Признание президентом Соединенных Штатов факта геноцида армян в Османской империи не стало для Турции неожиданностью: накануне появилась информация о телефонном разговоре Джозефа Байдена с Реджепом Тайипом Эрдоганом, в котором американский лидер уведомил турецкого визави о готовящемся заявлении. Так что времени и у политиков, и у журналистов для подготовки комментариев было предостаточно.
Лейтмотивом шквала публикаций в СМИ и социальных сетях стало обвинение американского президента в использовании «не опирающейся на факты, несправедливой, далекой от действительности» информации (или просто во «лжи»). При этом заместитель председателя парламентской фракции правящей партии Мустафа Элиташ заявил даже: «Мы – единственная нация в мире, никогда не совершавшая геноцид». И это понятно, Турция никогда не признавала этого факта. Важнее здесь – какое влияние окажет это на двусторонние отношения?
И сторонники, и противники нынешнего режима солидарны в том, что заявление Байдена негативно скажется на турецко-американских связях. Здесь следует отметить, что оппозиция в стране практически всегда поддерживает власти по внешнеполитической повестке: единство нации перед внешним миром в турецкой ментальности возведено в императив. Хотя, генеральный председатель «Хорошей партии» Мерал Акшенер не преминула вставить «шпильку», заявив: бездействие в ожидании саммита НАТО, на котором Эрдоган и Байден договорились обсудить двусторонние отношения, – это признак «беспомощности» режима.
В течение двух дней «отметилось» большинство политиков, практически единогласно предупредивших Вашингтон о вреде, который заявление Байдена нанесет турецко-американским и турецко-армянским отношениям, а также «внутренней солидарности» в НАТО.
Партнер президента Турции по правящей коалиции и генеральный председатель Партии националистического действия Девлет Бахчели предупредил, что прозвучавшее из Вашингтона заявление рискует направить двусторонние отношения «в другое русло», и прежними они уже никогда не будут. Первыми шагами правительства, по его мнению, должны стать постановка на боевое дежурство закупленных у России ЗРК С-400 и возврат в страну средств, потраченных в рамках международной программы производства истребителей F-35, из которой Турцию недавно исключили. «Мы вместе, в сердечном единении – против всего мира!», - констатировал лидер турецких националистов в свойственной ему манере.
Пресс-секретарь президента Ибрагим Калын сообщил о том, что «в ближайшие дни и месяцы» Анкара предпримет ответные меры, разные по форме и по степени воздействия. Со своей стороны, на фоне разговоров о необходимости закрыть военные базы для американцев, армейское командование выпустило специальное заявление с напоминанием о том, что крупнейшая авиабаза страны в Инджирлике, на которой «квартируют» и американские ВВС, «вместе со всеми расположенными на ее территории объектами» принадлежит Турецкой Республике. Дескать, можем и попросить «гостей» вернуться домой.
А вот турецкий президент сдержал эмоции, выждал два дня и только потом, по итогам совещания с министрами, обстоятельно прокомментировал ситуацию. Предположив, что заявление Байдена было подготовлено «под давлением радикальных армянских кругов и антитурецких групп», турецкий лидер констатировал: сложившаяся ситуация «не отменяет деструктивных последствий для отношений двух стран». При этом он в очередной раз не удержался от упрека в адрес союзника, припомнив ему трагедию коренного населения Америки.
Вместе с тем Эрдоган выразил надежду на то, что на очной встрече лидерам двух стран удастся «приоткрыть двери для нового периода» в двусторонних отношениях. А «в противном случае нам останется только предпринять действия в соответствие с тем уровнем, на который опустились наши отношения после заявления 24 апреля», — пригрозил турецкий лидер, чьи слова процитировали все ведущие СМИ страны.
Опрошенные Анатолийским агентством специалисты по внешней политике в целом солидарны в том, что решение американского президента во многом вызвано обеспокоенностью Вашингтона возросшей в последнее десятилетие самостоятельностью Турции на международной арене. В краткосрочной перспективе, - предупреждают они, - в турецком обществе стоит ожидать усиления антиамериканских настроений, однако запланированная на июнь встреча Байдена и Эрдогана поможет разрядить атмосферу и «через пару месяцев» обострение отношений с Соединенными Штатами должно исчезнуть из общенационального дискурса.
Другие настроены более решительно. Так, политический обозреватель Таха Даглы, призывая жестко отреагировать на «выпад» Белого дома, перечисляет целый набор ответных мер, среди которых значатся закрытие американских баз и «прежде всего – Инджирлика», демонтаж РЛС в Кюреджике, высылка американского посла из страны, усиление турецкого присутствия в Ливии и Восточном Средиземноморье, активизация усилий по международному признанию «Турецкой Республики Северного Кипра», продолжение операций против Партии «Демократический союз» (PYD) в Сирии. (Haber7)
Недим Шенер из газеты Hürriyet убежден в том, что американский лидер стремится отстранить от власти нынешнего турецкого президента: «Его цель — завершить то, что не удалось сделать путем переворота» (речь идет о путче военных в 2016 году – А.И.). Свою точку зрения он подкрепляет выдержками из интервью которое два года назад Байден в бытность сенатором дал «редакторам New York Times». Речь тогда шла о необходимости поддерживать «те элементы турецкого руководства, которые все еще существуют, чтобы сделать их способными победить Эрдогана». Далее Шенер предупреждает о неизбежности «прямых или косвенных атак» (со стороны США – А.И.), прежде всего, в сфере экономики, заканчивая статью на оптимистической ноте: турецкая нация «сорвет и этот план США».
Ему вторит Берджан Тутар из проправительственной газеты Sabah, считающий признание геноцида свидетельством начала очередной «атаки» на Турцию. Однако, - уверен автор, - Турция в ответ станет действовать еще решительнее и проводить еще более независимую политику.
Отдельный дискурс сложился вокруг вопроса о возможных экономических последствиях заявления американского президента. Одни авторы считают его всего лишь «символическим актом», направленным на то, чтобы «расстроить и рассердить Турцию», другие, а среди них политологи и бывшие дипломаты, возражают, напоминая о том, что в американские суды родственниками погибших армян подано множество исков о компенсации материального и морального ущерба. В силу того, что США официально не признавали факт геноцида, иски не рассматривались, но теперь ситуация может измениться, и нельзя исключить ареста имущества Турции за границей. «Германия до сих пор расплачивается за холокост и производит выплаты пострадавшим от ее действий странам», - напоминает интернет-ресурс Gazete Duvar. Известный в стране обозреватель Таха Акйол из газеты Karar в этой связи предлагает уже сейчас сформировать комиссию из юристов, дипломатов и историков для отстаивания интересов государства в судах.
А вот его призыв «вновь обрести друзей», изменив «политику, обрекающую Турцию на изоляцию», диссонирует с господствующими в последние годы в медиапространстве страны ультрапатриотическими настроениями.
Исключением нужно признать и позицию обозревателя Юсуфа Караташа из оппозиционной газеты Evrensel, фактически обвиняющего Эрдогана в «шовинизме» в вопросе о событиях, повлекших за собой «гибель сотен тысяч» армян: «Нужно не отрицать геноцид, а примириться с исторической реальностью и повиниться», - считает Караташ. По его мнению, признание геноцида не выльется в новые антитурецкие санкции, так как «западные империалисты (США и ЕС)… нуждаются в Турции для борьбы с Россией и Китаем».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs