ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турция идет на «стратегическую глубину»

10:31 29.07.2021 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

После успешной для своего союзника-Азербайджана военной операции в Нагорном Карабахе в конце 2020 года, Турция наращивает активность в других стратегически важных регионах Евразии – де-факто в исторических границах бывшей Османской империи. В настоящее время ключевыми направлениями ее внешней политики стали усилия по обеспечения максимально широкого международного признания двух самопровозглашенных республик – Косово и Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Это происходит на фоне несомненного ослабления авторитета ООН и ее способности найти эффективное разрешение международных кризисов при нарастании общей неопределенности в международных отношениях в условиях пандемии COVID-19 и переформатирования глобальных политических элит.

По сути, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в настоящее время перешел к более активной реализации программных установок «неоосманизма», которые были сформулированы еще бывшим турецким премьер-министром и министром иностранных дел Ахметом Давутоглу. В опубликованной в 2001 году книге «Стратегическая глубина. Международное положение Турции» Давутоглу предложил стратегию превращения Турции в одну из ключевых мировых держав посредством выстраивания независимых от США, НАТО или Европейского союза отношений с другими мировыми игроками (в том числе Россией) и региональными соседями с прицелом на обеспечение доминирующих позиций в рамках границ и ареала влияния бывшей Османской империи.

Однако в последние два-три года руководство Турции в лице, прежде всего, президента Эрдогана, внесло в концепцию Давутоглу существенные коррективы. Прежде всего, это касается фактического отказа от входившего в ее структуру принципа «ноль конфликтов с соседями», который, по мнению наиболее активных неоосманистов, связывает руки Турции в обеспечении собственных интересов и оказании помощи ближайшим союзникам (прежде всего, в рамках армяно-азербайджанского конфликта). Усилившаяся в 2020 году роль Анкары в Закавказье стала первым свидетельством отхода от вышеуказанного ограничительного инструмента.

После того, как Азербайджан во многом благодаря турецкой военно-политической поддержке переломил в свою пользу ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, Турция, судя по всему, решила переложить подобные сценарии на Балканы и Восточное Средиземноморье, отказавшись от прежних попыток поддерживать хотя бы минимальный баланс в отношении вовлеченных в соответствующие конфликты сторон (сербы и албанцы в Косово, греки и турки на Кипре). Обнародованное на днях стремление Анкары обеспечить международное признание самопровозглашенной независимости Республики Косово и ТРСК – ничто иное, как повышение ставок на региональной «шахматной доске» с тем, чтобы более прочно привязать к себе своих союзников и одновременно ослабить оппонентов, невзирая на призывы, требования и решения международных организаций. Согласно имеющейся информации, руководство Турции рассчитывает подобным образом закрепить за собой место ведущего актора в Юго-Восточной Европе в дополнение к Закавказью с тем, чтобы на этой основе активизировать политику далее на Ближнем Востоке и в Центральной Азии и одновременно усилить позиции на переговорах с США, Россией, ЕС и НАТО, а также выдвинуться на ведущие роли в исламском мире (при поддержке своего главного союзника – Катара).

Косово и Кипр здесь играют весьма важную роль, учитывая как их стратегическое положение, так и очевидную неспособность мирового сообщества со своей стороны предложить компромиссные модели урегулирования. В том, что касается нормализации отношений Белграда и Приштины, камнем преткновения стала недоговороспособность косовских властей при одновременном упорном нежелании конкретно Германии согласиться на план территориальных обменов, который, согласно имеющимся данным, негласно поддерживала Анкара. В сложившейся ситуации Турция ожидаемо перешла к более активным усилиям по обеспечению интересов Приштины. По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, его страна работает над тем, чтобы еще больше стран признали независимость Косово, причем делает это в расчете на поддержку новой американской администрации. «Мы пытаемся работать над увеличением числа признаний Косово. К сегодняшнему дню 114 стран признали Косово, и мы хотим, чтобы это число увеличивалось. Надеюсь, что в этом году на заседании ООН, на встрече, которую я проведу с Байденом, мы в очередной раз обсудим эту тему», – заявил президент Эрдоган перед началом своего визита на Северный Кипр. [1]

Момент для далекоидущего заявления был выбран не случайно. Именно косовские албанцы и турки-киприоты сегодня выступают главными проводниками турецкого влияния и интересов в Европе (аналогично роли Азербайджана в Закавказье). Уже прибыв на Северный Кипр, турецкий лидер призвал мировое сообщество навсегда отказаться от идеи объединения греческой и турецкой частей Кипра в одно государство: «Главное требование турок-киприотов на международных переговорах - это признание их статуса как суверенного государства. Все другие предложения утратили силу. Для широкого признания государства турок-киприотов будет делаться все необходимое». «Никто не должен ожидать, что турки-киприоты откажутся от своего равного статуса и суверенитета и согласятся жить в качестве меньшинства, повинуясь воле греков-киприотов», - заявил Реджеп Тайип Эрдоган. [2]

Совет Безопасности ООН немедленно осудил заявления президента Эрдогана, которые тот подкрепил демонстративной передачей квартала Вароша на Севере Кипра под контроль местной турецкой администрации вопреки решениям ООН. «Совет Безопасности осуждает заявление на Кипре лидеров турок и турок-киприотов 20 июля 2021 года о дальнейшем открытии части огороженной зоны Вароша. Совет Безопасности выражает глубокое сожаление в связи с этими односторонними действиями, которые противоречат его предыдущим резолюциям и заявлениям», - говорится в документе. [3] Однако шансов на его исполнение ТРСК и Анкарой, мягко говоря, немного.

Стремление президента Турции поставить региональное лоббирование собственных геополитических интересов выше решений ООН и подходов ведущих международных организаций означает переход политики Анкары к тем самым нормам Realpolitik, которые были характерны для действий великих держав как раз во времена существования Османской империи. При этом и ЕС, и даже НАТО (куда входит Турция) объективно воспринимаются Анкарой не как реальные партнеры, с которыми следует считаться, а лишь как адресаты торга по интересующим Турцию политическим, экономическим или военным вопросам.

Подробная ситуация чревата дальнейшим ростом неопределенности на пространстве Юго-Восточной Европы, Закавказья, Ближнего Востока и Центральной Азии, но одновременно открывает аналогичные возможности перед другими глобальными державами (в том числе Россией). В данном контексте наиболее важными представляются два момента.

Первый: активизация политики Турции объективно делает ее конкурентом Китая (особенно учитывая сложные моменты взаимоотношений Пекина с собственным мусульманским населением), который, со своей стороны, наращивает активность по периметру и в глубине постосманского пространства. И выиграть в турецко-китайском противостоянии Анкаре будет весьма сложно.

Второй: политика президента Эрдогана воскрешает старые и создает новые тактические альянсы, в которых важная роль может принадлежать России, не связанной блоковой дисциплиной (как Турция в НАТО) и имеющей исторически тесные связи со многими государствами региона. И в этом отношении весьма возможна гармонизация взаимодействия Москвы и Анкары по целому ряду вопросов, как было принято говорить раньше, «представляющих взаимный интерес».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Примечания:

[1] URL: https://newdaynews.ru/balkans/730417.html

[2] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4910160

[3] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4916996

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати