Двадцатилетнее знакомство с этой крупнейшей межгосударственной региональной Организацией твердо убеждает меня в том, что она трудно поддается реформированию и все более утрачивает свою востребованность, роль уникальной многосторонней площадки в Евроатлантике, а также форума равноправного политического диалога и сотрудничества между Востоком и Западом. Не стала исключением и прошедшая 2-3 декабря 2021 г. в Стокгольме 28-я министерская встреча ОБСЕ (СМИД), в очередной раз, к сожалению, подтвердившая, что реальное продвижение к выполнению поставленной на саммите ОБСЕ в Астане в 2010 году задачи формирования сообщества равной, всеобъемлющей и неделимой безопасности явно не просматривается. Время неумолимо движется вперед, а воз и поныне там – блоковые и конфронтационные интересы продолжают брать верх над выработкой столь необходимых консенсусных решений по острым вопросам евробезопасности.
Наши ключевые западные партнеры не согласны с тем, что ОБСЕ переживает кризис доверия и находится в удручающем состоянии, неспособна справиться с возложенной на нее функцией укрепления безопасности на основе сотрудничества. По их мнению, именно действия России и ряда ее союзников якобы привносят в деятельность Организации конфронтацию и раскол. Кто же на самом деле выступает против объединительной повестки дня и адаптации ОБСЕ к требованиям времени, содействует нагнетанию напряженности и усилению разделительных линий? Давно пора прямо назвать эти страны – США, Великобритания, Украина и еще с десяток членов Евросоюза, среди которых особо выделяются скандинавы, прибалты, поляки, чехи и другие. К сожалению, здравомыслящие члены ЕС, которые в контактах с нами в известной мере разделяют российские озабоченности, на практике, подчиняясь блоковой дисциплине, предпочитают занимать отстраненно-осторожную позицию. Есовские тяжеловесы же – Берлин, Париж и Рим, которые могли бы сказать свое веское слово в пользу поиска компромиссной платформы в диалоге с Россией, по сути подыгрывают американцам и агрессивному меньшинству в собственных рядах. Поддержка российских подходов членами ОДКБ является значимой для нас, но явно недостаточной, чтобы противодействовать негативным тенденциям в ОБСЕ и восстановить изначальную ее функцию – форума для равноправного и взаимовыгодного диалога.
И чтобы не говорило шведское председательство в ОБСЕ по итогам министерской встречи в Стокгольме налицо, на мой взгляд, очередной сбой в деятельности Организации и дальнейшее ее скатывание на задворки европейской политики. Не уверен, что ситуацию смогут поправить поляки, перенявшие эстафету у шведов в ОБСЕ. Понятно, что польское председательство в духе евроатлантической солидарности, известных антироссийских и антибелорусских подходов вряд ли способно переломить ситуацию и сосредоточиться на объединительной повестке дня. То, что финны будут председательствовать в ОБСЕ в юбилейный 2025 г. (50-летие Хельсинского процесса), безусловно, позитивный сигнал с прицелом на возможность проведения восьмого по счету саммита Организации. Но для этого надо будет пройти сложнейший период сопряжения наших общих интересов, отказаться от конфронтационной риторики, найти близкие точки соприкосновения по ряду острых актуальных проблем, включая конфликтные ситуации. Много будет зависеть от линии поведения трех ключевых сил в ОБСЕ – американцев, есовцев и России, сумеем ли мы восстановить с ними трехстороннее взаимодействие, которое мы практиковали в Вене в 2010-2011 гг., принесшее немалые дивиденды в согласовании позиций и выработке совместно согласованных решений. Понятное дело, что возможное взаимодействие в ОБСЕ будет зависеть от наших отношений с США и Евросоюзом в целом. Однако можно было бы попробовать постепенно выправлять наше взаимопонимание хотя бы на площадке ОБСЕ. «Красные линии» между нами хорошо известны и труднопреодолимы – Украина и минские договоренности, Крым, Абхазия и Южная Осетия, Приднестровье. Главным же раздражителей является, на мой взгляд, больше нежелание и неготовность наших ключевых партнеров мириться с нынешней ролью России в современных международных делах как мощного в военно-политическом плане самостоятельного государства, уверенно отстаивающего свои национальные интересы и готового твердо постоять за своих союзников.
Я как постпред, практиковавший опыт такого трехстороннего взаимодействия, верю в потенциал такого формата, позволяющего находить реальные развязки по, казалось бы, непреодолимым проблемам. Будущее нашей линии в ОБСЕ, да и в мировых делах будет, как представляется, зависеть именно от налаживания взаимодействия в рамках этого «треугольника».
Одним из наиболее острых вопросов в нашем споре с ключевыми игроками в ОБСЕ является проблематика ее реформирования, повышения эффективности и действенности в целях исправления географического и функционального дисбалансов в работе исполнительных структур Организации, принятие Устава ОБСЕ для упорядочения ее деятельности, в том числе по вопросам наблюдения за выборами, установления порядка ее прозрачности в финансовой, кадровой и проектной областях.
Следует отметить, что озвучиваемые нами предложения по реформированию ОБСЕ и повышения ее эффективности воспринимаются в штыки и американцами, и есовским большинством, считающими, что ничего менять не надо и гибкость Организации состоит именно в незавершенности ее институционального строительства. Не воспринимаются наши аргументы о структурной аморфности и размытости Организации, необходимости модифицировать все аспекты ее деятельности, выстроить четкую вертикаль между коллективными органами и исполнительными структурами. Словом, наша реформенная повестка не срабатывает, вызывает отторжение у ключевых партнеров и в пику нам все активнее наблюдаются нападки западников на принцип консенсуса в ОБСЕ при принятии решений. При этом пробрасываются идеи о закреплении формулы «консенсус минус один» в условиях блокирования одной страной, читай Россией, консолидированного решения абсолютного большинства. Разумеется, мы никогда не согласимся на подрыв того основополагающего принципа консенсуса в работе Организации.
Возникает вопрос, как следует в дальнейшем разворачивать работы по повышению эффективности в ОБСЕ? Необходимо убеждать наших оппонентов в том, что качественное тематическое расширение объединительной повестки дня будет содействовать сохранению востребованности Организации на основе учета взаимных интересов и восстановления прежнего доверия. Не конфронтационный и политизированный подход, а стремление к поиску общих точек соприкосновения и выработке взаимоприемлемых взвешенных решений создавали бы условия для трансформации ОБСЕ в действенную и отвечающую интересам евробезопасности структуру. Нужна политическая воля с обеих сторон с прицелом на возможное проведение восьмого за всю историю ОБСЕ саммита в Хельсинки в 2025 году, приуроченного к 50-летию Хельсинского заключительного акта и призванного дать Организации путевку в новую жизнь, которую уже сейчас стоит осмыслить всем участникам этого уникального объединения, а главное понять, что иного пути нет, если мы хотим его сохранить в обновленном и приемлемом для всех сторон виде.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs