ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Барон Файльц-Фейн» звучит как пароль

15:56 26.06.2021 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В Калининграде в эти летние дни проходит выставка с международным участием «Дух истины, любви и красоты» в честь нашего знаменитого соотечественника – большого друга России барона Эдуарда Фальц-Фейна. На вернисаже в музее Изобразительных искусств побывали представители многих российских городов, а также Литвы, Польши, Франции, Швеции, Германии. Экспозиция, развернувшаяся в музейных залах, составлена из живописных полотен петербургского художника Василия Братанюка, многие годы дружившего с Эдуардом Александровичем. Тему России, её богатейшего культурного наследия, во многом утраченного в годы революции (1917) и в период Великой Отечественной войны, художник осмысливает через феномен многогранной духовно утонченной и возвышенной личности барона Фальц-Фейна. Именно в Калининграде, самом западном городе России, который еще называют международным мостом и пересечением культур, выставка, посвященная Эдуарду Фальц-Фейну, звучит особенно актуально.

Именно Эдуард Александрович, внук российского генерала Николая Епанчина, всю свою сознательную жизнь, а прожил он 106 лет, собирал по миру, по крупицам, выкупал на международных антикварных аукционах то, что принадлежало России – в частности, архивы следователя Н.Соколова о расстреле царской семьи и дневники немецкого кладоискателя Георга Штайна о поисках Янтарной комнаты, вывезенной нацистами из Екатерининского дворца в Царском Селе, а затем транзитом отправленной в королевский замок Кенигсберга (нынешний Калининград).  Здесь, на руинах королевского замка, начинал экспедиции по поиску утраченного шедевра XVIII в., как называют искусствоведы Янтарную комнату, Эдуард Фальц-Фейн, на свои средства устраивая работу археологов и поисковиков. Здесь память о нем хранят калининградцы всех возрастов и профессий.

https://zen.yandex.ru/media/ysta/iantarnaia-komnata-istoriia-o-zabytom-i-neobychnom-5f54d890019fb065e7e58db1

Геннадий Саблин, коллекционер и художник, в 80-х годах возглавлял местное телевидение и был знаком с бароном, в беседе с корреспондентом журнала «Международная жизнь» отметил, что впечатление Эдуард Александрович производил чрезвычайно благоприятное. «Несмотря на то, что барону шел восьмой десяток, он был очень красив, деликатен и энергичен. Мы понимали, что перед нами истинная уходящая элита», - подчеркнул Геннадий Саблин. Присутствовавшая на открытии выставки и принимавшая участие в ее организации Нина Перетяка, председатель калининградского регионального общественного фонда культуры, кандидат культурологии была знакома с Эдуардом Александровичем и высоко оценила открытие выставки в честь барона Фальц-Фейна. В беседе с корреспондентом журнала «Международная жизнь» Нина Перетяка сказала: «К открытию данной выставки отношусь как явлению чудесному, которым «управляет» сам Эдуард Александрович, ведь он собирает на одном пространстве всех, кому дорога русская культура. Узнав о готовящейся экспозиции в честь барона, люди ехали из отдаленных городов огромной России, из соседних стран. Имя Эдуарда Фальц-Фейна звучит теперь как пароль», - отметила Нина Перетяка. На открытие, которому способствовала во многом и организатор выставки Ирина Григорян, приехали потомки Суворовых, Хмельницких, Юсуповых, Юрьевских, Гагариных, Благово, музейщики и искусствоведы страны. 

В этой связи хочется уделить внимание художнику, создавшему немало портретов Эдуарда Александровича в разные годы жизни, а также – образы людей, вместе с бароном участвовавших в делах благотворительности во благо России. Среди них академик Дмитрий Лихачев, Михаил Вальберг, Георг Юрьевский, князь Василий Острожский, потомки Юсуповых, Суворовых, представители династии Романовых. Вот как размышляет об этом Нина Перетяка: «У Василия Братанюка мировоззренческое видение и ощущение мира. Будучи знакомым с академиком Д. Лихачевым, Э. Фальц-Фейном, которые во многом определяли духовные конструкции современного российского общества, Василий Иванович попал под их влияние и вырастал как художник, осмысливающий судьбу и исторические перипетии своей Родины». Трудно не согласиться с таким видением творчества художника В.И.Братанюка. Он пишет большой Русский мир. В экспозиции - немало образов значимых духовных деятелей современной и дореволюционной России – среди них, в частности, портреты Андрея Шмемана (версальские кадеты), матушки Елисаветы (Елена Лейхтенбергская-Богарне), а также – пейзажи Гавриловки, бывшего имения бабушки Э.Фальц-Фейна Софьи Богдановны, Херсона, Вадуца (Лихтенштейн), где барон, ставший гражданином княжества Лихтенштейн,  выстроил виллу Аскания-Нова в память об утраченном имении в Российской империи. Пейзажи русской равнины и предместья Парижа, монастырские православные храмы и памятники архитектуры XIX-XX вв. – всё это составляло жизнь барона, которому было интересно всё, чем богата Россия и её внешний и внутренний Русский мир. Вместе с тем Василий Братанюк раскрывает в своем творчестве тему балета, который неизменно был в поле зрения барона, как человека в высшей степени элитарного, хотя, как отмечают и подчеркивают буквально все, знавшие его, никогда не оскорблявшего кого бы то ни было высокомерием.  Балет – искусство утонченное, не для всех, изыск и грация – его неизменные приметы. В изображении балетных Василию Братанюку нет равных.

Выставка «Дух истины, любви и красоты», посвященная барону Фалльц-Фейну, знакомит и молодое поколение российских граждан с личностью неординарной. Человек такого масштаба всей своей жизнью доказал, что только с думами о высоком и вечном, подкрепленными реальными делами и бескорыстными помыслами, можно понять подлинную ценность родной истории, её лидеров и героев, её мастеров и поэтов, её величие и её бессмертие. Барон Эдуард Фальц-Фейн собирал рассеянный по свету Русский мир, прилагал интеллектуальные, творческие, физические, финансовые усилия, чтобы вернувшиеся в Россию национальные ценности стали предметом изучения и восхищения русским гением. Хорошо зная отечественную историю, Эдуард Александрович понимал роль каждой личности в её судьбе. «Нам не дано предугадать», но не исключено, что им руководило то же чувство, о котором писал Петру Чаадаеву Александр Пушкин незадолго до роковой дуэли, в октябре 1836 года: «...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал...».   

Выставка сопровождается каталогом, в которой вошли не только репродукции  картин Василия Братанюка, но и посвящения памяти Барона Фальц-Фейна президента России В.В.Путина, друзей барона, деятелей культуры России и других стран, музыкантов, поэтов, искусствоведов. Но наиболее важным представляется письмо, написанное Эдуардом Александровичем Василию Братанюку, в котором есть такие слова: «... Наверное, Василий, это мое письмо вам на Родину будет своего рода наследием, поклон мой всем, кто любит ее. Мне очень жаль, что не все идеи мы обговорили, их могло бы быть гораздо больше, но жизнь требует подведения итогов пути. Попытайтесь в своем творчестве вывести ступени памяти, оглядывайтесь в прошлое и заглядывайте в будущее, не с каждодневными заботами о благополучии, а преследуя и достигая значительно более высокую цель, запоминающуюся надолго, через поколения, заключающуюся в предназначении служить доброте умной и деятельной. Это самое ценное для человечества. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливее других. Следуйте путями доброты. Это очень и очень важно, поверьте мне!

Ваш друг Э. вон Фальц-Фейн»

Такой духовный маяк оставил нам всем Эдуард Александрович Фальц-Фейн, которого однажды очень метко назвали «народным бароном». Поэтому, наверное, его имя и звучит для нас как пароль.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати