А.Дюрер «Автопортрет».
Выставка «Шедевры гравюры» Альбрехта Дюрера впервые открывается в Государственном Историческом музее в Москве в конце марта. Представленная экспозиция станет первой в совместном российско-итальянском проекте «Сокровища музеев Италии в Государственном Историческом музее», рассчитанном на несколько лет. Об этом сообщил в ходе онлайн пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня» директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин. По его словам, проект стал возможным, благодаря большому количеству людей из России и Италии. В экспозиции будет представлено более 150 работ выдающегося художника и гравера эпохи Северного Ренессанса из Пинакотеки Тозио Мартиненго в городе Брешии (Италия, Ломбардия). Алексей Левыкин отметил, что проект готовился задолго до открытия первой выставки и приурочен к 150-летию ГИМ, которое будет отмечаться в феврале 2022 г. Директор ГИМ поблагодарил итальянских коллег – директора музеев Брешии Стефано Караджи, вице-мэра этого города Лауру Костелетти и президента фонда музеев Брешии Франческу Бадзоли «за мужество, которое они проявили, приняв твердое решение реализовать данный проект, показать столь ценную коллекцию в сложный для мира период закрытия межгосударственных границ».
Алексей Левыкин подчеркнул, что проект в сотрудничестве с итальянским музеем имеет и символическое значение. Само здание Государственного Исторического музея несет в себе черты архитектуры Московского Кремля, в строительстве и убранстве которого принимали участие итальянские мастера эпохи Возрождения. «Итальянские зодчие и живописцы сыграли при этом выдающуюся роль», - отметил Алексей Левыкин, подчеркнув, что экспозиция из художественного музея в Брешии - это ещё и дань итальянскому народу. В ходе подготовки проекта родилась идея провести серию аналогичных российско-итальянских выставок. «Мы представляем уникальную коллекцию гения Северного Возрождения, выдающегося художника, который остается популярным до нынешнего дня, его гравюры, рисунки, полотна привлекают к себе посетителей», - сказал Алексей Левыкин.
Эксперта высокого уровня поддержал Александр Воронко, директор Департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ, отметив, что перекрестный год Россия-Италия не за горами, и данная выставка «Шедевры гравюры» Альбрехта Дюрера «в преддверии юбилейного для ГИМ года станет его достойным началом». Непосредственно из Италии со ступеней художественного музея участников пресс-конференции и экспертов приветствовала вице-мэр и асессор по культуре Муниципалитета г. Брешии Лаура Костеллетти. Слова благодарности прозвучали и от президента фонда музеев Брешии Франчески Бадзоли: «Хотела бы от всего сердца поблагодарить за возможность, которую российская культура всегда показывает относительно культуры итальянской». Г-жа Бадзоли подчеркнула ценность российско-итальянского сотрудничества в области культуры. «Работы Дюрера помогают воссоздать связь между Россией и Италией, а мы продолжаем историю линии возрождения культурных связей между нашими народами. Выставка дает возможность показать важнейшую часть музеев города Брешии русскому народу». По словам Франчески Бадзоли, «важно, что выставка («Шедевры гравюры») совпадает с юбилеем музея (ГИМ). «Подумайте, эта коллекция никогда не уезжала из нашего музея!», - подчеркнула г-жа Бадзоли.
Куратор выставки Наталия Углева рассказала, что в чем уникальность данной экспозиции, представляющей одну из лучших в Европе коллекций гравюр по качеству оттисков - основных работ Дюрера. «Мы, историки часто обсуждаем изобразительные произведения искусств и воспринимаем живопись как источник для того, чтобы уточнить, какой была одежда, мебель, каким было оружие, - сказал Наталия Углева. - С этой точки зрения Дюрер неисчерпаем». По словам куратора выставки, организаторы решили показать и коллекцию ГИМ в том числе, это 17 экспонатов: 7 подлинников и 10 копий работ художников XVI-XVII вв. «Сегодня мы представляем Дюрера как человека, который родился в Нюрнберге в XV в., где были развиты ремесла, и он был напитан удивительным духом Ренессанса, творчеством поэтов, - отметила Наталия Углева, - мы показываем вещи, которые были сделаны в Нюрнберге во времена Альбрехта Дюрера, многие из них демонстрируются впервые, например, впервые мы показываем, какие деньги зарабатывал Дюрер». В число названных предметов входят и образцы нумизматики, и произведения религиозной пластики, медальерное искусство, русские рукописные книги, в которых использовались копии работ Альбрехта Дюрера. Тем самым, по замыслу организаторов, данная выставка подчеркивает, что Государственный Исторический музей не только хранилище памятников русской культуры, но и – артефактов мировой цивилизации.
На вопрос обозревателя журнала «Международная жизнь»: «Каков посыл выставки? Как он соотносится с духовными запросами наших современников, поисками ответов на актуальные вопросы и вызовы XXI века»?- ответили сразу несколько экспертов.
Алексей Левыкин: Вопрос многогранный и сложный. Наверное, выставка таким же образом влияет на многосторонние и многогранные вызовы нашей сегодняшней жизни, как Дюрер влиял на эти вызовы в течение более чем пятисот лет своими работами, своим талантом, своим гением. Это влияние определяется именно тем, что он остается актуальным и по сей день. Думаю, что посетители, которые придут на выставку и с ней ознакомятся, наверное, получат такой же заряд энергии, такой же объем знаний, понятий с различной стороны: и с точки зрения истории, и сточки зрения философии, например, как я испытал, когда посетил знаменитую выставку Дюрера в музее Альбертина (Вена, Австрия). А если кто-то хочет получить более глубокий ответ, то я представляю прекрасный каталог, который сочетает очень яркие статьи, посвященные этому гению Северного Возрождения и прекрасное описание тех предметов, которые нам предоставили наши итальянские коллеги.
Наталия Углева: Добавлю, как бы в поисках нашего пути в формировании этой выставки мы решили в ряде случаев приводить цитаты Дюрера, которые он оставил нам в наследство. И как раз, говоря о том, что несет его творчество для нас и какое повествование он нам оставил – «Живите с Богом, и всё у вас будет хорошо». Как ни удивительно, сейчас это очень актуально. Именно такой путь очень важен, как вы себя соотносите со своей философской программой. Поэтому он актуален для сегодняшних дней.
Г-жа Франческа Бадзоли: Этот вопрос очень сложный. Это определенный вызов: у Дюрера есть удивительная способность видеть искусство итальянского Возрождения, и соответственно он был современником и выразителем гуманных чувств человека, который ищет самого себя в свою эпоху. Он описывает те чувства, которые существовали во время, например, создания им «Меланхолии». Альбрехт Дюрер - автор, который соответствует своей эпохе – Ренессансу, т.е. принципы античной классики он выражает в новой форме, которая является сама по себе инновационной. Он также выражает и универсальность чувств, которые свойственны человеку и существуют всегда, во все времена существования человечества. Мы рады возможности отпраздновать 150-летие Государственного Исторического музея посредством выставки такого великого художника, который изучал свою эпоху и через призму своего времени смотрел в будущее.
Итак, в экспозиции выставки «Шедевры гравюры» Альбрехта Дюрера (1471-1528) в Государственном Историческом музее впервые будут показаны публике 7 подлинников и 10 копий нидерландских авторов XVI-XVII вв. из коллекции ГИМ, а также 146 работ гения Северного Ренессанса из художественного музея итальянского города Брешии. Выставка будет работать с 30 марта по 28 мая.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs