внимательно разглядывала картины и надписи на них. Мы познакомились. Она представилась как Мария, преподаватель онлайн-школы современной арабской каллиграфии.
– Какое впечатление у вас от этих картин?
– Картины мне очень понравились, хочется долго изучать, рассматривать, погружаться в них и размышлять. Они напоминают о вечных истинах, о Едином источнике Писаний, и даже композиционной и цветовой гаммой они дарят наслаждение взору.
Наверное, только прекрасная, глубокая душа может создавать такие проницательные работы. Пусть Всевышний проведет еще больше Красоты через автора этих картин, пусть они станут причиной благих размышлений у созерцающих и приблизят их к Богу.
[1] Цитируется по: http://mardjanifoundation.tilda.ws/maisnazarli
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs