В июне 2013 года президент России Владимир Путин назвал решение СССР отказаться от ракет средней давности «по меньшей мере, спорным». Попытаемся разобраться, почему.
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе был подписан в ходе визита в Вашингтон М. Горбачева 7 – 10 декабря 1987 года. Ликвидации подлежали 846 американских и 1846 советских ракет. К удивлению военных экспертов всего мира и вопреки мнению военного командования Советской армии Горбачев даже согласился на ликвидацию недавно созданной ракеты «Ока» (СС-23) по классификации НАТО «Spider» («Паук»). В те дни госсекретарь США Дж. Шульц с удивлением констатировал, что решение Москвы «было настолько односторонне выгодным для Запада, что он не уверен, смогли ли бы советские руководители провернуть это, будь в Москве демократический законодательный орган».
В самом деле, волюнтаризм Горбачева не имел в глазах специалистов и политиков никакого оправдания кроме желания продемонстрировать приверженность так называемому «новому мышлению».
В НАТО считали СС-23 одной из самых эффективных разработок оружия подобного типа, даже противоракета «Пэтриот», которой так гордились американцы, была бессильна против советского супероружия. Мощный двигатель, плавающие высокомобильные шасси позволяли «Пауку» быть сверхмобильным и наносить неожиданные высокоточные удары, при этом комплексы размещались не только на территории СССР, но и в странах Варшавского Договора.
Американцы предприняли беспрецедентные усилия, чтобы в буквальном смысле «притянуть за уши» новое советское оружие к Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Дело в том, что СС-23 не подпадали под условия договора, поскольку их дальность не превышала 400 км, и они не преодолевали порога, установленного для ракет малой дальности в 500 км.
Выход США из Договора об ограничении систем противовоздушной обороны (ПРО) поставил под вопрос целесообразность соблюдения Договора о РСМД со стороны России. В июне 2000 года заявление о возможном выходе из соглашения было сделано президентом Путиным. К тому же, за годы, последовавшие после подписания договора о РСМД, целый ряд стран – Индия, Пакистан, Корея, КНР, Иран и Израиль разработали и совершенствовали свои системы ракет средней дальности, в то время, как Россия, выполнив условия Договора к июню 1991 года, потеряла многие системы этого оружия. Министр обороны России Сергей Иванов (2001 -2007 гг.) назвал Договор о РСМД «реликтом холодной войны», который так и не стал договором универсального характера. Тогда же он заявил, что страны, имеющие на вооружении ракеты средней дальности, расположены «недалеко от наших границ, и не учитывать этого мы не можем».
В феврале 2007 года в ответ на сообщения о том, что Польша и Чехия готовы согласиться на размещение элементов ПРО на их территории, российская сторона применила «своего рода» холодный душ для слишком горячих голов. Было заявлено, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности. Тогда же командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями».
На Валдайском форуме 19 октября 2017 года, за день до того, как президент США Дональд Трамп объявил о намерении в одностороннем порядке выйти из Договора о РСМД, Владимир Путин заявил, что «в этом случае ответ России будет мгновенным и зеркальным». Каким мог быть такой ответ, прозвучало в интервью газете «Красная звезда» командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника Сергея Каракаева. Каракаев сообщил, что в ближайшее время в войска планируется поставить около 100 новых образцов вооружения, среди которых ракетные комплексы «Ярс» стационарного и мобильного базирования.
18 августа 2019 года после проведения испытаний с наземной пусковой установкой крылатой ракеты «Томагавк», поразившей цель на расстоянии 500 км, стало ясно, что договора о ракетах средней и меньшей дальности больше не существует. А уже 23 августа 2019 года на совещании Совета Безопасности РФ президентом Путиным было дано поручение разработать ответ на состоявшиеся испытания американской ракеты, который должен быть «симметричным». Ранее в Минобороны РФ заявляли, что речь может идти об испытании наземной версии крылатой ракеты «Колибр». Вместе с тем, Россией в одностороннем порядке был введен мораторий на развертывание наземных ракет средней и меньше дальности, если таковые появятся в регионах, где не будут размещаться американские РСМД.
Но вернемся к истории ракетного комплекса «Ока» (СС-20), который в нынешних условиях мог бы быть эффективным противооружием. В соответствии с Договором, подписанным в 1987 году, было решено уничтожить 102 пусковые установки и более 200 ракет к ним. Однако, странным образом, о секретных ракетных комплексах, находившихся на вооружении стран Варшавского договора, просто забыли. Между тем, только в ГДР было размещено 18 установок «Оки» и такое же количество в Болгарии. Около 10 машин осталось в Словакии и 4 – в Румынии.
Словакия ликвидировала комплексы последней в 2000 году, причем США специально выделили для этой цели 400 тыс. долларов. Специалисты считают, что руководство этих стран передало командованию НАТО всю документацию, к которой имели доступ их военные. В СМИ сообщалось, что СС-23 оказались на американских полигонах по испытанию противоракетных систем. Один из российских военных аналитиков предположил, что «характеристики SS-23 серьезно напугали натовцев, раз они в начале ХХI века потребовали у Словакии полного уничтожения всех имевшихся в ее распоряжении комплексов. Успокоился по этому поводу блок лишь, когда была взорвана последняя ракета».
Подготовил П.Журавлев
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs