Фото: РИА Новости
В конце апреля президент США Джо Байден отметит 100 дней своего нахождения у власти. За это время отношения между Вашингтоном и Москвой достигли очередного минимума, а политическая копилка американского лидера пополнилась новыми санкциями против России. Чего ещё ждать от двусторонней российско-американской повестки? На этот вопрос во время онлайн-брифинга ответил директор ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН Фёдор Войтоловский.
Американская политика в отношении России давно приобрела внутриполитическую логику. «Если посмотреть на президентство Дональда Трампа, то на протяжении всего правления его администрации Россия обсуждалась не только в вопросах внешней, но и внутренней политики. Демократы обвиняли Москву в пособничестве Трампу и во вмешательстве в президентские выборы 2016 года, а республиканцы, стараясь доказать, что никакой поддержки не было, ещё жестче давили на Россию», – отметил Ф. Войтоловский. Администрация экс-президента США Дональда Трампа, которая, по мнению демократов, была более лояльна к Москве, на самом деле приняла больше решений о введении санкций против России, чем это было сделано при его предшественнике Бараке Обаме.
Команда Трампа также никак не препятствовала принятию закона «О противодействии противникам Америки» (CAATSA) в 2017 году. По словам политолога, этот закон не только создал серьёзную правовую базу для того, чтобы вводить дополнительные пакетные санкции против России, но и усложнил механизм их отмены. Дело в том, что при Обаме большинство рестрикций вводились президентскими указами, тогда как при Трампе они получили кодификацию через законы, принятые Конгрессом. «Это очень усложнило ситуацию. Теперь, если американцы решатся упразднить ряд антироссийских мер, хотя я сомневаюсь, что это может произойти в ближайшие десятилетия, сделать это будет так же трудно, как в свое время было сложно отменить поправку Джексона-Вэника», – уверен эксперт.
Напомним, что ещё в 1974 года, Конгресс США одобрил поправку Джексона-Вэника – дополнение к американскому закону о торговле, которое устанавливало запрет на предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, а также на выдачу государственных кредитов и кредитных гарантий странам с нерыночной экономикой, препятствующим эмиграции и нарушающим другие права человека. Под действие поправки Джексона-Вэника, конечно же, попал Советский Союз, а затем ставшая его правопреемницей современная Россия. Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачала отношения Москвы и Вашингтона. Несмотря на то, что фактически она перестала применяться с 1989 года, официально она была отменена лишь в 2012 году.
Как отметил Фёдор Войтоловский, американские санкционные механизмы потеряли логику, ради которой создавались. «При Обаме задумка была в том, чтобы с помощью воздействия ограничительных мер оказать влияние на принятие решений в России. И если бы какие-то шаги принимались, то санкции могли бы сниматься. Но на самом деле это давно превратилось в такой воспроизводящий собственное движение маховик, который имеет абсолютно внутреннюю логику», – считает политолог.
Данная логика, по мнению эксперта, связана с долгосрочным стратегическим сдерживанием России. США хотят воздействовать на те отрасли российской экономики, которые в наибольшей степени связаны с мировой экономикой, а также ориентированы на экспорт и в дальнейшем могут стать драйверами экономического развития. «На самом деле мы должны это понять и воспринимать как факт. Санкции не отменят, они будут вводиться в ущерб тем или иным отраслям экономики, компаниям и персонам. Смысл их в том, чтобы использовать экономические и политико-психологические инструменты для давления на страну, для сдерживания её развития», – пояснил он.
Ф. Войтоловский уверен, что те санкционные механизмы, которые сейчас тестируются на России, в будущем будут применены и против Китая. По его словам, с учётом того, что экономическая связь между Вашингтоном и Пекином не сопоставима с товарооборотом между США и Россией, сами рестрикции могут быть разными и варьироваться от тех или иных задач. «Это очень гибкий механизм. В отношении России вводятся санкции, которые прежде всего бьют по финансовому сектору, по экспортоориентированным отраслям российской экономики, по российскому ВПК, и сейчас американцы подбираются к нашему IT-сектору из-за кибератак, якобы совершенных российскими хакерами. В отношении Китая уже проявляются меры прежде всего в научно-технологической сфере», – заметил эксперт.
Администрация Трампа открыто говорила о том, что у Соединенных Штатов два противника, сдерживание которых является приоритетным для внешней политики, национальной безопасности, – это Россия и Китай. Политолог напомнил, что в Пекине очень надеялись на то, что Джо Байден будет проводить более разумную и мягкую политику (так как он работал в администрации Обамы, который был лоялен к КНР), но с его приходом ничего не изменилось. Более того, Ф. Войтоловский уверен, что в ближайшие годы в политике США по отношению как к Китаю, так и России ничего не изменится. «Однако, по сравнению с экс-президентом США, Байден понимает, что есть сферы, в которых без диалога с Москвой и с Пекином у Америки будут серьезные трудности. Есть сферы, в которых просто не избежать компромиссов», – констатировал он. По словам эксперта, с Россией это однозначно сфера контроля над вооружениями, международная безопасность, урегулирование региональных конфликтов и климатическая повестка. А с Китаем – международная торговля и её регулирование, технологические вопросы, кибербезопасность и региональная безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs