ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Сближение ЕС – Индия: геополитика превалирует…

11:21 24.05.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

8 мая Евросоюз и Индия объявили о возобновлении переговоров по соглашению о свободной торговле, а также о готовности усилить взаимодействие в вопросах борьбы с изменениями климата, возобновляемых источников энергии и цифровизации. В ходе виртуального саммита в португальском Порто также стало известно о начале переговоров по вопросу взаимной защиты инвестиций и географических товарных наименований. Как отмечают индийские СМИ, вопрос о столь значительном прорыве в развитии торгово-экономических связей прозвучал на таком высоком уровне впервые за восемь лет, прошедшие с момента, когда предыдущий раунд переговоров был прерван в 2013 году. Наблюдатели с обеих сторон практически единодушны в своих оценках – главным мотивом нового сближения Евросоюза и Индии являются опасения в отношении Китая.

Впервые в истории, пусть и в онлайн формате, руководители Индии и ЕС собрались в столь представительном составе: присутствовали индийский премьер-министр Нарендра Моди и первые лица всех 27 государств-членов Сообщества. Произнеся много патетических слов о перспективах расширения двусторонних связей, высшие должностные лица также дали понять свою обеспокоенность превращением КНР в «соперника», чье усиление «во всех областях» вызывает растущую тревогу как в Брюсселе, так и в Нью-Дели.

Потенциал расширения индийско-европейских связей действительно значителен. Согласно оценкам, представленном в исследовании, опубликованном Европарламентом в 2020 году, выгоды от торгового соглашения между ЕС и Индией могут составить до 8,5 млрд. евро ежегодно. Совокупный ВВП Индии и Евросоюза составляет, согласно оценкам МВФ на апрель нынешнего года, более 18 трлн. долларов США (по номиналу), т.е. порядка 22 процентов от мирового, а население Индии и ЕС вместе взятых превышает 1 млрд. 835 млн. человек.

Помимо расширения торгово-экономических связей, ЕС и Индия договорились о «партнерском взаимодействии» в рамках совместных проектов в области инфраструктуры во многих регионах мира, в первую очередь, на Африканском континенте. По мнению экспертов, европейско-индийская инициатива является развитием стратегии, призванной нейтрализовать явно растущее влияние глобального китайского проекта «Пояс и Путь». Первым этапом стало заключение соглашения о свободной торговле между ЕС и Японией в 2019 году. Согласно официальным заявлениям, Евросоюз и Индия намерены пойти дальше и развивать сотрудничество в вопросах внедрения возобновляемых источников энергии, систем долговременного хранения энергии, а также модернизации электросетей.[i] Предполагается также заключить соглашение о взаимном признании и защите в своей юрисдикции товарных географических наименований, подобных сыру «Рокфор» или чаю «Дарджилинг»

Торговые переговоры между Индией и ЕС начались в 2007 году, но были прерваны в 2013-м - вследствие непреодолимых разногласий по целому ряду вопросов, включая тарифы на запчасти для автомобилей и взаимный допуск специалистов ряда профессий на внутренние рынки. Теперь же эти два крупнейших экономических полюса мира, намерены сформировать переговорные группы не только по вопросам торговли, но также по таким ключевым темам, как устойчивость цепочек поставок, реформа ВТО, согласование политики в области тарифного регулирования и промышленных стандартов, высокопроизводительных вычислительных систем, инвестиции в инфраструктуру. Об этом заявил по итогам виртуального саммита официальный представитель МИД Индии Ариндам Багчи.

Обширный перечень потенциальных экономических выгод не заслоняет, тем не менее, основные мотивы сближения, которые лежат в геополитической плоскости. В декабре прошлого года руководители ЕС и Китая объявили о достижении договоренности относительно основных положений «Всеобъемлющего соглашения об инвестициях» (ВСИ, Comprehensive Agreement on Investment, CAI). Однако уже к весне нынешнего года отношения сторон заметно обострились. В марте Брюссель и Пекин «обменялись» санкциями против чиновников, политиков и ученых. 20 мая Европейский парламент отказался ратифицировать Соглашение, обусловив продолжение обсуждения этого договора отменой санкций, введенных Пекином в ответ на европейские.

Европейско-китайское соглашение, заключенное до вступления в должность президента США Байдена, и подписанное вопреки негативным сигналам из его ближайшего окружения, воспринималась как «сигнал» ЕС о намерении и дальше следовать по пути усиления автономии от Вашингтона. Выход Пекина на роль одного из двух полюсов нового миропорядка ставит перед Европой непростые вопросы - «на глобальном уровне Европа грозит стать все более периферийной…». А «если проект ЕС потерпит неудачу, у Европы будет прошлое, но не будет будущего. Правила XXI века будут устанавливать такие страны, как Китай, Россия, Индия и США»[ii]. Опять же, в контексте охватывающей Запад социально-экономической неопределенности, «поворот на Восток» сулит в будущем неплохие дивиденды, поскольку Азия, экономически и демографически, превращается в главный центр развития в современном мире.

В апреле нынешнего года, Европейский Совет обнародовал стратегию ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе, которая включает такие направления, как развитие более тесных экономических связей с Индией, а также поддержание «порядка, основанного на правилах», в том числе посредством обеспечение свободы судоходства. При этом Китай в ней прямо не упоминается, да и детали новой европейской политики в ИТР еще не прояснены. Тем не менее, ЕС уже обозначил намерение обеспечить «значимое присутствие» в ИТР, включая военное. Европейские эксперты сообщают о планах направить в регион военные корабли, которые рассматриваются в Германии. ВМС Франции уже патрулируют акваторию Индийского океана. Нидерланды – в своей национальной программе по продвижению в ИТР, призывают ЕС действовать «более наступательно» в районе Южно-Китайского моря.[iii]

В свою очередь, для Индии стремительный экономический, а затем и геополитический подъем Китая, превратил Поднебесную в ключевой вызовов национальным интересам. В настоящее время Китай является важнейшим фактором, определяющим внешнюю политику Нью-Дели. И хотя в 2018-2019 годах в отношениях двух крупнейших держав Азии обозначилась тенденция к потеплению, в начале мая 2020 года произошло новое обострение на границе, на этот раз - в области Ладакх.

15 ноября прошлого года пятнадцать государств Азиатско-Тихоокеанского региона подписали соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). Сумев привлечь в число участников соглашения Японию и Южную Корея, Пекин, помимо прочего, посеял сомнения в жизнеспособности главного военно-стратегического регионального антикитайского проекта США, известного как Quad («Четырехугольник»), или азиатская Антанта. Между тем Индия как раз рассматривает Quad и участвующие в нем страны в качестве «внешних игроков», которые могли бы выступить в роли «противовеса политике Китая».

Нью-Дели вышел из переговоров по ВРЭП незадолго до их окончания во многом - под влиянием опасений оказаться «на вторых ролях» на фоне КНР. Недавно стало известно, что Нью-Дели запретил китайским кампаниям участвовать в тендерах на разработку и внедрение сетей сотовой связи нового поколения 5G. Похоже, подписание ВРЭП было воспринято как «фактор, меняющий правила игры» (game-changer) и в Еврокомиссии. Происходящие «геополитические сдвиги» способствуют новому политическому сближению Брюсселя и Нью-Дели.

Еще в апреле нынешнего года - до объявления о возобновлении переговоров по торгово-инвестиционному соглашению, стало известно, о переговорах между ЕС и Индией по вопросам развития общих проектов в области инфраструктуры. Причем наблюдатели не сомневались, что инициативы «в энергетике, цифровизации, транспортном и других секторах экономики» рассматриваются именно как альтернатива китайскому «Поясу и Пути». Официально, и ЕС, и Индия отрицают антикитайскую направленность своих планов. Тем не мене, отмечала The Financial Times, «ЕС и его союзники» «не хотят засилья китайских инвестиций и предпочитают предложить свою альтернативу мегапроекту Пекина. Как отмечает российский журнал «Эксперт», «несмотря на миролюбивые заявления из Брюсселя и Дели, соглашение между ними вполне в духе провозглашенной Джо Байденом стратегии сколачивания союза демократических государств для сдерживания … Пекина».

Наконец, объявление о возобновлении торговых переговоров между ЕС и Индией происходит в тот момент, когда аналогичную сделку с Нью-Дели пытается заключить Великобритания. Будущее отношений Лондона с континентальной Европой в лучшем случае туманно. И европейцы явно не допускают мысли о том, чтобы позволить Соединенному Королевству искать компенсации потерь, вызванных выходом из ЕС, в развитии отношений с третьими странами в ущерб интересам Евросоюза. В свою очередь, для Индии Британия на протяжении десятилетий оставалась главным «торговым шлюзом» в Европу. После Брекзита, Нью-Дели объективно нуждается в наработке новых каналов взаимодействия с ЕС.

По мнению китайских наблюдателей, ЕС пытается использовать Индию в качестве «запасного плана», а также рычага давления на Пекин в контексте торга вокруг лучших условий именно европейско-китайской торговли. Поскольку, во-первых, товарооборот между ЕС и КНР, и ЕС и Индией просто несопоставимы. Так, объем торговли между ЕС из КНР по итогам 2020 года составил 586 млрд. евро по товарам, и 85,3 млрд. евро по услугам. В то время как ЕС и Индия наторговали на 65,2 млрд. евро по товарам и 32,6 млрд. евро по услугам[iv].

Во-вторых, между Индией и ЕС существует множество разногласий в торговых и юридических вопросах. Индия «исторически склонна» к протекционизму, а ее бюрократия, как считают эксперты, неповоротлива и пронизана клановыми интересами. Индия значительно уступает КНР с точки зрения уровня развития промышленности и инфраструктуры. Индия катастрофически пострадала от коронакризиса и ее экономике потребуются на восстановление «многие годы». Между тем, сильный социально-экономический удар пережила и Европа, бизнесу которой требуется мощный импульс для ускоренного возвращения к нормальной жизни. Что способен предложить Китай, но не Индия. Наконец, Запад объективно нуждается в конструктивном взаимодействии с КНР при решении вопросов борьбы с изменениями климата и сохранения динамики экономической глобализации, включая реформу ВТО.[v]

Следует отметить, что значительные трудности в достижение соглашений между ЕС и Индией вносят различия в положении сторон: ЕС представляет «старый… экономический центр, привыкший играть по западным правилам торговли», «хорошо встроенный в глобальные производственные цепочки». Индия является растущей экономикой, «новым игроком». Дальнейшая динамика и результаты переговоров покажут, насколько реально ЕС заинтересован в «сохранении многосторонних механизмов и открытости глобализации», и готова ли Европа «учитывать интересы растущих экономик»?[vi]

Многовекторность и отказ от стратегических коалиций – традиционная парадигма внешней политики Нью-Дели на протяжении десятилетий. Как и Индия, Евросоюз также отчаянно пытается избежать ситуации, в которой ему, пришлось бы выбирать сторону в нарастающей холодной войне между Китаем и США. Подобное положение, похоже, вынуждает руководство и ЕС, и Индии, «проявлять чудеса эквилибристики». Одной рукой они ограничивают китайские инвестиции в «чувствительные отрасли», но другой – прилагают усилия для сохранения, если не расширения, отношений с одной из двух ведущих экономик мира. Тем не менее, сидеть сразу на двух «стульях» становится все труднее.

Договоренность с КНР в конце прошлого года, казалось бы, обозначила контуры новой, более независимой политики Евросоюза, а также показала его стремление к укреплению «автономии» от Вашингтона. Однако политико-идеологические разногласия, обозначившиеся между Брюсселем и Пекином в нынешнем году, вновь поставили под сомнение способность Европы к проведению самостоятельного курса хотя бы в экономических вопросах.

В этих условиях, Индия – геополитический соперник Китая, воспринимается в Европе как «естественный» союзник в вопросах «сдерживания» Пекина. Поэтому, на фоне нынешнего обострения соперничества Запада и Поднебесной, вполне можно ожидать определенных реверансов Евросоюза в адрес Нью-Дели, вызванных, в первую очередь, геополитическими соображениями.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати