В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел видеомостМосква − Бишкек − Нур-Султанна тему: «ЕЭК – об электронной торговле». В нем приняли участие Максат Мамытканов, министр Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров и директор Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Бактыбек Байсеркеев.
Между отдельными странами ЕАЭС давно ведутся споры по поводу транзита товаров. Звучат обвинения в создании искусственных барьеров и распространении контрабанды. Когда введут единую систему таможенного транзита? Как будут работать навигационные пломбы? Какие правила намерена ввести Комиссия для контроля электронной торговли? На эти и другие вопросы ответили руководители таможенного направления в ЕЭК.
Первый вопрос касался того, как будет работать единая система таможенного транзита. Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК рассказал, что таможенный блок в Комиссии представлен двумя департаментами: таможенного законодательства и таможенной инфраструктуры. Все споры между государствами-членами ЕАЭС, возникающие вокруг таможенных споров и интеграционных процессов, разбираются в этих двух структурах. Он разъяснил, что вопросы экономического сотрудничества стран-членов Союза поступают в Коллегию ЕЭК, но не все они относятся к компетенции таможенного блока Комиссии. И Коллегия, и Комиссия в соответствии с Договором о ЕАЭС прежде всего занимаются продвижением вопросов интеграционного характера, то есть сближением точек зрения государств, которые препятствуют расширению внутрисоюзных экономических связей, и, наоборот, способствуют гармонизации их законодательств, правоприменения и снятию противоречий. Мамытканов заметил, что торговля при рыночной экономике является основным способом движения товаров и услуг, и главным инструментом экономического развития. Проблемные вопросы, по его словам, поступают и рассматриваются в Комиссии, если они не являются прерогативой национальных правительств. Решения и рекомендации ЕЭК направлены на то, чтобы все пять государств ЕАЭС – Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия – получали от них пользу и выгоду. Единая система таможенного транзита, по мнению министра, нужна для того, чтобы полнее раскрылись колоссальные транзитные возможности всех государств-членов, как внутри ЕАЭС, так и вне его. Для этого таможенный блок ЕЭК создает нормативные документы, которые должны обеспечить единые стандарты в сфере таможенного регулирования.
Сергей Владимиров уточнил, что единая система таможенного транзита уже существует: положения о ней прописаны в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Но, с учетом развития экономики и возникающих при этом новых вызовов, назрела необходимость совершенствования транзитной таможенной системы. Таможенный блок на данном этапе приступил к разработке проекта нового международного договора, который будет включать в себя совершенствование элементов единой системы таможенного транзита и правила присоединения к этой системе третьих государств, которые не являются членами ЕАЭС. Юрист добавил, что под совершенствованием единой системы подразумеваются введение электронного документооборота, использование электронных навигационных пломб, укрепление страховых гарантий и совершенствование информационного обмена между государствами-членами Союза. Преимущества, которые при этом получат участники единой системы, будут включать сокращение времени таможенной обработки, увеличение грузооборота и, в целом, повышение транзитного потенциала ЕАЭС.
Бактыбек Байсеркеев к плюсам единой системы международного таможенного транзита также отнес ускорение прохождения товаров через границы и предоставление преференций для грузов на территориях стран-членов Союза. На пунктах пропуска логистика и транспортные коридоры уже построены таким образом, чтобы максимально содействовать быстрому прохождению товаров через таможенный контроль, и, таким образом, – увеличению внешнеторгового оборота между сопредельными странами ЕАЭС. Для этого также ведется работа по сопряжению информационных систем государств Союза для перехода на ускоренный электронный документооборот.
На вопрос журналиста из Бишкека, чем будут полезны электронный документооборот и навигационные пломбы, Мамытканов ответил, что электронный формат позволит минимизировать физическое присутствие должностных лиц. Таким образом, многие услуги для бизнеса и граждан будут предоставляться дистанционно – субъекты внешнеэкономической деятельности будут их получать в информационном поле при существенном сокращении бюрократических процедур. Это приведет к ускорению таможенного оформления товаров и снижению коррупционных рисков.
Владимиров добавил, что уже сегодня в Таможенном кодексе предусмотрено оформление товаров в электронном виде. Очевидно, что подача транзитной декларации в электронной форме существенно ускорит таможенное оформление. С его точки зрения, применение электронных навигационных пломб также позволит интенсифицировать транзит товаров и, что особенно важно для бизнеса, – минимизировать применение различных форм государственного контроля при перемещении товаров и грузов из третьих стран или в третьи страны. Это дает возможность облегчить условия для участников внешнеэкономической деятельности. Юрист, отвечая на вопрос о том, где производятся навигационные пломбы и возможна ли их подделка, рассказал, что на сегодняшний день производство электронных опечатывающих устройств налажено в России, но в перспективе любая из стран ЕАЭС может производить их у себя. Что касается подделок, то разработчики и производитель предусмотрели в пломбах несколько уровней защиты.
Мамытканов дополнил от себя, что в настоящее время вопрос о целесообразности применения электронных навигационных пломб и оптимальном времени их введения в странах Союза представлен на рассмотрение национальных правительств. Комиссия ожидает, что, если не будет существенных замечаний и исправлений, то к концу 2021 года главы государств Союза подпишут соответствующий договор, а к середине 2022 года эти пломбы будут введены в эксплуатацию.
Журналист из столицы Казахстана поинтересовалась, планирует ли ЕЭК продлить сроки нахождения автомобилей и других транспортных средств на таможенной территории государств-членов ЕАЭС, временно ввезенных для личных нужд физическими лицами после 30 сентября текущего года. Владимиров пояснил, что ЕЭК уже продляла срок нахождения указанной категории транспортных средств именно до 30 сентября. В настоящее время Комиссия передала данный вопрос на рассмотрение правительствам стран-членов ЕАЭС и больше им не занимается.
В ходе видеомоста представители Евразийской экономической комиссии ответили также на технические вопросы журналистов Казахстана и Киргизии, касающиеся таможенного регулирования внутри Евразийского экономического союза.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs