ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и Китай: поиск движущих сил сотрудничества в условиях санкционного давления

13:11 18.02.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В Москве состоялась совместная онлайн-конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» и Центра по изучению России Института гуманитарных и социальных наук Восточно-Китайского педагогического университета (ВКПУ) на тему: «Движущие силы в российско-китайских отношениях: раскрытие потенциала, повышение качества и эффективности». Участники дискуссии рассказали о том, решение каких глобальных, региональных и двусторонних задач может способствовать углублению сотрудничества наших стран.

Открывая обсуждение, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв отметил, что отношения между Китаем и Россией в настоящее время находятся в таком состоянии, что Москва и Пекин избавлены от необходимости говорить друг другу красивые слова. По мнению эксперта, напротив, нужно, используя уже готовые планы и наработки, идти дальше по намеченному пути, вполне определенному нашими политиками за прошедшие годы.

Продолжая заданный тон дискуссии, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин остановился на двух важных аспектах международной политической жизни, которые, по его словам, будут актуальны и в наступившем 2021 году. Они связаны с продолжением кризиса в экономике и с дальнейшим кризисом в отношениях России и Китая с США. «В настоящее время все крупные государства находятся в процессе перестройки своих экономических моделей. Им приходится это делать в условиях экономической войны между основными центрами силы. При этом очевидно, что это противостояние не пойдёт на спад. Введенные Вашингтоном санкции против Пекина и Москвы по конъюнктурным соображениям могут пересматриваться в отдельных пунктах, но общая линия на экономическую изоляцию России и Китая при администрации Байдена останется неизменной», - заметил В.Кашин.

По словам учёного, важнейшей и актуальной задачей для России и Китая в этих условиях становится задача совместного коалиционного планирования в условиях постоянно дающего о себе знать кризиса. Ситуативное взаимодействие «от случая к случаю» теперь невозможно, поскольку Пекин и Москва имеют дело с администрацией Соединенных Штатов, которая будет стремиться к активному взаимодействию со своими важнейшими партнёрами, прежде всего, с Евросоюзом и Японией. В этих условиях повышенная координация предпринимаемых политических и экономических шагов становится необходимым шагом. И России, и Китаю нужна концепция победы в этом конфликте, который возник всерьез и надолго. «В этих условиях слабый уровень интеграции и взаимодействия может вести к неправильной оценке сложившейся ситуации. Формально у нас даже слишком много координационных механизмов, но даже в экономической сфере есть проблема недостаточного обмена информацией между различными межправительственными комиссиями», – подчеркнул В.Кашин.

Директор Центра по изучению России ВКПУ Фэн Шаолэй отметил, что в настоящее время отношения между державами вступили в период корректировки, которая займёт очень продолжительное время. Он предположил, что политика Джозефа Байдена в отношении Москвы будет отчасти напоминать линию, которую проводил против СССР Рональд Рейган. Правда, в отличие от своего предшественника, нынешний президент США имеет более богатый опыт. Кроме того, США переживают серьезный внутриполитический кризис, поэтому не исключено, что Вашингтон будет проводить более жёсткую политику, чем в период президентства Рейгана.

По словам Фэн Шаолэя, в процессе глобализации США долгое время доминировали в международных делах, но сейчас геополитическая ситуация существенно изменилась. «С санкциями сталкиваются и Пекин, и Москва. Поэтому необходима комплексная экспертная оценка развития сотрудничества. Мы не должны жертвовать дружбой ради временных выгод, тем более что перспективы взаимодействия в самых различных сферах деятельности очень велики. Например, Россия достигла значительных успехов в разработке вакцин против новых инфекционных заболеваний. Этот факт признали все крупнейшие научные эксперты. В частности, разработанная российскими специалистами вакцина «Спутник V» показала высокую эффективность, составившую 91%», – отметил эксперт.

В то же время, по словам директора Центра по изучению России ВКПУ, отношения России, Китая и США сохраняют особую важность, поэтому необходимо искать возможности для трёхстороннего партнёрства. Москва, Вашингтон и Пекин должны уважать друг друга и искать оптимальный вариант для нормального взаимодействия по всем наиболее актуальным проблемам современности.

Заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Александр Ломанов обратил внимание участников на принятую в мае 2020 года в Китае стратегию «двойной циркуляции». Смысл её в том, что Китай отходит от концепции «мировой фабрики»: внешний рынок будет поддерживаться за счет специфики внутреннего потребления. Одновременно Пекин намерен сделать КНР мировым поставщиком новых технологий. Тем самым, китайский рынок не закрывается, но существенно повышаются его стандарты. В перспективе это означает серьёзный вызов и для России, и для Европы. «Реальные последствия новой стратегии проявятся примерно через десятилетие, но уже сейчас понятно, что требования к импортной продукции будут расти, а партнёры КНР будут вынуждены постоянно догонять бурно развивающийся местный рынок. Конструктивной альтернативой такому положению дел может стать сотрудничество с Китаем в области высокотехнологичных производств», – считает ученый.

По словам А.Ломанова, в китайских научных кругах получила широкое распространение концепция, согласно которой холодная война в Восточной Азии закончилась на два десятилетия раньше, чем в Европе. Благодаря этому, крах биполярной системы не привёл в этой части света к драматическим последствиям, аналогичным тем, которые испытала и во многом продолжает испытывать Европа. Но у подобного исхода была и своя негативная сторона. Страны в этой части света привыкли к сравнительно спокойному развитию, и поэтому местные элиты во многом утратили навыки адаптации к новым геополитическим вызовам. Сейчас этому приходится учиться заново.

Директор Института по изучению пограничных проблем Китая Академии общественных наук КНР Син Гуанчэн подчеркнул, что развитие отношений между Москвой и Пекином носит не временный и тактический, а постоянный и стратегический характер. В значительной мере движущей силой для развития отношений России и Китая были контакты на уровне лидеров и глав внешнеполитических ведомств. Однако необходимо развивать связи не только на уровне правительств, но и на уровне гражданских обществ и научно-технического сотрудничества.

Своеобразные итоги состоявшегося обсуждения подвёл директор по научной работе клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов. По его словам, при взгляде на современные глобальные процессы с точки зрения теории международных отношений, позиция, согласно которой у России, США и Китая есть разные варианты строительства отношений, носит, скорее, успокоительный характер. «Мы до сих пор ведём себя так, как будто у нас есть широкий выбор, но на самом деле выбор альтернатив гораздо уже, чем нам представляется. Сейчас даже самые последовательные адепты либерального миропорядка признают, что он закончился, отступив исключительно в западную сферу. Это изменение носит фундаментальный характер, и особого выбора в отношениях с Европой и Америкой у нас уже нет. Дело не в том, хорош или плох Запад, а в том, что мы пошли разными направлениями», - заметил эксперт.

По словам Ф.Лукьянова, современный западный мир ведёт себя по-своему рационально: он перестает быть «открытым» и отступает назад, к тем самым параметрам, которые были характерны в эпоху его расцвета – в период холодной войны. Тогда он был консолидированным, гомогенным, связанным общими угрозами. «Конечно, в точности воспроизвести подобную модель не удастся. Мир сильно изменился. Но вектор уже задан», - отметил учёный.

Ф.Лукьянов напомнил, что 19 февраля 2021 года начнёт свою работу очередная Мюнхенская конференция по безопасности. «Её тему можно обозначить коротко: «что делать Западу против всех остальных?» От политкорректности не осталось и следа: раньше считалось, что этот форум касается всех, а теперь такие утверждения не звучат даже для вида. Теперь нужно консолидироваться против Китая, России и новых, возможно, еще не до конца осознанных вызовов. В этих условиях вариативность действий для Москвы и Пекина крайне ограничена», - заметил он.

Директор научных программ клуба «Валдай» резюмировал, что воссоздать прежнюю модель отношений с Вашингтоном, которая существовала на протяжении последних тридцати лет и вполне устраивала Китай, но не слишком – Россию (хотя она честно пыталась адаптироваться к ней), не получится. Она закончилась бесповоротно. «Поэтому дискуссия о российско-китайских отношениях выглядит значительно проще, чем изначально кажется. Нам не стоит обсуждать формат этих отношений. Речь о том, что Пекин и Москва должны будут выживать в новом мире, где рисков больше, чем возможностей. В этих условиях императив взаимодействия и сотрудничества становится безальтернативным», - констатировал Ф. Лукьянов. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати