ГЛАВНАЯ > Новости

Владимир Путин выступил на втором заседании G20, посвященном изменению климата

15:23 31.10.2021 •

 Фото: ТАСС

Президент России отметил, что изменения климата касаются РФ в той же степени, что и остальные страны. «Действительно, вопросы борьбы с изменением климата, которые мы обсуждаем сегодня, имеют исключительно важное значение и касаются всех и каждого. Россия, как и другие страны, испытывает на себе – именно на себе – негативные последствия глобального потепления, и вот почему: мы сталкиваемся с опустыниванием, эрозией почв, особенно нас беспокоит таяние вечной мерзлоты, на которую приходится значительный объём нашей территории. Отмечу, что и среднегодовая температура в России растёт быстрее общемировой – более чем в 2,5 раза. За 10 лет она увеличилась почти на полградуса. В Арктике скорость потепления, как вы знаете, ещё выше.», - сказал глава российского государства.

Путин также отметил усилия России в преодолении последствий климатических изменений: «Естественно, что наша страна активно и инициативно участвует в международных усилиях по сохранению климата. Мы выполняем все взятые на себя обязательства по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижскому соглашению. Последовательно реализуем политику по снижению чистой эмиссии парниковых газов, предпринимаем шаги с целью повышения энергоэффективности экономики, модернизации электроэнергетики, сокращения выбросов попутного газа при добыче нефти. В России хорошими темпами развивается низкоуглеродная энергетика. Сегодня доля энергии от практически безуглеродных источников – а это, как мы знаем, атомные электростанции, гидроэлектростанции, ветряные, солнечные электростанции – превышает 40 процентов, а с учётом природного газа – самого низкоуглеродного топлива среди углеводородов – эта доля составляет 86 процентов. Это один из лучших показателей в мире. По оценке международных экспертов, Россия входит в число лидеров процесса глобальной декарбонизации. За последние 20 лет углеродная интенсивность нашей экономики ежегодно снижалась в среднем на 2,7 процента, и это больше, чем в мире в целом, и даже больше, чем в странах «семёрки». Недавно мы приняли решение о реализации новой программы повышения энергоэффективности экономики на период до 2035 года. Эта программа станет важным элементом достижения поставленной цели: обеспечить углеродную нейтральность не позднее 2060 года. И мы публично объявили о том, что берём на себя такое обязательство. Причём не просто хотим достичь углеродной нейтральности, а сделать так, чтобы в ближайшие три десятилетия накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России был меньше, чем, например, даже у наших соседей и коллег в Евросоюзе. И это для нас вполне решаемая задача.», - сказал Президент России.

Также Владимир Путин выделил меры по выработке глобальных долгосрочных планов и их реализации. «Усилия мирового сообщества важно сосредоточить, прежде всего, на поддержке наиболее результативных экологических проектов. По нашему мнению, эксперты могли бы составить рейтинг таких проектов по степени их отдачи с точки зрения снижения объёма парниковых газов в атмосфере на каждый вложенный доллар. Нельзя исключать, что вошедшие в этот рейтинг проекты, предусматривающие меры по сохранению, скажем, лесов в России и в Латинской Америке, окажутся более эффективными, чем, к примеру, инвестиции в возобновляемую энергетику в некоторых странах. Подчеркну также, что для решения проблемы глобального потепления просто сокращать объёмы выбросов, на наш взгляд, недостаточно. Нужно наращивать поглощение парниковых газов, а здесь у России, как и у ряда других стран, колоссальные возможности – это поглощающий потенциал наших лесов, тундры, сельхозземель, морей, болот. Чтобы в полной мере использовать такой имеющийся потенциал, мы планируем существенно повысить качество управления лесами, увеличивать площади лесовосстановления, расширять территории нетронутой природы, внедрять новые агротехнологии. <…> В целом же, полагаем, что при реализации климатических и природоохранных инициатив «двадцатке» важно быть лидером в формировании единых, подчеркну, справедливых и, что очень важно, прозрачных правил климатического регулирования. Эти правила должны основываться на взаимно признанных моделях учёта и мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов. И главное, следует подходить к вопросам борьбы с изменением климата комплексно, в тесной увязке с шагами, направленными на обеспечение роста экономики и, как уже коллеги отмечали, благосостояния людей.», - сказал российский президент.

Ранее «Международная жизнь» рассматривала энергетические стратегии ведущих держав в Арктике в контексте энергетической политики.

Еврокомиссия опубликовала стратегию Европейского Союза по Арктике. Заявленные планы амбициозны. Удастся ли претворить их в жизнь?

Изменения климата создают предпосылки для расширения доступности экономических ресурсов Арктики. Согласно большинству оценок, они весьма значительны: тринадцать лет назад геологическая служба США оценила запасы нефти в Арктике до 13% от мировых, а газа – до 30%. Кроме того, в средне- и долгосрочной перспективе, по мере таяния полярных льдов, всё более привлекательными для коммерческого мореплавания становятся маршруты, пролегающие через Северо-Западный проход и российский Северный морской путь (СМП). В ряде случаев, время доставки грузов сокращается в полтора-два раза, по сравнению с нынешними.

До недавнего времени, стратегическую ситуацию в Арктике определяли три основные тенденции. Россия активно наращивает свой стратегический потенциал в регион. В 2008 году приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Практически половина побережья и прибрежной зоны Арктики относятся к территории РФ и ее особой экономической зоне. И приносят до 15 процентов российского ВВП. Москва имеет все основания рассматривать территории Заполярья в качестве «стратегической ресурсной базы». В свою очередь, Соединенные Штатыприступили к глубокому «переосмыслению» своей арктической стратегии. Наконец, Китай демонстрирует растущий интерес к расширению своего присутствия и развитию проектов в этом регионе.

Большинство вопросов жизнедеятельности региона традиционно решаются в рамках Арктического совета, в который входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Государства, непосредственно граничащие с Арктикой, стремятся избегать «интернационализации» вопросов регулирования жизни региона. В частности, страны-члены Арктического совета предпочитают решать «исключительно между собой» вопросы, касающиеся безопасности региона. Тем не менее, как отмечал журнал «Россия в глобальной политике», наличие широкой и хорошо разработанной базы правового регулирования Арктики не останавливает амбиции «всё большего числа стран», стремящихся придать сотрудничеству в регионе как можно более широкое «международное измерение».

Одним из наиболее активных международных субъектов на этом поприще выступает Евросоюз. Точкой отсчета нынешнего этапа арктической политики ЕС можно считать 2007 год, когда в «Голубой книге», посвященной морской политике Сообщества, было высказано предложение о подготовке специального доклада об интересах ЕС в зоне Северного ледовитого океана. В марте 2008 года верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности Хавьер Солана и комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер подготовили к встрече руководства ЕС специальный доклад по арктической проблематике. В документе звучали призывы о необходимости разработать общую, единую политику Евросоюза по вопросам развития Арктики, которая бы соответствовала целям и интересам Сообщества. Помимо прочего, речь шла о «новых вызовах интересам европейской безопасности» в связи с «изменениями в геостратегической динамике». В качестве примера подобной «динамики» приводилось водружение флага России под Северным полюсом в ходе экспедиции подводных аппаратов. С этого же времени, Брюссель предпринимает попытки получить статус наблюдателя при Арктическом совете.

Вместе с тем, до определенного времени арктическая тема оставалась, скорее, на периферии вопросов внешней политики ЕС как субъекта международных отношений. В 2010 году Финляндия, первой из государств-членов, обнародовала собственную арктическую стратегию. В 2011 году ее примеру последовали Дания и Швеция. В последующие годы об особых национальных интересах в Арктике объявили Франция, Германия и Великобритания (еще в качестве члена ЕС). В 2009 году Париж назначил первого специального посла по вопросам Арктики и Антарктиды. В 2013 году Берлин впервые опубликовал основные положения немецкой арктической политики.

Как писала ранее «Международная жизнь», Еврокомиссия вернулась к вопросу актуализации политики в северных широтах в конце 2019 года. В апреле 2020 года ЕК одобрила обновленную «Комплексную арктическую политику». В качестве приоритетных были заявлены три пункта: «устойчивое развитие региона и международное сотрудничество, смягчение последствий изменения климата и охрана хрупкой полярной экосистемы». Летом того же года, Европарламент опубликовал «анализ сбалансированной политики Союза в регионе на фоне отсутствия внешнего признания интеграционной группировки как весомого арктического актора.», - отмечается в статье.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати