ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Лимит государственного долга США – где потолок «безопасного коридора»?

11:18 04.10.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

В конце сентября представители Республиканской партии в Сенате США решительно выступили против очередного повышения лимита государственных заимствований. В ответ, глава Минфина Джанет Йеллен предупредила Конгресс, «что без повышения лимита федеральные власти начнут задерживать оплату своих счетов уже в октябре». Ситуация не нова, в последние годы, проблема лимита государственного долга регулярно провоцирует ожесточенные политические баталии на Капитолийском холме.

Нижняя палата Конгресса США поддержала законопроект о госбюджете на следующий финансовый год в его первоначальном варианте на позапрошлой неделе. При этом 220 голосов «за» подали только представители Демократической партии. Однако 27 сентября сенаторы-республиканцы заблокировали голосование по законопроекту, поскольку он, помимо прочего, включал в себя положение о повышении лимита госдолга. Только вечером 30 сентября Конгресс одобрил «временный» законопроект о госбюджете – без пункта о лимите госдолга, в соответствии с которым администрация Байден сможет оплачивать текущие расходы до 3 декабря нынешнего года.

В тот же день Палата представителей поддержала законопроект об отмене лимита госдолга до конца 2022 года. Голоса разделились 219 на 212. Против выступили двое демократов. Один республиканец проголосовал «за». В свою очередь, министр финансов Йеллен выступила в поддержку идеи, набирающую популярность среди демократов и их сторонников, согласно которой лимит государственных заимствований для правительства США должен быть отменен вовсе. Поскольку даже одна лишь угроза дефолта Америки порождает «серьезные последствия» для национальной и мировой экономики.

Однако республиканцы в Сенате заявили о непреклонности своей позиции. Реальная подоплека заключается в ожесточенной политической борьбе вокруг предложенного администрацией Байдена пакетов мер экономического стимулирования. Первый - по преодолению последствий коронакризиса, объемом в 1,9 трлн. долларов. Второй – направленный на ускорение модернизации американской инфраструктуры – объемом в 3,5 трлн. долларов. Республиканцы требуют, чтобы Демократическая партия взяла на себя всю ответственность за принятие столь грандиозного плана государственных расходов, поскольку он подразумевает и соответствующее повышение налогов, а также наращивание государственного долга. По мнению республиканцев, демократы должны сами принять решение и о повышении лимита государственных заимствований. Демпартия, в свою очередь, указывает им на то, что решение о повышении лимита госдолга во времена администрации Трампа принималось на двухпартийной основе.

Согласно законодательству США, федеральное правительство может осуществлять заимствования в размере, не превышающем лимит, устанавливаемый решением Конгресса. Впервые, подобное юридическое положение появилось в 1917 году в законе о привлечении средств на военные нужды, известном как the Second Liberty Bond Act.[i] В настоящее время, действует лимит, установленный Конгрессом в августе 2019 года. «Тогда потолок был зафиксирован на уровне $22 трлн., теперь с накопленной задолженностью он составляет $28,5 трлн.»[ii]

Основная цель заимствований, осуществляемых правительством США – покрытие бюджетного дефицита. В новейшее время, последним годом, когда правительство США закончило год с профицитом бюджета, стал 2001. С тех пор, бюджетный дефицит США растет практически ежегодно. К 2019 году дефицит федерального бюджета составил 983 млрд. 592 млн. долларов. В 2020 финансовом году, дефицит превысил цифру в 3 трлн. 129 млрд. долларов, что объясняется расходами на преодоление последствий пандемии коронавируса.[iii]

По мере усиления в США внутриполитической поляризации, страсти вокруг лимита государственного долга разгораются всякий раз, когда речь заходит о финансовых инициативах, требующих значительного перераспределения денег между различными слоями американского общества. Так, предыдущая ожесточенная схватка конгрессменов по вопросу «потолка» госдолга случилась в 2011 году в ходе борьбы вокруг масштабной реформы здравоохранения, Affordable Care Act, которую предлагала администрация Обамы. В том году борьба в парламенте по размеру лимита настолько затянулась, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s на какое-то время  понизило кредитный рейтинг США.

В наши дни администрация Байдена выдвинула многотриллионный план государственных расходов, подразумевающий необходимость  новых грандиозных заимствований. Согласно оценкам журнала The Economist, в случае реализации инициатив Белого дома, дефицит бюджета США будет превышать показатель в 4 процента ВВП каждый год до конца нынешнего десятилетия.  А государственный долг Америки вырастет с нынешних 110 процентов ВВП до 117 процентов к 2030 году. В этой связи, республиканцы настаивают, что увеличение государственных расходов непосредственным образом связано и с проблемой размера государственного долга. Что они «неразделимы», поскольку по долгам правительства придется платить «всем американцам».

Указывая, что Демпартия контролирует как исполнительную, так и законодательную власть[iv], лидеры республиканцев в Конгрессе пытаются переложить на оппонентов всю полноту политической ответственности за новые долги и новые налоги. Тем более что демократы действительно обладают юридической возможностью, известной как «согласительная процедура» (“reconciliation”) – и имеют возможность утвердить повышение лимита госдолга единолично. «Согласительная процедура» требует лишь простого большинства в обеих палатах парламента. В то время, как стандартная процедура – не менее 60 голосов членов Сената. По данным The Washington Post, американские эксперты оценивают сроки, необходимые Демпартии для реализации «согласительного» сценария в пару недель. Однако характеризуют его как «не оставляющий права на ошибку».

В свою очередь, и лидер демократического сенатского большинства Charles E. Schumer  называет процедуру однопартийного утверждения лимита госдолга политически «рискованной» и «обременительной». Поскольку, во-первых, демократы и без того планируют задействовать ее для продвижения ряда других экономических инициатив Байдена. И, во-вторых, «согласительная процедура» потребует от конгрессменов-демократов голосовать по «чувствительным» политическим вопросам.[v] Ситуацию усугубляет раскол в рядах демократов: по вопросам величины новых налогов, а также по финансированию «зеленой» повестки.

Как отметил профессор Джорджтаунского университета Марк Супер, мнение которого приводит Foreignpolicy.com, проблема лимита госдолга носит «сугубо политический характер». В преддверии промежуточных выборов, демократы боятся единолично принимать решение, поскольку опасаются предстать в глазах избирателей безответственными транжирами бюджетных средств. А республиканцы, угрожая федеральному правительству дефолтом, пытаются выбить из правящей партии новые уступки.

Наконец, неясно, какой запас времени имеется в распоряжении американских законодателей. Ни Минфин США, ни сторонние наблюдатели, не могут дать точную оценку сроков, в которые федеральное правительство утратит возможность оплачивать свои счета. Называют даты от середины октября до начала ноября. По сообщению той же The Washigton Post, 28 сентября министр финансов Йеллен в письме спикеру нижней Палаты назвала срок «18 октября» как дату, после которой способность властей США выполнять свои финансовые обязательства будет поставлена под сомнение.

Все эксперты сходятся в одном – проблема предела государственных заимствований имеет как экономическое, так и политическое измерение. С экономической точки зрения, американский Минфин напоминает, что во всех предыдущих случаях, когда борьба вокруг повышение лимита госдолга затягивалась «до последнего», возрастала стоимость заимствований, как для властей, так и для частных компаний, а кредитный рейтинг США испытывал негативные последствия «на протяжении нескольких лет». По оценкам американских экономистов, в нынешней ситуации, стране может угрожать рецессия. А агентство Moody’s Analytics предрекает в случае дефолта потерю до 6 млн. рабочих мест и до 15 трлн. долларов доходов домохозяйств.

С учетом огромных масштабов мер, предлагаемых администрацией Байдена, один из главных вопросов – как долго США смогут повышать долговую нагрузку без ущерба для долгосрочного экономического роста? На данный момент, вызванное кризисом падение процентных ставок, создает у американских политиков ощущение возможности наращивания заимствований еще быстрее, чем это делалось прежде. Но где предел? Британский The Economist приводит данные свежего исследования, авторы которого, представляющие университеты Принстона, Гарварда и Чикаго, попытались дать количественную оценку предельных величин госдолга США.

Согласно данной точке зрения, существует «золотая середина» объемов госдолга. Речь идет о ситуации, когда процентная ставка по гособязательствам ниже, чем темпы роста экономики. В этом случае, плата за обслуживание существующих долгов фактически отменяется. А отношение государственного долга к ВВП со временем будет лишь сокращаться, даже в случае роста номинальной величины обязательств, а также отказа от введения новых налогов. По расчетам авторов, США могут себе позволить наращивать госдолг без необходимости увеличивать налоги до величины порядка 260 процентов ВВП. По их мнению, с учетом возможной вариативности переменных, лимит американского госдолга находится между 230 и 300 процентами ВВП.  

Однако авторы исследования при этом предостерегают, что даже Америка не сможет себе позволить сохранять гигантский дефицит госбюджета «вечно». В противном случае, госдолг может выйти за рамки «безопасного коридора», что качественно повысит риски финансово-экономической дестабилизации. И, разумеется, чем дольше Вашингтон будет медлить с сокращением дефицита госбюджета, тем быстрее может быть «пробит» «потолок безопасного коридора».

С точки зрения внутренней политики, остановка финансирования федерального правительства означает, что Минфину придется бросить все усилия на недопущение дефолта по международным обязательствам, вплоть до задержки выплат бывшим федеральным служащим, вышедшим на пенсию. Выступая перед членами Конгресса, министр финансов Йеллен предупреждала о приостановке выплат детских пособий для 30 млн. семей, задержке выплат по социальному страхованию для 50 млн. пожилых граждан, а также о «всплеске безработицы».

В международном плане – отказ от повышения предела госдолга со временем приведет Америку к дефолту. Что спровоцирует «катастрофическое» падение национальных кредитных рейтингов «на десятилетия». Процентные ставки по бумагам Минфина США подскочат, что повлечет существенно подорожание кредита для всех американских юридических лиц и граждан. Ощутимо вырастут ставки и на мировых финансовых рынках. В этой ситуации, скорее всего, мировая экономика погрузится в рецессию. Пессимисты сравнивают возможное развитие событий со «взрывом ядерной бомбы» на финансовых рынках.[vi] Помимо прочего, падение международного доверия к доллару в этом случае существенно подорвет эффективность финансово-экономических санкций, всё шире применяемых Вашингтоном в международной дипломатии.

Борьба вокруг лимита государственных заимствований превратилась в одну из наиболее любимых «азартных игр» конгрессменов. И одну из самых опасных, в том числе, с точки зрения интересов международной финансовой и экономической системы. С учетом важной роли, которую играют США как в первой, так и во второй.

Америка становится не только всё более непредсказуемым участником международных политических отношений, но и всё менее ответственным экономическим субъектом. Пока еще доминирующее положение доллара в мировых финансах всё чаще порождает лишь тревогу и неопределенность. Тем самым, возникают объективные предпосылки для ускорения поиска альтернатив нынешней главной мировой резервной валюте.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати