ГЛАВНАЯ > История без купюр

Исход из Крыма

12:18 16.11.2021 • Петр Журавлев, журналист-международник

13 — 16 ноября 1920 года произошёл исход Русской армии генерала Петра Врангеля и сочувствующего ей гражданского населения из Крыма за пределы России. Это событие называют временем окончания Гражданской войны на Юге России. Многие тысячи военных и гражданских беженцев были вынуждены покинуть Россию и бежать в неизвестность. Это событие официально принято считать временем окончания Гражданской войны на Юге России.

Эвакуация была связана с успехом Красной Армии в наступательной операции войск Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе с целью прорыва укреплений белых на Перекопском перешейке и Сиваше, и занятия Крымского полуострова.

Когда 3 ноября 1920 года Красная армия вплотную подошла к Перекопу, генерал Врангель, не испытывая более никаких иллюзий, приказал готовить флот к эвакуации.

«Я приказал генералу Абрамову принять все подготовительные меры к эвакуации военных и гражданских учреждений Симферополя, раненых и больных офицеров и юнкеров, семей служащих и лиц, коим в случае прихода большевиков грозила бы особая опасность, – писал Врангель. – Все подготовительные меры должны были быть приняты по возможности скрытно, дабы преждевременно не возбудить тревоги».

10 ноября после совещания Врангеля с Кутеповым было принято решение начать эвакуацию тылов. Для решения этой задачи были реквизированы все коммерческие суда в портах, независимо от национальной принадлежности. На них стали грузить лазареты, некоторые центральные учреждения. Через французского представителя графа де Мартеля правительство Врангеля обратилось к Франции прося предоставить убежище. Из штабных служащих, юнкеров и казаков стали создавать команды для предотвращения беспорядков, которые могли быть вызваны сообщение о падении линии обороны. Вскоре, ещё без всеобщего объявления, стали выдавать документы на эвакуацию и гражданскому населению.

В ночь с 11 на 12 ноября, когда рухнули последние рубежи обороны, план эвакуации уже был подготовлен. Корабли и суда были распределены между частями, выделены транспорты для семей военных, правительственных и тыловых учреждений и организаций. Оставшиеся суда были должны использоваться для вывоза желающих среди гражданского населения. Чтобы ускорить погрузку и произвести её без задержек, каждая часть имела свой порт для погрузки.

Для реализации этого плана в черноморском бассейне должен был постоянно оставаться определенный тоннаж судов. Все суда и плавсредства были распределены по портам. В этих же портах был создан неприкосновенный запас угля, машинного масла и провианта на случай объявления эвакуации.

Французское правительство, после некоторого раздумья, согласилась предоставить убежище Русской армии Врангеля и беженцам. Однако в качестве «залога» французы потребовали все корабли. 12 ноября вышел приказ Врангеля об общей эвакуации. Врангель обратился к армии и обществу:  «Дальнейшие наши пути полны неизвестности. Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлёт Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье». Всем желающим остаться в России предоставлялась полная свобода. Порча и уничтожение имущества была запрещена. Южнорусское правительство предупреждало граждан о трудностях перехода в стеснённых условиях, и неизвестности дальнейшей судьбы отъезжающих, так как ни одно из иностранных государств не дало своего согласия на принятие эвакуированных.

Для большинства эта эвакуация стала неожиданной. В целом во время эвакуации, в отличие от схожих событий в Одессе и Новороссийске, поддерживался порядок. Специальные команды имели полномочия любыми мерами прекращать беспорядки. Порядок помогало поддерживать и значительное количество судов, Крым покидал весь флот, часть плавсредств взяли на буксир. Кроме того, часть людей погрузили на иностранные корабли – французские, английские и т. д. Чтобы разместить больше людей, сбрасывали в море боеприпасы, другое имущество. Размещали людей на проходах и палубах. Так, на миноносце «Грозный», при штатной численности экипажа в 75 человек, вывезли 1015 человек. На пароход «Саратов», который был рассчитан на 1860 человек, было посажено 7056. Пароходы уходили перегруженные до крайности. Не хватало продовольствия, воды, жизненного пространства. Понятно, что отдельные случаи грабежей, беспорядков случались, но не приняли массового порядка. В частности, в Симферополе грабежами занимались освобожденные из тюрьмы заключенные, в Алуште и Ялте разграбили винные погреба, а в Севастополе ограбили склады американского Красного Креста.

Белый флот (более 120 судов) с примерно 150 тыс. изгнанников взял курс на Константинополь. 15 ноября крейсер «Генерал Корнилов» высадил Врангеля в Ялте, где командующий убедился в завершении эвакуации воинских частей. Затем крейсер посетил Феодосию, там тоннажа судов не хватило и часть кубанских казаков направилось в Керчь. Врангель посетил и Керчь, там выяснилось, что донцы и кубанцы благополучно вывезены. Утром 17 ноября крейсер последний раз прошел вдоль побережья и взял курс на Босфор. Русская армия Врангеля была эвакуирована полностью, кроме тех, кто отстал в пути, был отрезан от портов, или сам решил остаться. Переход по морю от портов Крымского полуострова до Константинополя длился от одного до пяти дней, он для многих людей стал настоящей мукой. Фактически это была своеобразная прелюдия тех лишений и горестей, которые выпадут на долю большинства русских эмигрантов на чужбине.

15 ноября силы Красной Армии заняли Севастополь и Феодосию, 16 ноября – Керчь, а 17 ноября – Ялту. Перекопско-Чонгарская операция была завершена, Крымский полуостров был весь занят Красной Армией, Южный фронт Гражданской войны был ликвидирован.

Крым же впереди ждала волна «красного террора», который организовали председатель Крымского Военно-Революционного Комитета Бела Кун и секретарь Крымского комитета партии Р. С. Землячка (Залкинд). Крым был блокирован войсками. Пропуска на выезд с полуострова подписывал лично Бела Кун. Террор обрушился на офицеров, затем на членов семей белогвардейцев, людей имеющих дворянское происхождение, служащих различных учреждений, «буржуев». Проводились целые облавы, когда оцепляли целые кварталы и несколько дней проверяли документы, одних отпускали, других уничтожали. Были уничтожены тысячи людей. Затем к террору добавился голод, т. к. полуостров было практически невозможно покинуть, многие люди в Крыму были обречены на голодную смерть. Особенно пострадали беженцы, которые не имели источников к существованию.

По материалам сайтов Topwar.ru, Ruposters.ru, журнала «Международная жизнь».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати