ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Жемчужина русского севера – остров Кижи. Часть вторая

12:27 29.07.2021 • Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры РФ, основатель и первый генеральный директор - главный редактор государственной радиостанции классической музыки «Орфей»

Кижские шхеры – чудесный заповедный край, сохранивший до ныне свою природную красоту, флору и фауну, местную культуру и предания.

Самое знаменитое предание Кижей (помним, что ударение в названии острова на первый слог?) о легендарном мастере–плотнике Несторе. Повествует оно о постройке им без единого гвоздя с помощью одного только топора деревянного чуда России – храма Преображения Господня. Записано предание различными исследователями-собирателями северных сказаний. Приведу этот сюжет в изложении известного фольклориста, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки Республики Карелия Неонилы Криничной: «…Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник). Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце, и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви.

 Хотя строительства там никто не желал, но Нестер рассказал, что Бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство... Когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой»… Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал».

Интересное добавление к этой легенде есть в книге русского этнографа, писателя, путешественника С. В. Максимова (1831-1901) «Год на Севере». Сохранились такие слова мастера, обращённые к местным жителям: «Я-де Богу работаю, мзды большой не приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание людей, которые говорят Нестору: «Божья над тобой милость святая. Всё как быть надо», и в благодарность ему «в шапку покидали денег много».

Было это в 1714 году. Из народных легенд видно, что уже тогда работу плотника Нестора народ видел не просто как совершенное ремесло, а как высокое искусство. Мастер вложил в строительство все свои силы, весь ум, всю душу и исполнил Божественный замысел, как высший акт творения…

Мастерство русских умельцев запредельно и даже у неспециалистов вызывает восторг и неподдельное восхищение. Вдумайтесь! Сруб церкви поставлен без фундамента. Только под западный прируб церкви уже в 1870 году подвели бутовый фундамент на известковом растворе. Основой композиции храма является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, как крест, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Увенчана церковь Преображения Господня двадцатью двумя главами, размещенными ярусами. Причём, на каждом ярусе форма и размеры глав меняются. Венчающая глава возносится на высоту 37 метров. Каждый купол имеет чешуйчатое украшение, а концы каждой тесовой доски вырезаны таким образом, что их тень образует дополнительный орнамент на кровле. Я уже не буду писать про полы, потолки, водостоки… Храм - невероятно сложное строение, но эта сложность оправдана и полностью подчинена художественному замыслу!

На протяжении всех лет существования кижского архитектурного комплекса его главный объект - церковь Преображения Господня вызывал постоянную тревогу в связи со своим почтенным возрастом и состоянием древесины. Со времени первой реставрации в 1949-1959 гг. по проекту архитектора, реставратора и фактически - создателя музея–заповедника «Кижи» А.В.Ополовникова, судьба храма волновала всех. С этого времени не утихали споры о способах восстановления и методах защиты древесины. Почти вся современная история церкви Преображения Господня связана либо с поиском путей, либо непосредственно с проведением ее реставрации.

1970 год - микологическое состояние древесины церкви стали наблюдать специалисты Института леса Карельского научного центра РАН. С этого же времени к решению проблемы реставрации Преображенской церкви привлекаются ведущие научно-исследовательские и проектные организации всего Советского Союза. Но ни одно из проектных предложений не было признанно способным полностью решить проблему укрепления церкви. И в августе 1980 года церковь была закрыта для посещения.

В 1987 году прошёл Всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления памятника, а в 1988 году - Международный симпозиум ИКОМОС на эту же тему. К советским реставраторам присоединились специалисты Норвегии, Финляндии, Канады Германии и других стран. Участники симпозиума рекомендовали не подвергать Преображенскую церковь переборке и предложили включить Кижский архитектурный ансамбль в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Что и было сделано в 1990 году. Однако способа сохранения церкви найдено не было...

И только в 1999 году коллективом музея-заповедника «Кижи» под руководством выдающегося архитектора B.C.Рахманова и главного реставратора музея Н.Л.Попова был разработан столь долгожданный проект. Главная его идея - с помощью специальных инженерных конструкций поярусно, поднимая и вынимая отдельные части церкви, реставрировать либо заменять особенно повреждённые брёвна по методу «лифтинга».

Для воплощения этого грандиозного проекта в Кижах был построен не имеющий аналогов в мировой практике реставрационно-производственный комплекс, и в 2009 году работы на памятнике начались.

Туристы, приезжавшие на остров в те годы, с изумлением наблюдали невиданную сюрреалистическую картину: висящий в воздухе величественный ажурный архитектурный силуэт Преображенского храма с зияющими пустотами - вынутыми ярусами, металлическим каркасом и лесами.

 

Отдельных усилий потребовала реставрация четырехъярусного позолоченного иконостаса. Иконостас со 105-ю оригинальными иконами XVII - XVIII вв. отличается особым великолепием и является одним из крупнейших резных золоченых иконостасов на Русском Севере. Высота центральной части иконостасной рамы превышает семь метров, длина - почти 24. «Главное украшение интерьера северного храма - иконы - разместились в иконостасе в том же порядке, как и в XIX веке, открыв верующим так называемый «Пасхальный цикл» праздников. Основанием для такого расположения образов стали схемы иконостаса, зафиксированные в архивных документах 1830, 1867 годов», - говорится в пресс-релизе музея-заповедника «Кижи».

Удивительный факт: храм получил охранный статус от государства в 1920 году, во время гражданской войны. Иконы пережили оккупацию в Великую отечественную войну и сохранились вплоть до демонтажа иконостаса в 1980. Сейчас после реставрации иконостас поражает своим великолепием и светом.

Да! Работы завершены. На церемонии официального открытия церкви 23 июля 2021 Министр культуры РФ Ольга Любимова сказала: «Многолетняя реставрация Церкви Преображения Господня, а также величественного золоченного резного иконостаса – пример титанического труда отечественных мастеров деревянного зодчества и реставраторов. В общей сложности 100 уникальных специалистов трудились на этом объекте, создан Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова… Огромные слова благодарности всем тем, кто трудился здесь».

С благодарностью и восторгом перечислим здесь некоторые из имён: Владимир Степанович Рахманов - главный архитектор проекта реставрации, бывший главный архитектор музея-заповедника «Кижи», к сожалению, ушедший в 2019 году и не увидевший окончания работ; ныне здравствующие Татьяна Викторовна Незвицкая - заместитель директора музея по реставрации; Андрей Львович Ковальчук - реставратор памятников деревянного зодчества высшей категории, начальник Плотницкого центра музея, автор методики «лечения» бревен; Виталий Александрович Скопин - реставратор памятников деревянного зодчества высшей категории, директор ООО «Заонежье», Алексей Алексеевич Чусов - реставратор памятников деревянного зодчества высшей категории, прораб Архитектурно-Реставрационного Центра «Заонежье»; Николай Леонидович Попов - заместитель директора по реставрации до 2013 года, инициатор реставрации методом лифтинга; а также целые коллективы - АО Межобластное научно-реставрационное художественное управление Всероссийского художественно научно-реставрационного центра имени Грабаря и многие-многие другие...

Работы же по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», в состав которого входят 82 уникальных памятника русского деревянного зодчества XIV–XX веков, продолжаются. Ну, а те, кому посчастливится побывать в Кижах, уже могут воочию увидеть, восхититься и помолиться в обновлённой Преображенской церкви – нашем русском Парфеноне, по меткому замечанию главного архитектора реставрации Кижского погоста Владимира Степановича Рахманова…

Продолжение следует…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати