В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, стоит красивый ампирный особняк под номером 12а. Каждый, открывший его массивную дверь и поднявшийся по мраморной лестнице в глубину его залов, на время оказывается в другой стране и в другой эпохе. Это Музей Востока. Придя сюда до 25 июля 2021 года, вы сможете очутиться в Персии, в отраженном искусством мире ее правителей и вельмож, живших с конца XVIII до начала ХХ века – здесь проходит выставка «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров».
Выступая 14 мая на ее открытии, директор Музея Востока Александр Седов с гордостью констатировал, что музей обладает большой (более 1000 предметов) и очень ценной коллекцией иранского искусства. А музейное собрание станковой живописи периода правления Каджаров является самым крупным не только в России, но, возможно, и в Европе. Директор отметил, что, хотя сам жанр станковой живописи в Иран пришел из европейского искусства, но «в Иране он нашел удивительное продолжение и преобразование, которое не имеет аналогов в мире». Помимо 300 предметов из коллекции Музея Востока, на выставке представлены несколько предметов из Фонда Марджани, а также документы из Государственного архива РФ и исторические фотографии, присланные из Кунсткамеры петербургскими коллегами. Александр Седов поблагодарил партнеров, а также кураторов нынешней выставки и реставраторов, которые «провели большую работу, чтобы эти прекрасные предметы искусства были достойно представлены публике». Директор напомнил, что последняя иранская выставка подобного масштаба проходила около полувека назад – здесь же, в Государственном музее Востока, в 1973 году.
Выставка занимает 7 залов, в каждом из которых представлена определенная сторона иранской жизни и менталитета той эпохи в зеркале искусства: идеология верховной власти, официальная религия и мистические практики, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции, мастерство ремесленников, бытовая культура. Здесь можно увидеть всё жанровое разнообразие искусства эпохи Каджаров: картины, миниатюры, ковры и ткани ручной работы, керамику, произведения из стекла, дерева и металла, рукописи и различное оружие.
Пространство выставки отражает устройство иранского дома (или дворца, который «кому-то тоже дом»). При входе вас ослепляет парадное великолепие, портреты шахов с их огромными бородами и высокими шапками. Вы видите большие ковры и молитвенные коврики с изображением мифических и исторических правителей Ирана, сцен охоты и побед иранского оружия. Вот и само оружие, украшенное драгоценными камнями и каллиграфическими надписями, которое всегда было атрибутом богатого восточного дома и размещалось на видном месте. В следующем зале дорогим гостям демонстрируют изысканную посуду, светильники, парчовые и набивные скатерти–каламкары, письменные принадлежности, памятные документы в изящных рамках, книги, среди которых, конечно же, редкий экземпляр Корана. И вот, наконец, вы попадаете в «эндерун» – скрытую частью дома, наполненную нежными голосами детей и женщин, которые почти физически ощущаются в этих стенах. Фривольно одетые чернобровые красавицы из гарема Фатх-Али шаха танцуют и играют на музыкальных инструментах, беседуют со служанками, возлежат на подушках, пьют шербет, кормят грудью детей – все это увековечено на картинах придворных живописцев.
Большинство картин размещено в зале, который посвящен отношениям с европейской культурой. Каджары, стремясь «соответствовать» европейским династиям, отправляли своих художников учиться в Европу. Под влиянием полученных там ими знаний, в Иране XIX века сложился очень узнаваемый «каджарский стиль», который представляет собой своеобразный синтез персидского искусства (главным образом, миниатюры) и европейского классицизма.
Как отметила куратор выставки Полина Коротчикова, «Каджарский Иран – это эпоха, которая долгие годы была незаслуженно забыта искусствоведами. До последнего времени, вещи, которые делались в это время, считались второсортными по отношению к произведениям, например, Сефевидского периода. Потому что они слишком яркие, иногда сделаны на грани китча. И очень долго их не ценили. Но вот сейчас пришло время, когда мы можем с гордостью представить нашу коллекцию. Это все стало достаточно старым, для того, чтобы это стало историей. И является достаточно красивым, чтобы быть настоящим искусством».
Почетным гостем на открытии выставки был Чрезвычайный и Полномочный Посол ИРИ в РФ доктор Казем Джалали. Внимательно осмотрев выставку, он в своей приветственной речи поблагодарил директора и коллектив музея, которые «открыли двери этой сокровищницы, отражающей великую и древнюю культуру Ирана». При этом заметил: «Здесь представлены предметы искусства эпохи Каджаров, в основном XIX века. В нашей стране есть много предметов искусства, насчитывающих несколько тысячелетий! Надо признать, что мы еще не до конца изучили все, что хранит иранская земля, многое еще предстоит найти и собрать». Доктор Джалали подчеркнул, что Иран – это не просто страна, а огромное культурное и цивилизационное пространство. «Искусство – это прекрасный способ общения и познания друг друга. Мы очень рады, что в соседней и дружественной нам России открываются такие экспозиции. Несмотря на многовековое соседство, у нас все еще мало информации друг о друге. И эта выставка – очень важное событие в развитии отношений наших двух государств и народов», – заключил Посол Ирана.
Выступивший на церемонии открытия Максим Баранов, заместитель директора второго департамента Азии МИД РФ, отметил, что эпоха Каджаров (с 1796 по 1925 гг.) – это особый период в истории Ирана, непростой для иранской государственности, но очень интересный для развития иранского общества, его самобытной культуры и искусства. Несмотря на то, что он был сложным и для развития российско-персидских отношений, «именно при Каджарах началось то, что можно назвать культурным проникновением». Первый официальный визит в Россию главы иранского государства, Насреддин-шаха, состоялся в 1873 году. Активизировались торговые и различные другого рода обмены. А в резиденции Каджаров, дворце Голестан в Тегеране, была создана отдельная экспозиция, посвященная российскому искусству, с которым смогла тогда познакомиться элита иранского общества, и где до сих пор выставляются предметы русского искусства. Представитель МИД России подчеркнул важность слов Посла Ирана о том, что именно через культуру происходит понимание и взаимообогащение народов. «Через такие мероприятия, как то, что мы открываем сегодня, происходит взаимный обмен информацией, обогащение знаний друг о друге, и можно, действительно, говорить не только о сотрудничестве между двумя нашими государствами, но и между народами, – отметил М.А. Баранов. – Я уверен, что эта выставка будет интересна не только специалистам – искусствоведам, иранистам – но и всем, кто просто любит Иран и неравнодушен к искусству этой древней и вечно молодой страны».
Заслуженный работник культуры РФ, советник генерального директора Татьяна Метакса, проработавшая в Музее Востока более 50 лет, в беседе со мной напомнила, что у истоков выставки стояли специалисты, которые, к сожалению, не дожили до ее открытия. Это хранитель иранской коллекции музея Наталья Владимировна Сазонова и заведующая отделом Ближнего и Среднего Востока Евгения Михайловна Карлова, покинувшая этот мир в 40 лет. Над выставкой трудились многие люди – весь выставочный отдел, дизайнер экспозиции Кюна Казакова. Кураторами выставки являются Мария Кулланда и Полина Коротчикова, подготовившие прекрасный каталог, за который отвечал заместитель директора Владимир Аветисян. «Выставка, поражает своей, действительно, роскошью, – добавила Татьяна Христофоровна. – Очень часто, когда говорят слово «роскошь», в него вкладывают нечто пошлое. Так бывает. Но здесь нет пошлости! Здесь подлинная роскошь, хотя и заката, так как династия Каджаров ассоциируется с закатом былого величия Ирана. Эта выставка достойна того, чтобы на нее прийти и очень внимательно познакомиться буквально с каждым экспонатом».
Фотo автора
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs