Фото: communitarian.ru.
США официально объявили о завершении операции по эвакуации американцев, граждан третьих стран и афганцев, сотрудничавших с американскими военными в период пребывания войск Соединенных Штатов в Афганистане. В свою очередь, Организация Объединенных Наций уже прогнозирует голод на территории Афганистана из-за кризиса, вызванного приходом к власти талибов (движение запрещено в России). Что ждет Афганистан в ближайшем будущем? Каковы возможные сценарии развития ситуации? На эти вопросы ответили известные российские востоковеды.
Руководитель Центра евразийских исследований Дипломатической академии МИД России Али Мустафабейли напомнил, что 17 августа 2021 года на первой официальной пресс-конференции движения «Талибан» его представитель Забиулла Муджахид объявил, что военные действия в стране завершены и объявил о «всеобщей амнистии». Однако на самом деле мир еще не наступил. США вывели свои войска, но в Афганистане сохраняется сильное внутреннее напряжение. Крупнейшие региональные игроки, включая Россию и Китай, должны сделать все возможное для того, чтобы в стране, наконец, установился мир и была предотвращена угроза гуманитарной катастрофы. «Несмотря на неоднократно высказывавшиеся пожелания о формировании инклюзивного правительства, в Вашингтоне трезво оценивают перспективы его формирования. Там хорошо понимают, что Афганистан – это страна, в которой всегда побеждает сильнейший», - отметил востоковед.
А.Мустафабейли отметил, что в Афганистане не преодолены политические и межэтнические разногласия между пуштунами, составляющими большинство населения страны, и таджиками. «Таджики всего дважды за всю историю этого государства приходили к власти, и для «Талибана» проблема сопротивления в Панджшерском ущелье – серьезное испытание. Напомню, что подавить этот очаг не удавалось даже советским войскам, несмотря на их техническую оснащенность и боевые навыки», - заметил ученый.
Со своей стороны, профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Андрей Казанцев отметил, что движение талибов остается неоднородным. В его рамках сохраняются существенные разногласия между политическим и военным крылом. «Талибан» всегда представлял собой зонтичное движение, в рамках которого находят место как молодые, так и более опытные политики. Наконец, значительное влияние сохраняют среди талибов полевые командиры, связанные с пакистанской разведкой. Не подчиняются Кабулу таджики Панджшера. В оппозицию к талибам могут перейти и хазарейцы-шииты, проживающие в центральных провинциях Афганистана, симпатизирующие Ирану и располагающие своей милицией. В стране сохраняются остатки разгромленных сил «Северного альянса». И, наконец, важным фактором остается ИГИЛ (запрещен в России)», - пояснил он.
А.Казанцев особо отметил, что вывод американских войск из Афганистана ведет к противоречиям в Шанхайской организации сотрудничества, создавая узел противоречий в позициях стран, которым предстоит участвовать в региональном урегулировании. «Например, Индия и Пакистан придерживаются противоположных позиций по афганской проблеме. Поэтому, если Москве и Пекину понадобится получить общую позицию региональных держав в рамках ШОС, это может вызвать определенные сложности», - констатировал он.
Директор Центра перспективных американских исследований Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Максим Сучков считает, что вывод войск из Афганистана означает конец эпохи, начатой 11 сентября 2001 года с серией террористических атак в США, предпринятых участниками движения «Аль-Каида» (запрещена в России). В Белом доме пришли к выводу, что присутствие в этой стране пора сворачивать и высвобождать ресурсы для противостояния с Китаем, которое в представлении американских аналитиков будет определять дальнейшие судьбы мира. Не стоит забывать и о том, что Байден, по сути, рнализовал решение, которое принял еще его предшественник – Дональд Трамп.
«В ноябре 2022 года в Соединенных Штатах состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Международная повестка в их преддверии будет сосредоточена вокруг трем наиболее болезненных тем: пандемии COVID-19, миграционного кризиса, экономических проблем. В этой ситуации афганская проблематика отойдет на второй план», - пояснил М. Сучков.
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов заявил, что тактика поведения США в отношении Афганистана определяется внутриафганскими проблемами и теми вызовами, которые эта страна будет представлять для Соединенных штатов.
«В стране останется сеть ЦРУ. Штаты будут вести диалог с талибами и по финансовым средствам, которые в настоящее время заморожены, и по вопросу дипломатического признания и по оказанию помощи стране, которая находится в настоящее время на грани голода. Вашингтон заинтересован в стабилизации Афганистана в нынешних сложившихся реалиях – при контроле и руководстве талибов. Это означает не только политический диалог, но и зарубежную помощь. Тактическое взаимодействие с движением «Талибан» продолжится», - заявил эксперт.
Д.Суслов считает, что уход из Афганистана подвел черту под эпохой американской внешней политики, начавшейся с падения Берлинской стены в ноябре 1989 года и операции «Буря в пустыне» в Ираке в январе-феврале 1991 года: «США отказываются от парадигмы глобального гегемона, который несет ответственность за международную безопасность во всех точках земного шара и намерен перестроить всю систему отношений в соответствии со своими ценностями, включая насильственное распространение демократии «по-американски». Ей на смену приходит парадигма новой холодной войны, представляющей собой глобальное противостояние с Россией и Китаем – странами, которые, как считают в Белом доме, бросили вызов американской гегемонии».
По оценке Д. Суслова, политика сдерживания Китая будет только возрастать. В этой ситуации не исключена акцентированная поддержка Вашингтоном Тайваня, а также оказание помощи Украине. «Уход США из Афганистана создает дополнительную нагрузку и проблемы для Пекина и Москвы. Более того, это головная боль и стран ОДКБ. Ни Россия, ни Китай не хотят экспорта нестабильности, религиозного фундаментализма и наркотрафика из Афганистана. С выводом войск внешняя политика США кристаллизуется и приобретает более четкие рамки, чем раньше», - пояснил ученый.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs