Фото: mid.ru
Россия опасается активизации военно-морского сотрудничества между Великобританией и Украиной. «Подобное рвение Лондону стоило бы проявлять не в деле дестабилизации обстановки на российских границах, а в усилиях по урегулированию конфликта и, прежде всего, в побуждении Киева к строгому соблюдению комплекса мер по выполнению Минских соглашений», — заметила официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова во время брифинга для прессы.
Поводом для опасений стало соглашение о сотрудничестве в военно-морской сфере, в рамках которого британские власти выделят Украине средства на новые корабли и базы на Черном и Азовском морях. Российский МИД воспринимает его как очередное доказательство наращивания британской военной деятельности в соседних с Россией странах. Британо-украинское военное сотрудничество Мария Захарова назвала угрозой региональной безопасности и «поощрением реваншистских настроений Киева» и пообещала от лица российских властей принять ответные меры.
В завершение брифинга пресс-секретарь МИД России ответила на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь заявил о поддержке Украины условиях так называемой "необычной концентрации российских войск" на украинской границе. В тоже время посольство США на Украине подтвердила передачу украинским военным 80 тонн боеприпасов. Как в МИД России оценивают связь между данными заявлениями и событиями?
Мария Захарова: Складывается впечатление, что подобные заявления «о повышенной военной активности» делаются для того, чтобы скрыть или оправдать собственные действия или приготовления. Давайте перейдем к фактам. На Украине Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ фиксирует существенный рост числа случаев нарушения режима прекращения огня. Если за весь октябрь было зафиксировано порядка 6 тысяч случаев, то только за первые недели ноября их было уже более 8 тысяч. Кто же это творит? С какой стороны всё это происходит?
Вооруженные силы Украины методично обстреливают гражданскую инфраструктуру Донбасса, в первую очередь объекты газо-, электро- и водоснабжения, образовательные учреждения. Получают ранения и гибнут мирные жители, в том числе дети. Существенно возросло количество вылетов разведывательно-ударных беспилотников. Всё это указывает на подготовку киевских властей к попытке силового решения конфликта на востоке страны.
С сожалением вынуждены констатировать, что милитаристский запал Киева (помните дикое заявление «по Фрейду», выдавшее то, что у киевского режима на уме, о «плацдарме к миру»?) находит поддержку США и их союзников по НАТО. Они наращивают усилия по военному «освоению» украинской территории и усилению своего присутствия в черноморском регионе. Привела сегодня конкретные цифры и факты по данному направлению сотрудничества Киева с Лондоном. Не прекращается подобное взаимодействие и развитие, как они его называют, «сотрудничества». На самом деле понимаем, что речь идет о военной «накачке» Украины другими странами. Из европейских столиц звучат заявления о готовности перебросить на Украину дополнительные контингенты. И это притом, что «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (пункт 10) прямо требует вывода «всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ». Получается, что уже не только Киев, но и западные страны нарушают Минские соглашения.
На прошлой неделе в акватории Чёрного моря прошли внеплановые военные учения США и их союзников, которые включали полёты стратегической авиации вблизи российской границы. Цель этой провокации очевидна – послать Киеву сигнал о поддержке его агрессивного курса. Тем самым натовцы напрямую, любыми способами и очень активно вовлекают Украину в реализацию своих планов по «сдерживанию» России. К сожалению, в Киеве не понимают, что их страну буквально используют. Их страна не рассматривается Западом как суверенное государство, к ней относятся как к инструменту.
Вновь призываем наших западных партнеров воздержаться от действий по искусственному нагнетанию напряженности, которые чреваты серьезными последствиями для региональной безопасности и стабильности. В этом контексте хотела бы сказать, что мы обратили внимание на заявление МИД Украины в связи с недавним Указом Президента Российской Федерации «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины». В Киеве, судя по всему, даже не удосужились внимательно его прочитать, но сразу обвинили Москву в якобы нарушении Минских соглашений. Хотела бы напомнить, что в соответствии с пунктом 11 «Комплекса мер» Донбасс в рамках реализации законодательства об особом статусе имеет право вести трансграничное сотрудничество с регионами Российской Федерации.
Всячески саботируя выполнение обязательств по Минским соглашениям, украинские власти поставили на поток выдвижение инициатив и принятие решений, которые не обсуждались с представителями Донецка и Луганска, лишая тем самым всякой перспективы и без того буксующий процесс урегулирования. Речь идёт о внесённом 9 августа правительством Украины в Верховную Раду законопроекте «Об основах государственной политики переходного периода». В нём не нашлось места ни особому статусу, ни языковым правам, ни амнистии для жителей Донбасса – всему, что было обусловлено в соответствующих договоренностях. Вместо определения статуса и полномочий местных органов власти и организации выборов в соответствии с «Комплексом мер» и итогами Парижского саммита «нормандского формата» 2019 г. предусматривается введение военно-гражданских и международных администраций. Проживающие в регионе граждане попадут под люстрацию, им будет отказано в амнистии. Это нельзя охарактеризовать иначе, чем «зачистка» Донбасса, его фактически военная оккупация, а, учитывая международный компонент, возможно, с элементом интервенции. По сути, закон «ставит крест» на Минских соглашениях. На практике это будет означать выход из них Украины и слом всего переговорного процесса. В Киеве должны понимать, что они делают и к чему это приведет.
Эксперты Венецианской комиссии Совета Европы в своём заключении от 18 октября откровенно проигнорировали все эти нарушения международных обязательств Украины, противоречие законопроекта Конституции и законодательству страны и фактически дали ему «зелёный свет».
Хочу напомнить, что минский «Комплекс мер» – это уже не просто договоренности между сторонами. Это международно-правовой, обязательный для исполнения всем международным сообществом документ. Это часть резолюции Совета Безопасности ООН. Она обязательна для всех. В оценке правовых аспектов принятия тех или иных решений внутри украинского политического поля об этом нельзя забывать. Ведь эта резолюция принималась при поддержке, в том числе на уровне политических заявлений и намерений Украины. Киев был частью этих договоренностей, поддерживал их прохождение в СБ ООН. Это обязательный для исполнения документ.
Большинство рекомендаций Венецианской комиссии направлено на юридическое совершенствование текста закона, чтобы сделать его менее уязвимым для критики. Странная работа экспертов. В Киеве уже заявили, что учтут все высказанные в Страсбурге замечания.
28 октября мы уже подробно комментировали как сам закон, так заключение Венецианской комиссии. Все наши соображения остаются в силе. Добавлю, что у нас вызывает разочарование неожиданное проявление «близорукости» Венецианской комиссией, которая, наперекор собственным уставным целям и принципам, позволила втянуть себя в нечистоплотную политическую игру вокруг «Комплекса мер» как единственной признанной международно-правовой основы урегулирования конфликта на Украине. Еще раз напомню, это не просто договоренности между сторонами. Они являются частью резолюции СБ ООН, которая обязательна для выполнения всеми.
Убеждены, что в интересах самой Комиссии исключить ситуации, когда ее экспертный и правовой потенциал использовался бы в качестве инструмента для решения сугубо политических задач. От этого зависит будущее наших отношений с этой консультативной структурой Совета Европы.
«Международная жизнь»: Американский конгрессмен Майк Тернер рассказал о присутствии военнослужащих США на украинской территории. До 600 военнослужащих готовы к развертыванию на Украине на случай "вторжения" России, пишет британская газета The Mirror. С чем Вы связываете появление подобных сообщений?
Мария Захарова: Речь идет о создании некоего несуществующего факта и попытке выдать его за существующий. И реакция на этот несуществующий факт как на существующий. Классическая история. Это расскажет любой учебник прежних времен по пропаганде, а теперь и по контрпропаганде.
Как мы неоднократно отмечали, росту милитаристских настроений и военной эскалации на Украине прямо способствует политика США и стран НАТО. На словах они декларативно выступают за политическое решение конфликта в Донбассе, а на деле «накачивают» оружием тех, кто воюет против собственного населения, проводят совместно с ВСУ учения и активно продолжают военное «освоение» Украины. Забывают о Минских договоренностях, правочеловеческом аспекте. Все это является несущественным, когда дело доходит до поставок вооружения, выделения кредитов на закупку у них же этих вооружений, оснащение различными видами оружия Украины, которая применяет их не против внешнего врага (это только слова, прикрытие), а против собственного населения. При этом киевский режим делает агрессивные заявления в адрес нашей страны. Вашингтон прямо поощряет реваншизм в Киеве и поддерживает «на плаву» тезис о мнимой российской угрозе. Это замкнутый круг.
Именно США и их союзники по НАТО только что провели в Черном море незапланированные учения с участием мощной корабельной группировки и стратегической авиации. Это откровенная попытка протестировать российскую реакцию и усилить напряженность в Причерноморье. Все это укладывается в концепцию «сдерживания», создания агрессивных ситуаций, дестабилизации обстановки в целом, что ведет к понижению предсказуемости и серьезно повышает риск эскалации. Хотелось бы надеяться, что здравый смысл в Вашингтоне есть, и (при его наличии) он возобладает над безответственными планами добиться доминирования в Черном море и по другим аспектам.
Что касается российских вооруженных сил, то, в отличие от подразделений американской армии, их передвижение происходит на российской территории. Даже принимая это как «базовую» информацию, то никакой избыточной концентрации сил и средств вблизи Украины нет. 6 ноября начальник Генштаба ВСУ С. Шаптала опроверг сообщения изданий «Вашингтон пост» и «Политико» о переброске российских войск к границам Украины. По его словам, «никакого наращивания усилий сейчас нет».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs