Президент Украины Владимир Зеленский попытался ворваться в ключевую повестку современного политического периода, предложив Владимиру Путину встретиться в Донбассе. Но основным событием оказалось послание Президента России Владимира Путина. И это событие стало ключевой темой не только для России, но и для зарубежных стран. Послание президента России ждали, теперь комментируют, интерпретируют согласно своим ожиданиям, а ждали – угрозы и даже войну, что не может не удивлять.
Какому-то украинскому политтехнологу показалось, что это гениальный ход - обращение Зеленского к Путину накануне его обращения к Федеральному собранию. А другой украинский политтехнолог Виктор Уколов, ничтоже сумняшеся, заявил в социальной сети, что причина заявления Зеленского - «не угроза войны, а попытка перебить мощные выступления Порошенко на трёх телеканалах с конструктивной критикой двух лет президента Зеленского»: «На самом деле, шестой президент хотел заслонить информационно блестящее выступление Порошенко на трех телеканалах, где прозвучала честная и конструктивная критику двух лет Зеленского у власти».
Задумано мощно... Порошенко, по словам его политтехнолога или приверженца, настолько «велик», что даже Путина Зеленский привлекает для борьбы с ним… Впрочем, это давно знакомая местная политическая логика. Вернемся к Зеленскому, который обращение к Путину сделал в стиле своих кандидатских обращений к Порошенко в рамках прошлой президентской избирательной гонки и действует в этой ситуации проверенными методами: имя ей - болтовня. Только это уже не избирательная кампания. И Путин не Порошенко, которого Зеленский пригласил на стадион, и тот пришел…
Теперь по сути обращения – Зеленский предложил Владимиру Путину встретиться в любой точке Донбасса. И это вся суть. В этом - очередная банальная попытка сделать Россию стороной украинского конфликта, денонсировав еще и таким образом Минские соглашения. Попытка слабая, судорожная, на фоне бряцания НАТОвским оружием в Черноморском регионе и стягивания войск к линии соприкосновения, что является нарушением Минских соглашений, кстати. А еще – Зеленскому, похоже, просто страшно. Ведь все, что его заставляют делать – это путь к вспышке военного конфликта на Донбассе, с неизвестным исходом для Украины и для него лично.
Думаю, еще страшнее Зеленскому стало, когда он вдруг увидел «импотенцию» НАТО - информационную и политическую, за которой стоит «военный нейтралитет» в отношении Украины.Вероятно, Зеленский увидел, что это бессилие проявилось и в так называемом «Чешском прецеденте», суть которого в обвинении сотрудников военной разведки России во взрыве складов боеприпасов в Чехии в 2014 году. Но и это еще не все – в этом обвиняют двух российских граждан - Александра Петрова и Руслана Боширова. Напомню, это те самые граждане, которых Лондон обвиняет в отравлении Скрипалей. Возвращаясь к страху Зеленского и «импотенции» НАТО – получается, что двое российских граждан, имена которых известны, уже не первый год осуществляют спецоперации, как заверяют западные источники, на территории стран НАТО. Невероятная история…! И что же делает в ответ Североатлантический Альянс со всеми своим спецслужбами – от легендарного ЦРУ, непобедимой МІ6 и другими контрразведками?
Совет НАТО 22 апреля заслушал министра иностранных дел Чехии по ситуации вокруг взрывов боеприпасов во Врбетице в 2014 году и причастности к ним российских спецслужб и выразил полную солидарность с Прагой: «Сегодня министр иностранных дел Чехии выступил перед Советом НАТО по вопросу деятельности российских агентов на территории Чешской Республики, которая повлекла за собой взрыв в 2014 году склада боеприпасов… Союзники выражают глубокую озабоченность дестабилизирующими действиями, которые Россия продолжает осуществлять в евроатлантическом регионе, в том числе на территории альянса, и полностью солидарны с Чехией». Это заявление можно прочитать тремя способами:
-
НАТО не готово защищать своих членов, свои границы от «российской угрозы».
-
НАТО не видит смысла защищать своих членов и свои границы от «российской угрозы» потому, что такой угрозы на самом деле нет, поэтому выражения озабоченности вполне достаточно.
-
НАТО не готово защищать своих младших членов (Чехия) и своих военно-политических вассалов (Украина) от «российской угрозы», потому что они того не стоят.
Ни один из вариантов не может радовать подопечных. Вот о чем стоит задуматься Праге, Варшаве, Риге и Киеву, уверенных в непоколебимой североатлантической солидарности. Но это их проблемы.
Вернёмся к предложению Зеленского. Он отразил в своём выступлении, в том числе, и ожидания Киева от послания Путина. Ожидания объявления войны, о чем только ленивый не прокричал на Украине. Ожидания странные по своей сути, повода для этого никто не давал, как бы передвижение российских войск по своей территории не старались представить в Киеве и на Западе. А самое главное - и это политики разных стран уже давно должны понять - Владимир Путин никогда не говорит и не делает того, что от него ожидают. В этом пугающие Запад сила и самостоятельность России.
Ожидать от Путина переговоров о сроках и точке встрече на Донбассе было глупо. Ответ был дан - если президент Украины Зеленский хочет обсудить двухсторонние отношения - его ждут в Москве. Если это касается вопросов Минских соглашений и Донбасса - то это вопрос встречи с руководством народных республик Донбасса, а уже потом, по желанию сторон, можно привлекать и третьи стороны, одной из которых может быть и Россия. Одним словом - выполняйте Минские соглашения.
И тут снова возвращаемся к задачам Зеленского. Уже давно очевидно, что в Киеве, в том числе, под давлением Вашингтона одним из вариантов выхода из Минских соглашений рассматривают некое возобновление боевых действий на Донбассе. Сюда же хотят включить вариант организации провокации в отношении России. Цель проста - заставить Москву вмешаться, и/или, добыть доказательства такого вмешательства. Но Россия ответила ассиметрично - передвижением войск и учениями в Чёрном море и Крыму. Как результат, у берегов Крыма перестали летать американские и английские беспилотники, а НАТО так и не решилось бряцать оружием в этом регионе. Именно тогда, как мне кажется, в Киеве пришло понимание, что реальный конфликт затевается не по поводу Украины, не за Украину, а на территории Украины и за счёт Украины - в политическом, человеческом и дипломатическом измерениях.
Предполагаю, что после послания Владимира Путина Зеленский окончательно все понял. Потому что во время климатического саммита президент России участвовал наравне с президентом США Джо Байденом. Стало понятно – где и кто решает реальные проблемы в мире.
Позже Владимир Путин встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко, где он обозначил дальнейшую политику сближения двух стран, принципы неприятия вмешательства во внутренние дела и попыток переворота под видом «демократизации». По этому поводу в Киеве некоторые аналитики (упомянутый Виктор Уколов, а скоро подхватят другие) уже договорились до «угрозы аншлюса Беларуси, что создаст новые серьёзные вызовы безопасности Украины по причине того, страны имеют общие границы протяженностью около 1000 километров».
Ситуация в Донбассе Россию беспокоит, и никто этого не скрывает. Там присутствуют те самые «красные линии», о которых сказал президент.
В то же время оценивать вопросы национальной безопасности России следует не только с точки зрения ситуации на Юго-востоке Украины, поскольку «красные линии» для России уходят далеко за пределы этой региональной ситуации.
Это вопросы и кибербезопасности, и вопросы вмешательства во внутренние дела в самых разных форматах, вопросы санкционной политики и других сфер международных, дипломатических, экономических отношений. На все эти потенциальные угрозы президент дал прямой и ясный ответ. Думаю, все поняли.
А пропиариться за счет предложения встретиться у Зеленского так и не получилось.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs