В Москве в Центре кризисного реагирования ОДКБ состоялся брифинг начальника Объединенного штаба ОДКБ для СМИ по теме: «О готовности органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к проведению совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2021».
В ходе брифинга начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров проинформировал о военно-политической обстановке в зоне ответственности ОДКБ и об особенностях проведения оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2021».
В режиме онлайн в мероприятии приняли участие представители оборонных ведомств и СМИ Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Начиная брифинг, Анатолий Сидоров отметил, что военно-политическая обстановка в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности сохраняет динамичный и быстро меняющийся характер, что вызвано комплексом негативных факторов глобального и регионального масштабов, связанных с перераспределением влияния между различными «центрами силы» и ужесточением конкуренции между ними. Исходя из этого, ОДКБ определила для себя следующие основные факторы угроз: возрастание активности и расширение географии деятельности международных террористических и экстремистских организаций; деятельность западных государств по наращиванию коалиционных и национальных военных потенциалов при активном расширении военного присутствия США в Европе; увеличение объемов недружественных кампаний в киберпространстве; антироссийская истерия правящего режима на Украине; сохранение высокой конфликтной напряженности в Сирии и Афганистане.
Генерал-полковник постулировал, что к обострению международной обстановки ведет великодержавная политика США, которые позиционируют себя в качестве глобального и единственного гаранта международной безопасности. Соответствующий подход заключается в навязывании модели коллективной безопасности с центральной ролью США и государств-союзников с акцентом на развитие партнерских отношений со странами, разделяющими т.н. «западные демократические ценности». В качестве главных мировых противников, как следует из «Ежегодного доклада разведывательного сообщества США», рассматриваются Россия, Китай, Иран и Северная Корея, которые «ведут подрывную деятельность против американского государства». Исходя из этого, проводимые руководством США мероприятия по недопущению роста влияния России и Китая, а также их сближения, продолжают оказывать дестабилизирующее влияние на безопасность в мире.
Анатолий Сидоров подчеркнул, что на фоне растущей зависимости европейской безопасности от США и НАТО с учетом поспешного вывода войск из Афганистана и спровоцированной этим нестабильности в регионе, руководство Евросоюза вновь озадачилось проблематикой обеспечения собственной безопасности. В данном контексте заслуживает внимания инициатива Франции о «реанимировании» т.н. «сил немедленного реагирования» ЕС. На фоне увеличения масштабов и интенсивности глобального информационного противоборства, Европейский союз продолжает уделять повышенное внимание укреплению кибернетической безопасности. В частности, Еврокомиссия завершила согласование между странами–членами организации вопроса о формировании к концу 2022 года объединенного киберподразделения ЕС в структуре Европейского агентства по кибербезопасности.
Говоря о региональных вызовах, начальник Объединенного штаба описал ситуацию с Польшей и Прибалтикой. По его словам, Польша, продолжая позиционировать себя в роли субрегионального лидера, активно поддерживает США и продвигает интересы НАТО на основных мировых политических площадках. В плане развития национальных вооруженных сил Польша продолжает последовательно увеличивать их численность, формировать новые виды вооруженных сил, развертывать новые соединения в непосредственной близости от западных границ ОДКБ и проводить поэтапное техническое переоснащение, а также активизирует разведку на восточном направлении. В свою очередь, руководство стран Балтии основной акцент делает на расширении возможностей по приему и размещению на своих территориях иностранных воинских контингентов, отводя национальным вооруженным силам роль «авангарда».
Перейдя к Украине, Анатолий Сидоров отметил, что ситуация в «незалежной» усугубляется антироссийскими настроениями военно-политического руководства страны, а также устремлениями к евроинтеграции и членству в НАТО. Для стимулирования национального стратегического курса по сближению со странами Запада и его пропаганды среди украинского населения планируется выстроить систему информирования граждан по вопросам необходимости присоединения Украины к ЕС и НАТО. Ухудшению ситуации также способствует отсутствие у руководства страны стремления к мирному урегулированию конфликта на юго-востоке.
Генерал-полковник резюмировал, что реализация проектов по усилению ударно-наступательного потенциала Североатлантического альянса, а также расширение военного присутствия США в Восточной Европе, наряду с практической отработкой планов проведения наступательных операций в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, создают реальные предпосылки к сохранению высокого уровня военно-политической напряженности в Восточно-Европейском регионе. При этом, учитывая общую антироссийскую направленность внешней политики большинства западных государств, стратегическое сдерживание России и ее союзников по-прежнему будет являться основным аргументом по обоснованию милитаризации государств–членов НАТО и организации в целом.
При рассмотрении ситуации в Иране, Анатолий Сидоров подчеркнул, что она осложняется наличием противоречий между Тегераном и ведущими западными державами по реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по вопросу «ядерной сделки», связанных с неконструктивной позицией Вашингтона, который отказывается приостанавливать действие односторонних санкций на поставку в Иран обычных вооружений, а также предоставлять его зарубежным партнерам льготный период для закрытия действующих контрактов.
На фоне стремления Турции к закреплению своих позиций в регионе состоялось подписание «Бакинской декларации», которая нацелена на укрепление межпарламентских связей с Азербайджаном, развитие сотрудничества, а также совместное отстаивание интересов на международном уровне по вопросам, связанным с сохранением мира и безопасности. Декларация предусматривает дальнейшее усиление военного сотрудничества двух стран. Известно о намерениях Турции и Азербайджана договориться о создании «совместной тюркской армии».
Начальник Объединенного штаба сделал вывод, что незавершенность процесса демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы, неконструктивная политика стран Запада, поддерживаемая Грузией, а также отстаивание Турцией своих позиций в роли регионального лидера будут во многом способствовать поддержанию напряженности на Кавказе и снижению уровня региональной безопасности в целом.
Говоря о Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности, Анатолий Сидоров определил основной источник нестабильности – это обстановка внутри и вокруг Исламской Республики Афганистан (ИРА), которая характеризуется стремительным захватом власти представителями движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России) на фоне поспешного вывода войск западной коалиции. Талибы установили контроль над территорией страны, анонсировав создание государства с шариатской формой правления – Исламского Эмирата. Данный факт спровоцировал массовый исход из страны беженцев. Только в Иран и Пакистан бежало более 3 млн. афганцев. Стоит предположить, что вытеснение этнических меньшинств с занимаемых ими территорий на фоне возрастающего уровня террористической угрозы может спровоцировать массовый отток беженцев в сопредельные с Афганистаном страны Центральной Азии, в том числе государства–члены ОДКБ.
По оценкам иностранных экспертов, приход к власти в Афганистане талибов актуализирует угрозу использования международными террористическими организациями и другими деструктивными силами афганской территории в качестве базы для дестабилизации ситуации в сопредельных государствах. Наибольшую угрозу для соседних стран представляют международные террористические группировки «ИГ-Хорасан» и «Аль-Каида» (террористические организации, запрещенные в России) . В настоящее время наблюдается их усиление за счет освобождения из афганских тюрем сторонников игиловцев и вербовки боевиков, находящихся в оппозиции «Талибану» (террористическая организация, запрещенная в России).
Генерал-полковник подчеркнул, что характер деятельности официальных представителей иностранных государств позволяет сделать вывод о том, что они вынуждены вести диалог с талибами с целью недопущения роста регионального экстремизма. Вместе с тем, совокупность перечисленных факторов способствует росту нестабильности в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности и в перспективе может спровоцировать эскалацию напряженности до критического уровня.
В целом,подводя итог анализу складывающейся военно-политической обстановки, Начальник Объединенного штаба отметил, что спектр угроз военной безопасности государств–членов ОДКБ остается достаточно широким. В каждом из регионов они имеют свои особенности и требуют принятия адекватных мер реагирования.
Что касается непосредственно самих учений «Боевое братство-2021», то тут он обратил внимание на то, что они будут состоять из трех частей. В Центрально-Азиатском регионе, на территории Республики Таджикистан, состоятся:
-
специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения Войск (Коллективных сил) ОДКБ «Эшелон-2021», в ходе которых будут отрабатываться вопросы организации материально-технического обеспечения при подготовке и в ходе совместной операции;
-
специальные учения с силами и средствами разведки «Поиск-2021»,в ходе которых будут отрабатываться вопросы организации и ведения разведки в интересах подготовки и проведения совместной операции;
-
совместное учение с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2021», в ходе которого КСОР ОДКБ отработают вопросы подготовки и проведения совместной операции по локализации приграничного вооруженного конфликта.
В каждом учении, проводимом в рамках «Боевого братства-2021», будут участвовать воинские контингенты всех шести государств – членов ОДКБ. В них также будут участвовать формирования сил специального назначения и заинтересованных министерств и ведомств, что позволит отработать широкий спектр вопросов, наметить пути дальнейшего совершенствования совместной подготовки органов управления и формирований Войск (Коллективных сил) ОДКБ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs