Фото: ria.ru.
В Москве состоялась пресс-конференция руководителя Московской платформы сирийской оппозиции, члена руководства оппозиционного Фронта за перемены и освобождение Сирийской Арабской Республики (САР) Кадри Джамиля, посвященная проблемам урегулирования сирийского конфликта. Политик рассказал о ситуации в Сирии и вокруг неё, о проблемах межсирийского диалога и продвижении комплекса мер по установлению мира в стране в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН.
Кадри Джамиль напомнил, что предыдущий его брифинг состоялся полтора года тому назад. У такого длительного перерыва были свои причины. «Не имеет смысла просто так появляться в СМИ. В течение всего предыдущего года ввиду мировой и региональной ситуации сирийская проблема оказалась отчасти на периферии, тем более что ничего серьезного на этом направлении не происходило. Сейчас, как мы полагаем, ситуация в регионе и мире существенно изменилась», - отметил К.Джамиль.
«Прежде всего, необходимо указать на важнейший политический вопрос, который оказывает сейчас и будет оказывать в ближайшее время серьезнейшее влияние на всю региональную ситуацию, в том числе и на сирийское урегулирование. Это палестинская проблема, и, в особенности, противостояние израильской армии и движения ХАМАС в секторе Газа», - подчеркнул глава Московской платформы сирийской оппозиции.
Положительную оценку дал Кадри Джамиль межпалестинской встрече, состоявшейся 29 февраля - 1 марта 2024 года в Москве. «Палестинские организации раздроблены, и это разделение необходимо преодолеть. Этим расколом пользуется противник, для того, чтобы и дальше нарушать международное право и гуманитарные нормы. Состоявшееся собрание имеет большой смысл, и особенно важно, что оно состоялось именно в российской столице. Россия приложила огромные усилия для объединения палестинских рядов, и первый успешный шаг на этом пути стал созыв этих переговоров. Перед этим было еще две попытки: представители палестинских организаций приезжали в Москву, но их собрания не увенчались успехом. Но терпение и политическая воля в достижении этой цели сделали свое дело. Впервые за долгие годы в итоговом документе удалось зафиксировать, что все фракции готовы уважать платформу Организации освобождения Палестины как единственного представителя палестинского народа. Этот документ, под которым стоят подписи всех 14 движений, может сослужить хорошую службу для дальнейших усилий по установлению мира», - отметил руководитель Московской платформы.
К.Джамиль считает, что Сирия в настоящее время сталкивается с теми же проблемами, что и Палестина. Политическим силам, представляющим официальный Дамаск и оппозицию, крайне сложно договориться по принципиальным вопросам мирного урегулирования. Ситуация усугубляется наличием на территории Сирии иностранных вооруженных сил и колоссальным количеством беженцев из страны. Несмотря на то, что с 2019 году в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН создан Конституционный комитет Сирии (ККС), который до 2022 года провел шесть заседаний в Женеве, никаких компромиссов достичь не удалось.
После начала Россией специальной военной операции на Украине Швейцария присоединилась к антироссийским санкциям, и в Москве стало очевидно, что Швейцария не может считаться в полной мере нейтральной страной. Кроме того, возникли многочисленные проблемы с выдачей виз делегатам. Спецпредставитель ООН по Сирии Гейр Педерсен пытался решить эту проблему. «Он выдвинул предложение, которое официально не объявлял, но о котором рассказал нам. Это перенос комитета из Женевы в Найроби, в Кению. Были и другие предложения. Среди них – Багдад. Тем не менее, несколько дней назад Педерсен направил официальное письмо обеим сторонам конфликта – и ККС, и Высшему комитету по переговорам оппозиции Сирии. В нем предложено созвать следующее заседание комитета в Женеве. Но это предложение, которое очень сложно реализовать. Совершенно очевидно оно направлено на то, чтобы помешать России. Учитывая, что Дамаск является союзником Москвы, сирийская правительственная делегация не поедет в Женеву. Свою позицию выскажут и остальные платформы оппозиции – в Каире и Эр-Рияде. Но от имени Московской платформы я уполномочен заявить: мы готовы поехать в Женеву, хотя считаем, что это пустой, формальный жест. Нам нужны серьезные предложения по существу для созыва собрания комитета, поскольку годы идут, а фундаментальные социальные и политические проблемы не решаются», - подчеркнул К.Джамиль.
«Что означают метания Конституционного комитета между Женевой, Найроби и Багдадом? Это означает попытку “заморозки” конфликта в его нынешнем состоянии. Сирийцы страдали от пуль в годы войны, они страдают от голода из-за тяжелых экономических условий. Замораживание конфликта очень опасно. Об этом неоднократно говорилось на переговорах сирийской оппозиции в Москве и в Сочи. Страны Запада согласились с резолюцией 2254, но заняли откровенно лицемерную позицию. Они не хотят выполнения этого документа», - заявил глава Московской платформы сирийской оппозиции.
Что же касается самого Конституционного комитета, то, по словам К.Джамиля, ему с самого начала нужно было располагаться в Дамаске, а не в Женеве. Работа Комитета должна осуществляться на постоянной основе, а не периодически, как это делается сейчас. Иначе Конституция будет писаться еще очень долго, и сирийский кризис еще долго не получит своего разрешения. Другим важным политическим последствием переноса деятельности Конституционного комитета в Дамаск могло бы стать прекращение соревнования амбиций деятелей оппозиции, которое препятствует ведению продуктивного диалога, и взаимное признание сторонами друг друга. «Но есть и финансовый аспект. Знаете, сколько стоит проведение одного заседания Конституционного комитета в Женеве? 200 млн. долларов. В Дамаске оно не будет обходиться в такую сумму», - заметил сирийский политик.
В политическом смысле позиции Кадри Джамиля остаются на протяжении всего сирийского конфликта неизменными: выстроить в стране такую систему, которая учитывала бы сложный этнический и религиозный состав населения страны, а при возникновении кризисной ситуации могла предотвратить развал государственного аппарата и наступление хаоса.
Напомним, что Сирия сейчас фактически расколота на три региона: арабо-суннитский, арабо-алавитский и курдский. «Заморозка» конфликта сделает подобное положение постоянным и окончательным. Гигантской цифры достигло количество беженцев из страны. Больше всего их в Турции (около 3 млн.). По остальным странам и регионам цифры впечатляют не меньше: в Ливане около 1 млн., в Европе (в основном в Германии) чуть меньше 1 млн., в Иордании 600 тыс., в Египте – 400 тыс. человек. К этой цифре стоит добавить и численность внутренних перемещенных лиц: на северо-востоке Сирии она составляет 3 млн. человек, а на северо-западе – 4 млн. человек. К тому же часть регионов не подчиняется правительству в Дамаске. При этом общая численность населения страны до начала конфликта составляла 23 млн. человек.
«Ранее была надежда, что ситуация нормализуется. Страны “астанинской тройки”, прежде всего, Россия, внесли в эту нормализацию существенный вклад. Особенно это относится к Москве: без ее усилий страна превратилась бы в центр деятельности ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры» (террористические движения; запрещены в России). Но отказ от принципиальных решений социальных и экономических проблем лишь усилит отток населения. Пока конфликт еще можно урегулировать, тем более что Сирия до сих пор признана на международном уровне в своих довоенных границах. Не исключено, что сейчас, когда позиции Запада на международной арене ослабевают, а российские, напротив, усиливаются, возможность установления более справедливого миропорядка, и, в том числе, мира в Сирии, более высока, чем прежде», - подчеркнул К.Джамиль.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs