Уважаемые дамы и господа,
Мы провели с заместителем Премьер-министра – Министром иностранных дел Республики Казахстан М.Б.Тлеуберди конструктивные и полезные переговоры. Пользуясь случаем, хотел бы ещё раз поблагодарить наших казахстанских друзей за тёплый приём и гостеприимство. Нас объединяют отношения стратегического партнёрства и союзничества. В соответствии с поручением наших Президентов регулярно сверяем подходы обширной общей повестки дня.
Не так давно, 9 сентября 2020 г., мы встречались в Москве и тесно координировали усилия в ходе заседания Совета министров иностранных дел СНГ.
Сегодня подробно рассмотрели целый ряд тем, представляющих взаимный интерес, уделив особое внимание предстоящим мероприятиям на высшем и высоком уровнях, включая подготовку к XVII Форуму межрегионального сотрудничества России и Казахстана, надеемся, с участием двух глав государств.
Дали высокую оценку контактам по линии правительств, парламентов, федеральных органов исполнительной власти, а также регионов и областей, в первую очередь, приграничных.
Выразили удовлетворение слаженной работой по противодействию коронавирусной инфекции. За считанные месяцы на базе Карагандинского фармацевтического комплекса запущено совместное производство вакцины «Спутник V». Продолжаем направлять в Казахстан ее компоненты. Отрадно, что российская разработка пользуется высоким доверием граждан Республики.
Со своей стороны подтвердил готовность России принимать казахстанских студентов (их у нас учится порядка 66 тыс человек), которым вновь открыт доступ к очному обучению в российских вузах. Причем примерно половина из них (31 тыс) обучается за счет российского бюджета. Сегодня говорили о том, как обеспечить максимально комфортное возвращение студентов на учёбу, используя не только наземный транспорт, но и возобновлённое авиасообщение. Заинтересованы в его расширении по мере успокоения эпидемиологической ситуации.
Россия – крупнейший торговый партнер Казахстана. Наша доля во внешней торговле Республики составляет порядка 20 процентов. С удовлетворением констатировали, что совместными усилиями удалось не допустить значительного сокращения товарооборота (по итогам 2020 г. уменьшился на 4,7% – до 19 млрд долларов). Это солидный объём.
У нас есть понимание, что тенденция к росту товарооборота будет восстановлена благодаря слаженной активной работе межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству на уровне вице-премьеров. Торговля продукцией химической промышленности и сельхозсырьем даже выросла в прошлом году. Это подчёркивает, что в рамках Евразийского экономического союза можно добиваться хороших результатов через сопряжение усилий.
Приветствовали постепенное восстановление торгово-экономических обменов с помощь усилий межправительственной комиссии. Несмотря на пандемию, осуществлен целый ряд перспективных проектов. В их числе – строительство заводов ПАО «КАМАЗ» в г.Костанай, запуск мощностей химической промышленности в Жамбыльской области по линии «Еврохим», организация шинного производства с участием ПАО «Татнефть» в Карагандинской области. Рассмотрели новые формы и направления производственной кооперации. Хорошие перспективы видим в промышленности, сельском хозяйстве, возобновляемой энергетике, банковском и цифровом секторах.
В июне 2020 г. исполнилось 65 лет космодрому «Байконур». 4 октября 2021 г. – в годовщину запуска первого искусственного спутника Земли – отдадим должное успехам, достигнутым совместными усилиями в области мирного освоения космоса. Сегодня на двусторонней повестке дня находятся инициативы, нацеленные на создание в Казахстане собственного космического потенциала и оказание третьим странам услуг по использованию космодрома для коммерческих ракетных пусков. Договорились и о том, как будем отмечать юбилей полёта Ю.А.Гагарина в космос.
У нас общая позиция в том, что касается развития интеграционных процессов на нашем общем геополитическом пространстве, евразийском пространстве.
Выразили поддержку приоритетам и в целом работе наших казахстанских друзей в рамках их председательства в Евразийском экономическом союзе. Договорились продолжать тесную координацию и на других региональных и международных площадках – СНГ, ОДКБ, ШОС, а также в ООН, ОБСЕ и в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Положительно оценили эффективность диалога, который мы не так давно начали в формате «Центральноазиатская пятерка плюс Россия» на уровне министров иностранных дел. Сверились по вопросам подготовки к четвертому заседанию данного механизма в обозримом будущем. Планируем на нем рассмотреть ход выполнения Заявления о стратегических направлениях сотрудничества «Центральноазиатской пятерки плюс Россия», которое было принято на предыдущем заседании 15 октября 2020 г.
Говорили и о взаимодействии на Каспии, в т.ч. в контексте подготовки шестого Каспийского саммита, который должен пройти в Туркменистане. 12 августа в Москве планируется второй Каспийский экономический форум. Сошлись во мнении, что коллективная работа по линии «пятерки» прибрежных стран способствует обеспечению региональной безопасности, укреплению транспортной связанности, защите окружающей среды, развитию туризма и научных связей.
Ожидаем, что в Исламской Республике Иран как можно скорее завершатся процедуры по ратификации конвенции о правовом статусе Каспия, которая была подписана три года назад в г.Актау и тогда этот важнейший документ вступит в силу и укрепит фундамент нашего взаимодействия на Каспийском море.
Вопрос: В среду издание «Дефенс Ньюс» сообщило, что власти США в конце марта направили партнерам дипломатическую ноту. В документе утверждается, что возвращение Вашингтона в Договор по открытому небу (ДОН), который Россия якобы «продолжает нарушать», пошлет Москве неверный сигнал и подорвет позиции США в области контроля над вооружениями. Как бы Вы могли это прокомментировать? Сложилось ли у российской стороны понимание, вернется ли США в Договор?
С.В.Лавров: Я не видел ноты. Нам никто ничего не написал. Хотя мы всех официально предупредили дипломатическими нотами о том, что начинаем процедуру выхода из Договора об открытом небе, поскольку нам не дают гарантии того, что в отсутствие США европейцы будут держать при себе данные, полученные в результате полетов над российской территорией. Просили подтвердить, что они не будут передавать эти данные США, а также что российские наблюдательные полеты в рамках ДОН будут проходить в том числе над теми частями территории западноевропейских натовских стран, где находятся американские военные базы. Это в полной мере соответствует Договору.
Нам ответили уклончиво. Сказали, что в Договоре и так написано, что данные наблюдения можно передавать только государствам-участникам. Дескать, зачем просить еще раз переподтвердить то, что уже зафиксировано в правовом документе? Мы попросили это сделать по одной простой причине: нам доподлинно известно, что американцы на протяжении всех тех месяцев после того, как они объявили о выходе из Договора, убеждали своих союзников, чтобы они обещали передавать им такие данные скрытно. Поэтому нам потребовалась дополнительная гарантия. Её не дали.
Мы объявили о том, что начинаем готовить процедуру выхода из ДОН. Но в телефонных разговорах Президента России В.В.Путина и Президента США Дж.Байдена, а также в моих контактах с Госсекретарем США Э.Блинкеном мы сказали, что услышали заявления новой Администрации о том, что они рассматривают возможность возвращения в Договор. Обозначили, что если такое решение будет принято, то мы отреагируем конструктивно и пересмотрим свое намерение выйти из ДОН вслед за США. Предупредили, что бесконечно ждать мы не будем. Понимаем, что новой Администрации нужно какое-то время, чтобы освоиться и осмотреться, но история Договора известна всем, она не содержит никаких новелл. Поэтому мы выразили надежду, что ясность в позицию США будет внесена оперативно.
То, что Вы процитировали, а именно: «согласие Вашингтона на возвращение в Договор «послало бы России неверный сигнал» и «подорвало бы позиции США в области контроля над вооружениями», я могу комментировать «со слуха» только таким образом. Если возвращение в Договор подорвало бы позиции Соединенных Штатов в сфере контроля над вооружениями, значит, они не хотят контроля над вооружениями. Другого вывода я сделать не могу, как и любой здравомыслящий человек. Поэтому у нас нет какого-либо понимания о том, вернутся американцы в Договор или нет. Но рассчитываем, что в самое ближайшее время в этот вопрос будет внесена окончательная ясность. У нас запущены процедуры. Ждать бесконечно мы не намерены.
Вопрос: Агентство «Блумберг» сообщило со ссылкой на источники, что Администрация Президента США Дж.Байдена завершила обзор «враждебных действий» России, таких как «вмешательство в выборы» и «хакерские атаки», и в настоящее время изучает возможность высылки российских дипломатов, введение санкций в отношении лиц, связанных с российским руководством. Как бы Вы могли это прокомментировать? Будет ли Россия предпринимать ответные действия?
С.В.Лавров: Тут сложно что-либо комментировать. Мы будем отвечать на любые недружественные шаги – это само собой разумеется. Пока я не видел конкретных решений. Ничего не объявлялось. Читал сообщения о том, что Администрация США завершила обзор «враждебных действий» России. Как-то у них это очень быстро получилось. Обычно мы обвиняемся в таком количестве прегрешений, что за пару недель, или даже месяцев, не управиться.
Наверное, нас будут «наказывать» и в других формах. Видимо, оттого что США больше не участвуют в Договоре об открытом небе, у них развязались руки, высвободились сотрудники. Назначают специального представителя по прекращению проекта строительства газопровода «Северный поток-2». Он будет просто ездить и всем «грозить». Такая вот дипломатия уже не канонерок, а новых санкционных инструментов.
Но эта линия вызывает всё больше критики в США. Даже такая провашингтонская структура, как неправительственная организация «Атлантический совет» публикует материалы, в которых критикуется абсолютно тупиковая (а, может быть, даже тупая) линия Соединенных Штатов в отношении России, не приносящая никакого результата с точки зрения целей, объявленных, когда вводились санкции. Эта ситуация многократно повторялась. Нас эти действия убеждают только в одном: мы должны полагаться на себя, потому что ни США, ни их союзники не являются надежными партнерами. В ключевых для жизнеобеспечения государства областях мы не можем полагаться на их настроения и на то, с какой ноги они встают с утра.
Официальный представитель Госдепартамента США Н.Прайс делал заявления о том, что санкции будут, но Вашингтон заинтересован в стабильных и предсказуемых отношениях с Российской Федерацией. Слова звучат неубедительно. Будем ждать конкретных дел.
Вопрос (обоим министрам): В России COVID-сертификаты привяжут к загранпаспортам. Электронные паспорта вакцинации также вводят в Казахстане. Планируется ли вводить единый паспорт о вакцинации в странах ЕАЭС? Если нет, то будут ли паспорта членов Союза взаимно признаваться друг у друга?
С.В.Лавров (отвечает после М.Б.Тлеуберди): Этим занимаются наши санитарные власти. Они лучше нас понимают эпидемиологическую ситуацию, её эволюцию. Но разговоры о вакцинных паспортах идут давно. Впервые начались ещё в ЕС, и тогда эта дискуссия вызвала противоречивые комментарии, потому что нельзя допустить (и я с этим согласен), чтобы вакцинные паспорта ограничивали права человека, в том числе право на передвижение. Именно такие задумки изначально обсуждались в ЕС.
Сейчас эта дискуссия образом обретает более разумные очертания. Но вопрос остается. Нам в рамках ЕАЭС необходимо (как сказал мой коллега) вырабатывать общие правила, которые не будут ограничивать право на передвижение. «Вакцинные паспорта» (или как их лучше назвать по-другому) должны содержать в себе только одну цель — показывать состояние здоровья обладателя документа. Повторю, санитарные власти этим занимаются. По мере того, как они будут приходить к определённым совместным оценкам, подключатся и транспортные власти, потому что речь идет главным образом о вопросах, связанных с перемещениями.
Вопрос (обоим министрам): Европейский регулятор не первый месяц не может зарегистрировать «Спутник V». Есть ли возможность разработать международный механизм, например, по линии ВОЗ, для того, чтобы избежать таких проволочек, чтобы были единые критерии?
Повлияла ли пандемия на динамику развития нашего сотрудничества и интеграционных процессов между Россией и Казахстаном?
С.В.Лавров: Не хотел быть высказывать сегодня какие-то критические замечания. Когда Запад говорит, что Россия и Китай ведут гибридную войну вакцин или используют вакцины как геополитический инструмент, это печально. Они говорят о том, как ощущают проблемы вакцинации внутри западного мира, в частности в ЕС. Мы никогда просто так «на ровном месте» не критикуем и не злорадствуем по поводу происходящего там, в том числе с вакцинами. Единственное, что делают наши СМИ, они перепечатывают и транслируют то, о чем сообщают СМИ в ЕС. Ровно только об этом, больше ни о чем. Если вы считаете, что наши граждане недостойны того, чтобы им рассказывали то же самое, что рассказывают западные агентства своим слушателям и читателя, то это неправильно.
Что касается «Спутника», это не очень понятная история. Президент России В.В.Путин не раз в разговорах с европейскими лидерами, в том числе с Председателем Евросовета Ш.Мишелем, приводил конкретные данные о том, когда, в какой день, кто и кому направлял заявки, когда были направлены дополнительные документы.
Исходим из того, что ЕС имеет свои правила, обычаи, привычки. С этим ничего поделать нельзя. Мы хотим сотрудничать. В Европе уже вызывает недовольство тот факт, что так много времени занимает процесс одобрения вакцины «Спутник V» Европейским агентством по лекарственным средствам. В Словакии об этом говорил вице-премьер Р.Сулик, в Венгрии идёт такой разговор, в Италии и во многих других странах.
Мы хотим только одного — чтобы все человечество объединилось в борьбе с этим злом. Объявляя о том, что мы создали первую в мире вакцину в августе прошлого года, Президент В.В.Путин сразу же сказал, что мы приглашаем всех к широкому международному сотрудничеству. Ни о какой войне вакцин не могло быть речи. Он предложил взаимодействие, объединить усилия. По реакции наших западных коллег видим, что они немного по-другому воспринимают ситуацию. Мы взаимодействуем с теми, кто к этому готов, кто думает о здоровье своего населения. Это Казахстан, Китай, Индия, Беларусь, многие другие страны.
Вопрос: Близится день Победы. Состоится ли, по Вашим сведениям, в этом году традиционный парад на Красной площади? Если да, будут ли на него приглашаться лидеры иностранных государств, в том числе Казахстан?
С.В.Лавров: Буквально вчера пресс-секретарь Президента Российской Федерации делал на этот счет заявление и сказал, что Парад состоится в обычном режиме. Учитывая, что это не юбилейная дата Победы в Великой Отечественной войне, пока не планируется приглашать зарубежных лидеров. Это сообщил Кремль. Я думаю, что если Вы этим интересуетесь, то уже прочитали эту новость. Она есть во всех соцсетях.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs