Фото: merics.org.
В последней декаде марта состоялся рабочий визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Китай, где прошли его переговоры c китайским коллегой Ван И. В текущем году отмечается 20-летие подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был автоматически продлен на очередной 5-летний срок с учетом новых реалий. Оценку текущему состоянию российско-китайских отношений дали учёные обеих стран в ходе видеомоста Москва-Пекин, организованного Международным информационным агентством «Россия сегодня».
Временно исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов напомнил, что сближение Китая и России началось не во время этого визита. Оно шло достаточно долго и идёт постепенно. Поэтому с точки зрения заявлений, которые сделали министры иностранных дел двух стран, ничего неожиданного не произошло. Вопросы вызывает скорее реакция американской стороны, которая в течение последних нескольких лет регулярно атакует и Россию, и Китай, подвергая любые действия двух стран критике. Не меньшее недоумение вызвала позиция главы европейской дипломатии Жозепа Бореля, который обвинил Москву и Пекин в объединении сил для противостояния западному миру. «Такое ощущение, что в Вашингтоне впервые узнали о том, что Москва и Пекин имеют реальное, а не декларативное стратегическое партнерство. Стоит отметить, что Россия и Китай приближаются к совместному глобальному видению мира. Речь идёт не только о расширении двусторонней торговли, но и о том, что Москва и Пекин выказывают совместную озабоченность состоянием нынешней ситуации в мире», - заметил учёный.
По словам А.Маслова, крайне важно, что глава российского внешнеполитического ведомства в ходе своего визита заявил о том, что необходимо создавать коалицию стран, недовольных санкционной политикой, которая сейчас проводится. «Это значит, что мы выступаем против санкций и изоляционизма, не только за открытость торговли, но и международных отношений. Сейчас это очень важно, поскольку 2020 год показал падение взаимного доверия между странами. Несмотря на огромную опасность коронавируса, страны не нашли никакого совместного выхода. Не была даже создана совместная комиссия. Напротив, мы видим около десятка вакцин, которые предлагаются разными странами», - заметил эксперт.
В ходе встречи министров иностранных дел России и КНР очередной раз было заявлено, что страны должны уменьшить долларовый оборот в двусторонних отношениях. Предполагается, что этот процесс пойдёт не просто за счет увеличения доли юаня или рублёвой массы, но и за счёт развития новых типов кибервалют.
По итогам состоявшихся переговоров Россия и Китай подписали заявление, в котором особое внимание уделено современному состоянию демократии, прав человека и их защиты. Тем самым Москва и Пекин не боятся давать собственную оценку содержанию этих понятий, отбирая у США монополию на их трактовку.
Важным шагом назвал А.Маслов продление договора между Россией и Китаем. «Было много разговоров о том, имеет ли смысл заключать новый договор или достаточно продлить нынешний? Формально мы имели право продлить нынешний договор на пять лет, что и было сделано. Критика заключалась в том, что договор, который заключался более двух десятилетий назад, в известной мере мог устареть. Этот документ был подписан в совершенно других условиях, когда и Российская Федерация, и КНР были другими странами. Тем не менее, оказалось, что очень многие формулировки договора были верными, рассчитанными на десятилетия вперёд. Поэтому то, что договор был продлён, а не заключён заново, было правильным шагом», - заметил востоковед.
По словам эксперта, ситуация в современном мире очень быстро меняется и требует постоянного переосмысления. В этих условиях необходимо подумать, что Россия и Китай могли бы сделать для стабилизации мировой ситуации, в том числе в торговой сфере, а также для развития военно-стратегического сотрудничества, и самое главное – для развития многосторонних отношений. Важно, что Москва и Пекин заявили о своей приверженности многополярному миру и о готовности выстраивать свои отношения в нём. Россия и Китай выступили с идеей восстановления позиций ООН как организации, открытой для обсуждений и не монополизированной одной страной или группой государств. «Тем самым Россия и КНР начинают задавать не региональные, а мировые тренды», - заметил А.Маслов.
Показательно, что сразу же после визита Лаврова министр иностранных дел КНР Ван И посетил Иран, страны Ближнего Востока и, по сути, начал развивать ту идею многополярного мира, о которой шла речь во время переговоров с российским коллегой. Кроме того, в 2021 году должны состояться встречи на высоком и высшем уровне между руководителями России и Китая. Это будут первые мероприятия после длительного периода коронавирусных ограничений, которые ранее проходили в режиме онлайн.
«Важно, чтобы сделанные заявления не были проходными, временными, а устанавливали новые тенденции развития. Мир сейчас всё больше скатывается к деглобализации, которая ведёт к целому ряду проблем – от уменьшения мирового торгового оборота и сокращения взаимной поддержки стран в пользу мелких и неэффективных блоков. Сейчас нужны страны, которые берут на себя ответственность. Встреча министров иностранных дел двух стран способствует формированию понимания этого. Важно то, что Москва и Пекин не выступают против какой-либо группы стран, а, напротив, обозначают проблемы планетарного масштаба, которые необходимо решать вместе», - констатировал А.Маслов.
Свою оценку состоянию отношений наших стран дали китайские эксперты. Заместитель руководителя Института международных исследований Университета Фудань Фэн Юйцзюнь напомнил, что встреча Лаврова и Ван И, состоявшаяся в Гуйлине, прошла буквально спустя несколько дней после того, как в довольно сложных обстоятельствах состоялись переговоры США и Китая в Анкоридже. После этого произошло обострение отношений между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами, которое привело к тому, что в Москву из Вашингтона был отозван «для консультаций» Посол России в США Анатолий Антонов. Российско-китайские отношения строятся на базе невступления в союз, отсутствии конфронтации и направленности против третьих стран. В этом смысле они представляют собой контраст с ведущими странами Запада. США, страны Евросоюза и НАТО, а также других регионов выстраивают различные коалиции, наращивающие давление на Китай, что вызывает критику в Пекине. Конечно, в истории были и положительные примеры деятельности коалиций, но не меньше и издержек. «В современных условиях блоковое мышление не способствует, а препятствует решению проблем, стоящих перед миром», - сказал Фэн Юйцзюнь.
Прокомментировал китайский эксперт и перспективы отказа России и КНР от доллара во взаимных расчетах. «Это требование вполне справедливо, но необходимо помнить, что долларизация мировой экономики возникла не на пустом месте, а как следствие длительных исторических процессов после Второй мировой войны», - заметил он.
По словам учёного, несмотря на санкционное давление, экономические связи КНР и США по-прежнему сильны. «Объём нашего внешнеторгового оборота составляет сумму, превышающую в абсолютных цифрах весь объём внешней торговли России. Если в золотовалютном запасе России на доллары приходится 22%, то в Китае - 70%. Не стоит забывать и об огромном объёме государственного долга, который держит у себя Китай. Из этих цифр становится понятно, что полностью избавиться от доллара будет очень трудно, и это обстоятельство необходимо учитывать.
Директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР Сунь Чжунчжи отметил, что главной целью наших стран остаётся удвоение торгово-экономического оборота к 2024 году. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо постоянно искать новые источники роста – от науки и техники до торговли, электронной коммерции и культурного обмена.
Со своей стороны, Алексей Маслов выразил сомнение в том, что между Россией и Китаем будет заключён какой-либо отдельный военный договор. Москва и Пекин считают, что период военных альянсов закончился, и обе стороны перешли через него. Для нас важна не только военная, но и кибербезопасность, безопасность информационных сетей, а также международных перевозок. Военные учения между Россией и Китаем продолжатся, к ним будет привлекаться большее количество стран. Учёный напомнил, что в манёврах принимали участие вооружённые силы Ирана и Монголии. Этот список будет расширяться. Кроме того, будет развиваться и координация усилий по раннему предупреждению ракетного удара. Два года тому назад Москва уже сообщала, что готова предоставить Пекину ряд своих технологий в этой области. Об этом говорил президент России Владимир Путин на заседании Валдайского клуба в 2019 году. В 2020 году он заявил, что теоретически военный союз возможен, но практически в нем нет необходимости. «У наших стран существует такое количество способов координации совместных усилий, что никаких дополнительных договоров просто не требуется», – заключил А. Маслов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs