ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Выставка-исследование открылась в Музее русского импрессионизма

10:21 25.09.2021 • Елена Рубинова,

Константин Юон. «Августовский вечер.» (1922)
Симферопольский художественный музей

В Музее русского импрессионизма открыли уникальную выставку-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики.

Выставка, теперь уже почти столетней давности, проходившая весной 1924 года – интереснейшая и до недавнего времени малоизученная страница истории русского изобразительного искусства 20 века. Российские и американские искусствоведы и историки искусства готовили выставку «Другие берега» почти два года, и сегодня в экспозиции МРИ – более 70-ти знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе произведения Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой. Два знаменитых полотна - «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева прибыли из Галереи Альбертина в Вене.

Михаил Ларионов. «Офицерский парикмахер» (1907-1909)
Предоставлено Галереей Альбертина, Вена

За время подготовки проекта некоторые произведения были заново открыты для публики. Так произошло с картиной «Старый балет» Константина Сомова 1923 года. Более 90 лет она была недоступна для публики, хранилась в частном собрании пока ее не обнаружили на американском аукционе.

Вообще, нынешняя выставка-исследование – это скорее не реконструкция, а посвящение экспозиции, проходившей в США почти сто лет назад. Наряду с поиском картин, искусствоведы музея поставили себе и более широкую задачу - изучить многослойные художественные процессы, которые шли в Советской России в начале 20-х годов. Именно архивные исследования стали важнейшей частью работы при подготовке нынешней экспозиции. Подготовка проекта потребовала участия самых разных специалистов, причем в период пандемии и беспрецедентных ограничений. И как призналась на открытии куратор выставки Ольга Юркина, «на этом проекте я еще раз убедилась, что музейное сообщество, знатоки, специалисты, антикварные эксперты проявили себя в лучшем виде. Мы признательны всем, кто помог нам подготовить выставку»

Константин Сомов. «Старый балет». (1923) Частное собрание, Европа.

Выступая на открытии выставки, видный американский искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Э. Боулт, пояснил, что «не было какого-то единого архива, но очень много разбросанных материалов в разных источниках, в том числе в Музее искусств Филадельфии (Philadelphia Museum of Art), в так называемом, Бахметьевском архиве – там есть письма, фотографии и даже счета, относящиеся к нью-йоркскому проекту. К сожалению, из-за ограничений в пандемию я не смог провести исследования в архивах Метрополитен-музея. Осталось еще очень много загадок, и я не сомневаюсь, что мы еще к этому вернемся».

Масштабы нью-йоркского проекта впечатляют даже по современным параметрам. В самом центре Манхэттена, в Большом Центральном дворце (Grand Central Palace), разместились около 1000 произведений ста русских художников. Работы в буквальном смысле приплыли к «другим берегам» на трансокеанских кораблях, причем не только из СССР, но и из других стран – Франции, Швеции, где к тому времени поселились многие деятели искусств, уехавшие в эмиграцию. После окончания выставки в Нью-Йорке были сформированы Южная и Северная передвижные выставки, и произведения русских художников еще почти два года путешествовали по Америке и Канаде. Впоследствии многие работы были проданы и рассеялись по миру.

Билет на выставку в Нью-Йорке. Российский фонд культуры.

О передвижной экспозиции много писали американские газеты того времени. Куратор выставки Ольга Юркина рассказала, что «работа с архивами газет и журналов того времени очень помогла в поиске произведений и их атрибуции». Каталог 1924 года, опубликованный под редакцией Игоря Грабаря, был составлен упрощенным образом, в описании произведений допускались упрощения для американской публики и неточности в переводе, так что именно упоминания работ в американской прессе стали ключом к разгадке некоторых предположений. Так было, например, с картинами «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и «Вечер на Чёрном море» Григория Бобровского.

Кузьма Петров-Водкин. «Желтое лицо» (1921)
Чувашский государственный художественный музей

Выступая на открытии, директор МРИ Юлия Петрова подчеркнула, что это только первый этап большой дальнейшей работы. «Мы смогли показать примерно треть того, что было достигнуто в ходе нашего исследовательского проекта. Удалось опознать более 300 произведений, бывших на выставке 1924 года. Какие-то из них мы не смогли привезти по политическим причинам, в частности, те, которые находятся в музейных фондах США. Невозможным оказалось привезти из Японии масштабное полотно кисти Кустодиева, хранящееся в коллекции японского императора и подаренное ему советским правительством. Какие-то произведения частные коллекционеры были не готовы выдавать из-за рубежа в Россию».

Василий Шухаев. «Виолончель» (1923)
Предоставлено Галереей Альбертина, Вена

На третьем этаже музея располагаются работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Дмитрия Стеллецкого и других художников, участие которых в американской выставке не было подтверждено документально. Эту часть экспозиции назвали «Гипотезы». «Мы показываем картины, которые, как мы предполагаем, тоже могли быть в Америке, но у нас пока нет четких доказательств. Тем не менее, мы приводим некоторые аргументы и это позволяет нашим посетителям и гостям попробовать самим проникнуть в эту лабораторию искусствоведа и попытаться оценить, могла ли ты или иная картина совершить такое заокеанское путешествие», - пояснила куратор выставки Ольга Юркина.

Раздел «Гипотезы».
Д. Стеллецкий. Диптих «День и ночь» (1910)

Долгое время едва ли не единственным доступным источником изучения событий 1924 года были письма Игоря Грабаря и Константина Сомова – двух знаковых фигур русского и советского искусства, представлявших организационный комитет той выставки. В середине 2000-х открылись новые возможности: эмигрантский фонд «Родина» передал в Российский фонд культуры собрание картин и документов, связанных с той выставкой, а в ходе нынешнего проекта удалось объединить свои усилия и с американскими коллегами.

Организаторы выставки 1924 года впервые использовали идею «национальной школы» как стратегию интеграции русского искусства в американский арт-рынок. С самого начала выставка задумывалась как коммерческая, и ее участники отправляли за океан свои лучшие творения. Охват жанров и участников получился представительный: архитектурные проекты А. Щусева и И. Фомина, скульптуры С. Коненкова, А. Голубкиной, Б. Кустодиева, предметы декоративно –прикладного искусства, выполненные такими признанными художниками как К. Сомов и С. Чехонин, многочисленные образцы живописи и графики. Запомнилась американской публике и яркая афиша, созданная Фёдором Захаровым по мотивам картины Кустодиева «Извозчик». Организаторы нынешней выставки использовали именно ту афишу 1924 года для создания рекламного постера экспозиции в МРИ.

Афиша выставки 1924 года

Американские зрители познакомились с русским религиозным искусством, со многими художниками, связанными с «Русским балетом» Дягилева. Экспозиция хотя и являлась уникальным срезом русского искусства первой четверти 20 века, но, как сказал профессор Боулт, «была несколько странная с американской точки зрения. Актуальные события того времени для Советской России – революция, смерть Ленина, большевики - совершенно не были отражены в представленных произведениях». Даже те авторы, которые поддерживали социалистический строй были включены в выставку, но с историческими, ретроспективными, ностальгическими или политически нейтральными работами. «Если говорить об общей реакции американской прессы на ту выставку, то несмотря на то, что тогда СССР был врагом номер один, она в целом была очень положительной. Один из видных американских арт-критиков того времени, отдавая дань русскому искусству, даже сравнил эту выставку с парижским салоном», отметил профессор Боулт.

С. Чехонин. Блюдо «Грусть» (1921)

Не может не удивлять и тот факт, что кроме работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, которые уже давно жили в Париже, в выставке не участвовал никто из представителей советского авангарда и даже абстрактного искусства, хотя многие художники этого направления широко выставлялись в Европе. Тогда в Америке авангард не был в моде, но пройдет совсем немного времени и именно это направление прославит русское искусство XX века, став самым дорогим и желаемым товаром.

По мнению исследователей в отборе работ на выставку 1924 года немалую роль сыграли два фактора – личные вкусы и предпочтения организаторов проекта, и ориентация на достаточно консервативные вкусы американской публики. Коммерческий аспект был поставлен во главу угла, чтобы поддержать художников в СССР, многие из которых в то время бедствовали. «Важно понимать, - продолжил в своем выступлении Джон Э. Боулт, «что сегодня мы смотрим на эти картины совсем другими глазами – как на сокровище и на национальное достояние России, тогда как сто лет назад, это была коммерческая выставка, предпринятая с целью максимально заработать».

И. Грабарь, К .Сомов и другие члены оргкомитета выставки

За время нью-йоркской экспозиции было продано более 90 работ на сумму более 50 000 долларов. Среди покупателей были дизайнер Луис Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

По результатам исследований будет выпущен не просто каталог, а фундаментальное издание с информацией о более, чем 200 произведениях, показанных в США. Выставка открыта до января до 16 января 2022 года и сопровождается обширной просветительской программой для детей и взрослых.

 

Фотo предоставлены пресс-службой Музея русского импрессионизма.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати