Билл Виола. Из серии Мученики(2014). Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
Символично, что открывшаяся в ГМИИ имени Пушкина первая в России персональная выставка Билла Виолы, одного из пионеров американского видеоарта, давно превратившегося в живого классика, пришлась на столь драматичный год в современной истории человечества. Время словно застывает в его видеопоэмах, останавливая свой неумолимый бег, а теме трансформации души, существованию между жизнью и смертью, границам бытия и небытия в творчестве Виолы отведено едва ли не центральное место. Нынешний момент сделал их еще более актуальными для всех без исключения. Правда, «Путешествие души», как и многие другие выставки прошлого сезона, пришлось отложить из-за пандемии. Открывая экспозицию, директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак объяснила, почему новый выставочный год решено было начать именно с этого проекта: «Это тот катарсис, который мы еще проживаем, испытывая эмоции, страсти и все те трансформации, которые с нами произошли. Мы очень глубоко заглянули в себя, и продолжаем делать все то, что делал Билл Виола на протяжении всей творческой жизни».
Директор музея М. Лошак и куратор О. Шишко на открытии выставки.
В главных выставочных пространствах музея, впервые представляющего столь масштабную выставку медиаискусства в своих стенах, зрителей ждут более 20 работ, созданных с 2000 по 2014 год. Московская экспозиция охватывает четырнадцать лет творчества американского художника, и это не отдельный изолированный этап, а продолжение многолетних исследований. Критики нередко говорят о работах Билла Виолы как о новой религиозной живописи, но самого художника скорее глубоко интересовало все, что оказывает влияние на человека. И когда в молодости он, вскоре после окончания Сиракузского университета, работал в Италии ассистентом в видеостудии, и когда путешествовал по миру, и когда жил в Индии. В его искусстве всегда присутствовали темы, связанные с духовным измерением, будь то христианский мистицизм, дзен-буддизм или исламский суфизм.
Билл Виола. Работа серии «Мираж». «Хождение по краю» (2012)
Пространство в Белом зале отдано видеоинсталляциям, созданным Виолой к опере Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке режиссера Питера Селларса (в 2008 году концертная версия оперы побывала на сцене Мариинского театра). Позднее работы «Огненная женщина» и «Вознесение Тристана» (2005) стали самостоятельными произведениями и являются своеобразной кульминацией всей выставки. Не случайно гигантский экран, на котором то полыхает пламя, то льются потоки воды, установили таким образом, что посетители видят изображение от самого входа, словно в алтаре гигантского собора. Для Билла Виолы огонь и вода — важнейшие стихии, через которые идет трансформация героев и переход из одного мира в другой. И хотя на выставке мы слышим не оперную музыку, а звуки природной стихии, это производит не меньшее впечатление.
На экспозиции в ГМИИ им Пушкина.
Другие разделы экспозиции расположились по обеим сторонам галереи: «Хождение по краю» и «Встреча» (2012) представляют собой созерцательное погружение во «внутренний ландшафт» человеческой души, а видео из серии «Мученики»(2014) показывают четырех персонажей, проходящих через испытания четырьмя стихиями — огнем, водой, воздухом и землей. Так художник трансформирует идею возвышенного, делая ее ближе и понятнее современной светской аудитории. Серия была создана специально для собора Святого Павла в Лондоне.
На экспозиции в Белом зале.
Сотрудничество Пушкинского музея со студией Билла Виолы началось еще в 2015 году, когда художник и его жена, соавтор и директор его студии Кира Перов прилетали в Москву и, как говорит Марина Лошак, «посетив музей и пленившись его пространством, сразу дали согласие на проведение выставки». Кстати, именно тогда работа «Три женщины» (2008 год) из цикла «Метаморфозы», представленная и в нынешней экспозиции, побывала в музее в первый раз.
Билл Виола. «Три женщины», 2008.
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
За прошедшие пять лет в Пушкинском вырос и окреп отдел медиаискусства, который взял на себя долгую работу по подготовке нынешней выставки. По словам Ольги Шишко, руководителя отдела кино и медиаискусства ГМИИ, выставки Виолы нередко строят на сопоставлении видеоинсталляций и классики, но в Пушкинском, по совету Киры Перов, решили не прибегать к этому банальному приему и не идти путем интервенций. Видеоработы Виолы смонтировали в главных выставочных залах, а богатая постоянная коллекция музея со множеством античных слепков служит фоном цифровому искусству XXI века.
«Выставка была очень сложной — и технически, и с точки зрения моральной готовности, потому что работать с таким материалом — это испытание. И каждый человек, который придет сюда, должен быть готов к тому, что ему придется поработать», — признается Марина Лошак. Единственным облегчающим обстоятельством в условиях последнего года был тот факт, что цифровые файлы легко пересекают границы и преодолевают любые ограничения, а сложный монтаж экспозиции с участием сотрудников студии Билла Виолы проходил дистанционно из Калифорнии.
Ранние видеоэксперименты Билла Виолы относятся еще к середине 1970-х годов, когда до эпохи гаджетов и всеобщей цифровизации было очень далеко. С тех пор более четырех десятилетий он создает аудио- и видеоинсталляции, фильмы, звуковые среды и работы, сопровождающие масштабные концертные и оперные постановки.
Билл Виола. «Чаша слез». 2005. Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
Техническая сторона его творчества развивалась вместе с усовершенствованием медиатехнологий, но главные темы своего искусства Билл Виола нащупал еще в начале своей карьеры. Как и мастера эпохи барокко, он обращается к сильным человеческим чувствам и страстям, но используя лаконичный язык современных технологий. Тогда же, в семидесятые, художник открыл для себя музеи и церкви Флоренции, а эпоха Возрождения оказалась столь важна для его будущего языка в искусстве. Это произошло задолго до того, как за постоянный диалог с полотнами старых мастеров его стали называть «Рембрандтом видеоарта» и «Караваджо эпохи hi-tech».
Билл Виола. «Квинтет изумленных». (2000) Фото: Кира Перов/студия Билла Виолы
Хотя нынешняя экспозиция в Пушкинском — первая соло-выставка Билла Виолы в России, у него давние и разнообразные связи с нашей страной: его работы участвовали во многих российских проектах, в том числе в Эрмитаже и ГРМ, а сам он не раз бывал в Москве и Санкт-Петербурге. В Википедии даже есть отдельный раздел «Билл Виола и Россия». Так, пионер видеоарта признавался, что огромное влияние на его творческое развитие оказали фильмы Тарковского, а своего младшего сына художник назвал Андреем в честь великого режиссера.
Чтобы погрузиться в созерцание видеоработ, зрителям нужно и время, и терпение — они длятся от нескольких минут до получаса, так что вполне возможно, что одного визита на выставку будет мало. Впрочем, куратор экспозицииОльга Шишко говорит, что «такое медитативное, располагающее к созерцанию искусство после 2020 года особенно в тренде. Я даже рада, что выставка, которая так долго готовилась, случилась только сейчас».
На этот раз на выставке не будет экскурсий и дополнительных текстов, чтобы посетители смогли остаться один на один с произведениями мастера и прочувствовать их в полной мере. Предусмотрена параллельная образовательная программа: все желающие смогут ближе познакомиться с творчеством художника и шире — с искусством видеоарта. Выставка открыта до 30 мая.
Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ имени Пушкина и Е. Рубиновой
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs