Ведущие эксперты Российского совета по международным делам (РСМД), юридической фирмы Dentons и подразделение группы «Интерфакс» X-Compliance, обсудили текущую ситуацию, последние изменения и тенденции в области международной санкционной политики и комплаенса, а также существующие комплаенс-меры по минимизации регуляторных рисков в 2021 году.
Каковы глобальные тенденции в области политики санкций в 2020–2021 годах? Какие направления санкционного давления на Россию наиболее актуальны в текущих условиях? Каковы особенности современной бизнес-практики санкционного комплаенса? Как санкции влияют на доступ к правосудию? Как санкции влияют на международный арбитраж? В чем особенности обработки санкционных данных?
На эти и другие вопросы ответили аналитики Иван Тимофеев, Итан Хайнц, Константин Кроль и Александра Розина.
Так, Иван Тимофеев, программный директор РСМД, представил аналитику по санкциям против России в 2020-2021 годах, рассказал о глобальных тенденциях, инициаторах ограничений, основных событиях, последствиях, направлениях рестрикций против России – «украинском пакете», санкциях против трубопроводных проектов, «киберсанкциях» и др. Он, в частности, привел статистику по инициативам конкретных стран и сообществ о введении санкций в 2020 году и в 1-ом квартале этого года: США – 449, Евросоюз – 184, Великобритания – 62, Совет Безопасности ООН – 64, Россия – 18, Китай – 12. Из этих цифр видно, что прибегать к санкциям склонны в первую очередь западные страны, имеющие наибольший экономический потенциал и опирающиеся на резервные валюты – доллар и евро. Их главными мишенями соответственно становились Иран (107 событий), Китай (74) и Россия (73). Также − с большим отрывом – в зоне «поражения» оказались Венесуэла (36 событий), КНДР (32), Белоруссия (27), Сирия (26) и Турция (11). Причинами для введения санкций, помимо экономических и политических, являлись пособничество терроризму (51 событие), нарушение прав человека (22) и содействие наркотрафику (13).
Говоря о санкционных рисках для России в 2021 году, Тимофеев выделил следующие категории российских компаний, которые будут им подвержены в наибольшей степени. Прежде всего, из-за политических причин, особенно уязвимыми будут компании оборонно-промышленного комплекса, энергетики и финансового сектора. Также рискам санкций будут подвержены компании, ведущие бизнес в санкционных юрисдикциях (Иран, КНДР, Венесуэла, Куба, Судан и др.). В зоне «поражения» также могут оказаться «дочки» зарубежных, в первую очередь, американских компаний, фирмы, ведущие активную международную деятельность и компании, осуществляющие большое число сделок, а также имеющие сложную организацию.
Накануне Минюст США утвердил два пакета санкций против «Северного потока – 2». Кроме того, в начале марта США объявили о внесении России в список стран, в которые запрещается вывозить оборонные технологии. Исключение коснется только космической отрасли. Соединенные Штаты также объявили о введении финансовых санкций против семи российских чиновников из-за ситуации с арестом Алексея Навального.
Итан Хайнц, советник Dentons, консультирующий клиентов по проектам в России, странах СНГ и Европы, поделился прогнозом развития ситуации с санкциями и актуальными бизнес-кейсами, описал текущую ситуацию и возможные изменения в ближайшем будущем, рассказал о бизнес-практике санкционного комплаенса, перечислил самые важные вопросы, с которыми сталкиваются крупные компании.
Константин Кроль, партнер и руководитель практики корпоративного права/M&A Dentons рассказал о влиянии санкций на международный арбитраж, доступ к правосудию и рыночные тенденции к снижению рисков, а также прокомментировал изменения в Арбитражно-процессуальном кодексе России в части исключительной подсудности санкционных споров и мер по защите интересов лиц, в отношении которых приняты санкционные меры; содержание арбитражной оговорки в контексте санкционных рисков.
Александра Розина, руководитель направления аналитического отдела проекта X-Compliance Группы «Интерфакс», рассказала об особенностях обработки данных по санкциям. Специалисты определяют следующие виды санкций и ограничений: индивидуальные, блокирующие, страновые и территориальные, отраслевые (секторальные), косвенные и вторичные, экспортные, списки наблюдения.
К трудностям работы со сведениями об ограничениях Розина отнесла то, что в области санкционной политики появилось много нового: количество санкций за последние три года выросло на 65-70 процентов. Санкции стали амбициознее. Байден с начала своего президентства анонсирует еще более масштабные и агрессивные торговые, экономические и финансовые ограничения, направленные против стран, которые не устраивают США по тем или иным поводам.
Осложняет анализ санкционной активности также то, что в некоторых странах, например, в США, за нее отвечают сразу несколько ведомств, а сами санкционные списки составляются в разных форматах и не имеют единого идентификатора. Отсутствует также четкая методология определения объектов применения санкций: в зависимости от национальной юридической трактовки к ним могут быть отнесены даже ликвидированные предприятия и институты, а также те из них, где попавшие под действие санкций физические или юридические лица владеют менее чем 50 процентами акций.
Подводя итоги обсуждения данной − весьма актуальной для России − темы, эксперты согласились, что экономические санкции в настоящее время превратились в инструмент политического давления на «неугодные» государства. При этом, они зачастую носят контрпродуктивный характер.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs