В ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция главы московской платформы сирийской оппозиции, секретаря партии «Народная воля», члена руководства Фронта за перемены и освобождение Кадри Джамиля. Конференция была посвящена начавшемуся накануне в Женеве шестому заседанию Малой группы Конституционного комитета Сирии, на работу которого возлагаются большие надежды. Вопросы, которые модератор задал Кадри Джамилю, касались того, с какими установками съехались в Женеву члены Комитета, готовы ли они к конструктивной работе и как оппозиционер оценивают общую ситуацию, в которой началась работа.
Отвечая на них, Джамиль напомнил, что Комитет был создан 31 января 2018 года в Сочи на Конгрессе сирийского национального диалога. Фактически он был укомплектован представителями власти и оппозиции только через один год и девять месяцев − его первое заседание прошло 31 октября 2019 года в Женеве. С тех пор состоялись еще четыре заседания; каждое заседание продолжалось примерно неделю по четыре часа в день. То есть, всего заседания в общей сложности продолжались 28 дней или 112 часов. Эти цифры он привел, чтобы подчеркнуть, что на выходе этих заседаний результат был абсолютно нулевой – их участникам не удалось договориться ни по одному вопросу, ни по одному пункту повестки дня принятия новой Конституции Сирии.
Говоря о начале шестого заседания, сириец выразил осторожный оптимизм, что переговоры наконец-то сдвинутся с мертвой точки. Вопрос теперь в том, насколько быстрым будет это движением в направлении желаемого результата, и не будет ли оно прерываться остановками. Оценить прогресс можно будет только к концу текущей недели. По прикидкам сирийского политика, если сохранится нынешний темп работы, то она продлится не меньше двух месяцев, а может быть год и больше. В то же время, объективная реальность требует скорейшего политического решения сирийской проблемы, и Конституционный комитет – это лишь один из инструментов достижения необходимого результата. Джамиль подчеркнул, что он говорит это не для того, чтобы преуменьшить значение Конституционного комитета, а для того, чтобы заставить задуматься о том, как можно ускорить его работу. Начиная с момента его создания в 2018 году до 2020 года его роль была небольшой. По мнению оппозиционера, роль Комитета должна проявляться во влиянии на политический процесс, чтобы он продолжал «жить» и развиваться. Если на этом направлении не будет никакого движения, − это будет означать похороны Резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Сам политический процесс шире, чем деятельность Конституционного комитета, но она является вторым по значимости приоритетом в этом процессе.
Сириец не стал останавливаться на международных аспектах функционирования Комитета, отметив лишь, что в них имеют место негативные факторы. Что касается непосредственно внутренней проблематики Сирии, то здесь он выделил две стороны, которые по большинству вопросов не могут между собой договориться. Он подчеркнул, что для некоторых сил заседание в Женеве Конституционного комитета является просто политической игрой, которая не имеет большого значения. Есть также те, кто подходит к деятельности Комитета достаточно формально. Они ставят его работу − как самоцель − на первое место и лишь потом рассматривают выборы. В этом случае, когда Конституционный комитет со второго места в политическом процессе переводится на первое, – это означает, что первоначальная первая позиция фактически ликвидируется. Джамиль добавил, что прежде были попытки не просто затормозить процесс политического урегулирования, но предать забвению саму Резолюцию 2254.
Он объяснил, что в действительности означает эта резолюция для сирийского народа. Она была принята Советом Безопасности ООН в 2014 году, и на ее основе практически был сформирован Конституционный комитет и начат политический процесс, который предусматривал вывод всех иностранных войск с территории Сирии вне зависимости от того, находились ли они там по приглашению или без приглашения. Израильские вооруженные силы, которые с 1967 года продолжают оккупировать очень важный сирийский район – Голанские высоты, также подпадают под это определение. Для сирийцев нахождение израильских войск на Голанах является очень острым и болезненным вопросом. С точки зрения сирийского оппозиционера, захват этой территории Израилем в 1967 году и сирийский кризис 2011 года представляют собой взаимосвязанные явления. Он объяснил это тем, что оккупация Голанских высот привела к большим потерям Сирии в экономике, так как страна должна была вкладывать большие средства на противодействие захвату, что подтачивало государство изнутри. Его ресурсы тратились на решение внешних задач, вместо того, чтобы решать свои внутренние задачи. Из этого сирийский политик делает вывод о том, что те, кто не хочет вывода израильских войск с оккупированных территорий, закладывают основу второго этапа сирийского кризиса. Он также расставил приоритеты: сначала вывод со всех территорий Сирии тех иностранных военных контингентов, которые пришли без приглашения, то есть вторглись (включая Израиль), а затем всех остальных.
Джамиль подчеркнул, что Резолюция 2254 означает еще и отмену наложенных на Сирию санкций. Известно, что сирийские природные богатства в результате военных действий и коррупции хищнически разграбляются. Санкции еще больше усугубляют экономическое положение страны и внутреннюю социально-экономическую обстановку. Минимальная зарплата сирийцев сейчас составляет 20 долларов или 70 тысяч сирийских лир. Это при том, что прожиточный минимум 300 долларов – 1 миллион 50 тысяч лир. Для средне-нормального уровня жизни необходимо 500 долларов. Кроме вышеперечисленного, Резолюция 2254 предусматривает решение проблем с политзаключенными и пленными, а также с беженцами.
Сирийский политик рассказал, что для поступательного движения вперед в работе Конституционного комитета московская платформа сирийской оппозиции еще в октябре 2019 года предлагала, чтобы он переехал в Дамаск, что вызвало негодование оппозиционного Сирийского переговорного комитета – главной оппозиционной силы. Даже было принято решение вывести представителя московской платформы из переговорного процесса. С тех пор московская платформа сирийской оппозиции не участвует в деятельности Конституционного комитета. По словам Джамиля, московская платформа, при поддержке каирской платформы и других оппозиционных сил, неоднократно ставила перед Сирийским переговорным комитетом вопрос о своем восстановлении в Конституционном комитете. Она также продолжает настаивать на необходимости проведения заседаний в Дамаске, чтобы Конституция была написана в Сирии, а не за рубежом. Смысл переноса заключается в том, чтобы работа Комитета велась на постоянной основе, а не периодически, как это было раньше. Иначе Конституция будет писаться еще очень долго, и сирийский кризис еще долго не получит своего разрешения. Другим важным политическим последствием переноса деятельности Конституционного комитета в Дамаск могло бы стать прекращение взаимного непризнания друг друга различными амбициозными деятелями оппозиции. Взаимное непризнание, доходящее до личных выпадов на грани оскорблений, не дает вести продуктивный диалог.
В заключение Кадри Джамиль выразил уверенность, что переезд Конституционного комитета в Дамаск позволит приблизить его членов к реалиям Сирии и жизни сирийского народа, ускорит политический процесс и написание Конституции, а в результате приблизит проведение выборов. Он также будет способствовать консолидации сирийского общества и диалогу различных политически сил в стране.
Далее Джамиль ответил на поступившие в пресс-центр вопросы журналистов и Интернет-пользователей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs