Речь Черчилля в Палате общин 5 октября 1938 года, после восторженной встречи тогдашнего британского премьер-министра Чемберлена, возвратившегося с подписания Мюнхенского договора, носила резкий изобличающий тон, явно контрастировавший с теми похвалами, которыми осыпали Чемберлена члены парламента, и имела весьма характерное название - «полное и безоговорочное поражение». Черчилль открыто заявил: «Если бы летом (1938г.) Франция и Великобритания выступили сообща, особенно при условии поддержания союзнических отношений с Россией, то они смогли бы повлиять на многочисленные маленькие государства Европы, и они бы даже сумели склонить на свою сторону Польшу в тот момент, когда германский диктатор раздумывал, стоит ли ему затевать новую авантюру». И это был единственно верный анализ в сложившейся критической ситуации. Черчилль, таким образом, выступил не просто как политический оппонент Чемберлена, а как серьезный и ответственный за судьбу мира политик. Он ясно понимал, что целью Мюнхена было вытеснить Россию из европейской политики, выиграть время и завершить вооружение Германии. Но это, по словам Черчилля, были «годы его пустынного одиночества», поскольку никто из политиков, на которых лежала ответственность за принятие значимых для судеб мира решений, его в то время не поддержал. А Черчилль ясно предвидел пагубные последствия заключения Мюнхенской сделки.
Выступая на открытии историко-документальной выставки «Сталин, Черчилль, Рузвельт: совместная борьба против нацизма», министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что эффективно справиться с общими для всего человечества вызовами и угрозами можно лишь объединившись.
«Это наглядно продемонстрировала сформированная в период Второй мировой войны антигитлеровская коалиция, слаженные усилия которой способствовали приближению Победы над врагом. Не погрешу против истины, если скажу, что ее создание, ставшее очевидным достижением советской дипломатии, было по-своему уникальным. Тогда государствам «большой тройки» удалось преодолеть целый ряд противоречий, в том числе идеологического характера, и объединиться с тем, чтобы спасти цивилизацию от всех ужасов «коричневой чумы». В России всегда помнят о вкладе союзников в общее дело.
Стержневым элементом нашего «братства по оружию» стал плодотворный диалог между лидерами СССР, США и Великобритании. В непростой период доверительные контакты между И. В. Сталиным, Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем позволяли оперативно принимать важные военно-стратегические и политические решения, а в конечном счете сплотить страны и народы во имя искоренения преступной идеологии человеконенавистничества», - сказал глава российского внешеполитического ведомства.
Подготовил П. Журавлев по материалам журнала «Вопросы истории» и сборнику «Дипломатический вестник»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs