Администрация президента США Джо Байдена пересматривает то, как США используют карательные санкции, стремясь остановить масштабные кампании давления, избежать сопутствующего экономического ущерба и действовать совместно с союзниками, а не в одностороннем порядке. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Администрация почти завершила обширный обзор санкционной политики США, публикация которого ожидается ближе к концу лета. В то время как детали все еще уточняются, чиновники администрации Байдена предвосхитили элементы новой стратегии в ряде действий, включая запланированное ослабление общеэкономических санкций против Ирана.
Пересмотр политики приводит к резкому отходу от администрации Трампа, которая вводила санкции в качестве инструмента внешней политики чаще, чем предыдущие администрации США, чтобы подорвать экономику Ирана, Северной Кореи, Венесуэлы и других стран в попытке оказать экономическое давление на противников.
Это помогло достичь краткосрочных целей, но не изменило поведения стран, против которых вводили ограничения, «что вызвало вопросы о ценности санкций как отдельного инструмента». В администрации Байдена убеждены, что санкции должны стать частью более широких дипломатических мер, которые включают сотрудничество с союзниками и использование «форм убеждения для достижения внешнеполитических целей».
Ранее ведущие эксперты Российского совета по международным делам (РСМД), юридической фирмы Dentons и подразделение группы «Интерфакс» X-Compliance, обсудили текущую ситуацию, последние изменения и тенденции в области международной санкционной политики и комплаенса, а также существующие комплаенс-меры по минимизации регуляторных рисков в 2021 году.
Так, Иван Тимофеев, программный директор РСМД, представил аналитику по санкциям против России в 2020-2021 годах, рассказал о глобальных тенденциях, инициаторах ограничений, основных событиях, последствиях, направлениях рестрикций против России – «украинском пакете», санкциях против трубопроводных проектов, «киберсанкциях» и др. Он, в частности, привел статистику по инициативам конкретных стран и сообществ о введении санкций в 2020 году и в 1-ом квартале этого года: США – 449, Евросоюз – 184, Великобритания – 62, Совет Безопасности ООН – 64, Россия – 18, Китай – 12. Из этих цифр видно, что прибегать к санкциям склонны в первую очередь западные страны, имеющие наибольший экономический потенциал и опирающиеся на резервные валюты – доллар и евро. Их главными мишенями соответственно становились Иран (107 событий), Китай (74) и Россия (73). Также − с большим отрывом – в зоне «поражения» оказались Венесуэла (36 событий), КНДР (32), Белоруссия (27), Сирия (26) и Турция (11). Причинами для введения санкций, помимо экономических и политических, являлись пособничество терроризму (51 событие), нарушение прав человека (22) и содействие наркотрафику (13).
Говоря о санкционных рисках для России в 2021 году, Тимофеев выделил следующие категории российских компаний, которые будут им подвержены в наибольшей степени. Прежде всего, из-за политических причин, особенно уязвимыми будут компании оборонно-промышленного комплекса, энергетики и финансового сектора. Также рискам санкций будут подвержены компании, ведущие бизнес в санкционных юрисдикциях (Иран, КНДР, Венесуэла, Куба, Судан и др.). В зоне «поражения» также могут оказаться «дочки» зарубежных, в первую очередь, американских компаний, фирмы, ведущие активную международную деятельность и компании, осуществляющие большое число сделок, а также имеющие сложную организацию.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs