Фото: akket.com.
Пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные ограничительные меры оказала негативное воздействие на мировую экономику, международные экономические отношения и бизнес. Экономический спад наблюдался во всех странах (за исключением Китая). По данным Росстата, из-за пандемии и снижения цен на нефть российская экономика сократилась по итогам 2020 года на 3,1% в годовом выражении.
Насколько эффективными были антикризисные меры? С какими вызовами предстоит столкнуться в 2021 году? На эти вопросы ответили в ходе онлайн-конференции, прошедшей в Москве, известные российские экономисты.
Заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической академии МИД России Пётр Толмачёв отметил, что мировая экономика переживает сейчас очень непростое время. После финансового кризиса 2007-2009 годов настоящего оживления не наступило, и второе десятилетие XXI века стало периодом стагнации, а на волне пандемии коронавируса наметился очередной спад. В то же время Россия активно включена в глобальные экономические процессы и не может рассматриваться изолированно от них, несмотря на регулярные инвективы в свой адрес со стороны ЕС и США.
Эксперт привел данные Международного валютного фонда, согласно которым в 2020 году мировая экономика потеряла 5,8%. В частности, в США потери составили 4,3%, в Италии – 10,6%, во Франции 9,8%. В денежном эквиваленте глобальные экономические потери составили 3,6 трлн. долларов. «Любой непредвзятый эксперт уверенно может сказать, что прошлогодняя рецессия сопоставима только с кризисом 1930 года», - отметил П. Толмачёв. При этом, по словам экономиста, обвальное падение мировой экономики произошло бы и без пандемии. Однако COVID-19 стал дополнительным фактором, усугубившим складывавшееся положение.
В России наиболее сильный удар кризиса испытали на себе домохозяйства, снизившие в 2020 году валовое накопление на 8,6%. «Экономический рост в нашей стране определяется, в том числе, динамикой развития домашних хозяйств. Однако эта категория часто недооценивается в российской экономической науке», - отметил П. Толмачёв.
По словам экономиста, в Российской Федерации 28% уставного капитала принадлежит нерезидентам. «Речь идёт о зарубежных компаниях, представленных в бизнесе России. 45% прибыли принадлежит им», - констатировал П.Толмачёв.
В качестве наиболее яркого примера эксперт привёл ситуацию в агропромышленном комплексе, где, несмотря не некоторые успехи, есть отрасли, где зависимость от импорта остается очень глубокой. «Показательно положение в птицеводстве. Чтобы вырастить бройлера, необходимо купить по импорту яйцо, из которого он будет выведен. При этом только одно такое яйцо из ста – российское», - пояснил он.
Доцент Дипломатической академии МИД России Анастасия Руднева считает, что главной проблемой российской экономики остается пандемия коронавируса, которая не позволяет вернуться к прежнему масштабу докризисных операций и нарастить объемы экспорта и импорта. По последним данным, инфляция в стране составила 5,9%. Это заставляет задуматься о необходимости смягчения денежно-кредитной политики.
По словам А.Рудневой, в наибольшей степени отрицательная динамика по экспортным операциям коснулась энергетических ресурсов и минерального сырья. «Речь идёт о негативном ценообразовании. Для того, чтобы стабилизировать положение, Россия поддерживает так называемую сделку «ОПЕК+» с ведущими странами-экспортёрами нефти», - пояснила она.
В свою очередь, в сфере импорта снизился ввоз в Россию некоторых видов продовольствия, прежде всего свинины и мяса птицы. Что же касается энергопоставок, то главным камнем преткновения остается проект «Северный поток-2». Несмотря на многочисленные трудности, в Москве надеются, что этот проект будет реализован в наступившем году. Одновременно российское руководство работает и на азиатском направлении. В частности, рассматриваются перспективы строительства газопровода через территорию Монголии.
В России сохраняется достаточно высокий уровень безработицы. По данным Росстата, он составляет 5,7%. В целом ряде секторов экономики наблюдается дефицит рабочей силы, который ранее восполнялся за счет притока мигрантов. «В целом, для того, чтобы решить наиболее актуальные проблемы в области макроэкономики, необходимо решить ключевую проблему, связанную с пандемией. Чем скорее и результативнее пройдет вакцинация, тем быстрее будет преодолен спад национальной экономики», - констатировала А.Руднева.
Позиция профессора Дипломатической академии МИД России Алексея Харланова была более скептической. «Мы много говорим об экономическом суверенитете нашей страны, приводим примеры того, как она адаптируется к кризисным условиям. Но экономический суверенитет невозможен, пока активы находятся в руках транснациональных корпораций. Бизнес стран Запада и Востока воспользовался возникшим кризисом, чтобы ассимилировать российскую экономику, 80% которой находится в иностранных руках », - заметил он.
Профессор посетовал, что увидеть реальные данные по развитию российских отраслей «невозможно», потому что, несмотря на создание отдельного Министерства цифрового развития, открытых данных с разбивкой по министерствам и ведомствам до сих пор нет. Особое беспокойство вызывает лесная промышленность, которая, по словам эксперта, превратилась в благодатное поле для криминала. Тяжелейший удар нанес кризис 2020 года и по малому и среднему бизнесу, подтолкнув рост безработицы в стране.
Выступление А.Харланова вызвало оживленную дискуссию. С возражениями выступил профессор Государственного университета управления Борис Логинов. «В экономике действительно происходят противоречивые процессы, но говорить о том, что модернизации нет, нельзя. Это явное преувеличение. Инфраструктурное развитие страны продолжается. Достаточно сказать, что в Ленинградской области с нуля построен полностью отвечающий современным требованиям порт в Усть-Луге, который уже вышел на первое место в стране по объему грузоперевозок, независимых от откровенно враждебной политики, которую проводят против нашей страны прибалтийские соседи. Ведётся активная модернизация в нефтегазовой отрасли и в сфере инфраструктуры городов. Что же касается суверенитета, то в стране развиваются свои IT-гиганты, и прежде всего «Яндекс». Да, он развивается внутри страны, но по поисковым запросам уже опережает Google и даже проникает в зарубежные страны», - возразил он.
Правда, позиция коллег не переубедила А.Харланова. «В настоящее время в России лишь 12-14% собственной электроники. В Центральном банке на 40% установлено западное оборудование и софт. Если эту ситуацию не изменить, и не добиться импортозамещения в этой сфере, то ни о каком суверенитете можно не вспоминать», - констатировал он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs