ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Морское пиратство: старая новая угроза

11:34 10.02.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

По приглашению Пакистана корабли Военно-морского флота России примут участие в международных учениях «АМАN-2021», которые начинаются 11февраля в Аравийском море около Карачи. Наши военные моряки будут взаимодействовать со своими коллегами из Пакистана, Китая, Филиппин, Шри Ланки, Индонезии, Малайзии, Австралии, а также Японии. На учениях «отметятся» и корабли военно-морских держав НАТО: США, Великобритании, Турции[1].

Цель учений — укрепление военного сотрудничества между странами, обмен опытом по борьбе с морским пиратством. Россию представляет соединение кораблей из состава Черноморского флота: оснащённый вертолётом фрегат, патрульный корабль, спасательное буксирное судно, подразделение морской пехоты, группа разминирования.

Последние учения с участием России и НАТО «Boldmonarch–2011» проходили у берегов Испании целых десять лет назад. Впрочем, к учениям в Аравийском море ни один из альянсов, в том числе, и НАТО (как организация) никакого отношения не имеют[2]. Однако, корабли ВМФ России и морских Сил самообороны Японии, главного американского союзника вне НАТО, проводят совместные учения на регулярной основе, правда, не столь масштабные. Противодействие морскому пиратству является одним из ключевых элементов российско-японской повестки в сфере безопасности, которая, в целом, имеет, к сожалению, весьма скромное наполнение.

После завершения холодной войны мировое сообщество столкнулось с резким подъёмом морского пиратства и связанного с ним морского терроризма в регионах, считавшихся пиратоопасными ещё с эпохи парусных флотов: Карибское море, побережье Восточной Африки, Южно-Китайское море. Среди причин этого можно отметить начавшийся в период после окончания холодной войны процесс сокращения военно-морского присутствия западных держав (за исключением США) в отдалённых от их побережья районах Мирового океана. Применительно к Военно-морскому флоту СССР/России фактически полное прекращение активно осуществляемого ранее патрулирования, в том числе, и охраны рыболовных траулеров в пиратоопасных районах, в те годы было вызвано и серьёзными внутренними проблемами экономического и системного характера.

И в период холодной войны морское пиратство также существовало, в основном, в Юго-Восточной Азии. Однако, в Японии в качестве важной угрозы не воспринималось. Но после развала биполярного мира именно Япония оказалась одной из стран, более всего страдающих от морского разбоя. Имела место серии нападений на корабли с японскими экипажами, в основном, в районах Малаккского пролива и Южно-Китайского моря. Например, в 1992 г. произошла авария с шедшим под либерийским флагом танкером «Nagasaki Spirit», в результате которой воспламенилось почти 100 тыс. тонн сырой нефти и погибло 44 человека. Причиной страшной трагедии, предположительно, стал захват пиратами танкера и его японской команды. В 1998-2001 гг. произошло ещё несколько особо дерзких нападений пиратов на корабли с японскими экипажами. Вызвавший значительный мировой резонанс случай с пиратским захватом в 1999 году сухогруза «Alondra Rainbow», освобождённого индийскими ВМС и береговой охраной, привёл к судебному прецеденту рассмотрения дел по морскому пиратству, когда в Индии были осуждены и приговорены к тюремному заключению 14 членов пиратской группировки, имевших индонезийское происхождение. Оборотной стороной наличия в японской конституции пацифистских положений, которые тогда трактовались и соблюдались японским правительством намного более строго, чем сейчас, стала невозможность отправлять Силы самообороны в зарубежные миссии даже для спасения своих граждан.

Проблема резкого роста морского пиратства в Юго-Восточной Азии, а затем, и в водах вокруг Сомали, в значительной степени способствовала началу длительного процесса пересмотра японским правительством базовых подходов к политике безопасности.

В дальнейшем, в результате принятия в 2014-2015-х гг. по инициативе Синдзо Абэ, занимавшего тогда пост премьер-министра, нового законодательства, значительная часть самоограничений Японии в оборонной сфере утратила свою актуальность. Но и задолго до этого, Япония предпринимала значительные политико-дипломатические усилия по созданию в Восточной Азии безопасного режима морских пространств. В 2000 г. Японией был выдвинут проект Соглашения о региональном сотрудничестве по борьбе с пиратами и вооружённым разбоем против кораблей в Азии (Regional Cooperation Agreementon Combating Piracy and Armed Robbery against Ships in Asia, ReCAAP), которое тогда долго обсуждалось, поскольку страны АСЕАН опасались за сохранение суверенитета над своими территориальными водами. В итоге, ReCAAP было в 2004 г. было подписано. В него вошли страны АСЕАН (за исключением Малайзии и Индонезии), а также Япония, Китай, Республика Корея, Индия, Бангладеш и Шри-Ланка. Позднее к соглашению присоединились США, Великобритания, Австралия, Норвегия, Дания и Нидерланды. Подписание соглашения во многом способствовало тому, что и не участвующие в нём страны АСЕАН активизировали свои усилия по противодействию морскому пиратству. В 2004 г. Индонезией, Малайзией, а также Сингапуром была запущена программа MALSINDO, ключевым инструментом которой является «Малаккский патруль», в котором стал участвовать и Тайланд.

Далее, когда в середине 2000-х гг. район Восточной Африки вдоль побережья Сомали стал стремительно превращаться в мировой центр морского разбоя, Япония демонстрировала типичный для себя реактивный характер внешней политики, хотя Аденский залив является одной из жизненно важных морских коммуникаций для Японии, соединяя Азию с Европой через Суэцкий канал, через который ежегодно проходят 17000-19000 судов. Наработки, связанные с деятельностью ReCAAP, использованы не были. Лишь в марте 2009 г. Министерство обороны Японии приступило к операции по защите японских судов от пиратских нападений в водах Сомали и Аденского залива, направив два эсминца для эскортирования японских судов. Далее, в июне 2009 г. два патрульных самолёта морских Сил самообороны приступили к патрулированию в этих водах.

Кроме того, в противодействии Японии морскому пиратству проявляется и общая логика японо-китайского соперничества: на вышеупомянутые шаги в Токио пошли уже после принятия в 2008 г. Пекином решения о направлении в прилегающие к Сомали воды военно-морской группировки для эскортирования китайских торговых судов в Аденском заливе. В июле 2009 г. японские корабли, которые первое время действовали в Аденском заливе самостоятельно, присоединились к Оперативно-тактической группе 151 (Combined Task Force 151, CTF 151) – многонациональному военно-морскому соединению, ориентированному на противодействие морскому пиратству. Ключевую роль в CTF-151 играют США, хотя командующий группой назначается по ротационному принципу (представитель морских Сил самообороны возглавлял её в 2015, 2017, 2020 гг.). Событием «исторического масштаба» для современной Японии стало открытие в Джибути её единственной заморской военной базы, основной функцией которой объявлена поддержка усилий Токио в противодействии морскому пиратству в Аденском заливе. В дальнейшем было решено использовать базу в Джибути и для защиты японских граждан на случай чрезвычайных ситуаций в Африке и на Ближнем Востоке.

С 2012 г. заметно снизилось количество атак и захватов заложников вокруг берегов Сомали и Аденского залива, в последние годы не было зафиксировано ни одного пиратского инцидента. Вместе с тем, сохраняется обеспокоенность угрозой пиратства в указанных водах. Могут иметь место незарегистрированные случаи пиратства, также ситуация может ухудшится в случае значительного сокращения международных усилий, или, например, экономии судовладельцев на безопасности вследствие общего ухудшения экономической конъюнктуры из-за пандемии COVID-19.

Акио Кавато, японский эксперт, имеющий большой опыт дипломатической службы, в 2020 г. в статье для одного из российских СМИ предложил обратить внимание на следующее событие. К июню 2019 года произошло обострение ситуации вокруг Ирана, увеличилось число морских инцидентов в районе Ормузского пролива. При этом японский танкер пострадал от взрывчатых устройств, установленных некими «неизвестными силами». В условиях эскалации напряженности администрация Д. Трампа обратились с призывом к союзникам сформировать многонациональное военно-морское соединение, чтобы обеспечивать свободу навигации в Ормузском проливе. В этих обстоятельствах правительство Японии приняло решение к концу декабря 2019 г. отправить один эсминец и один патрульный самолет в дополнение к уже размещенному на базе Джибути контингенту для усиления потенциала борьбы с пиратами. Но с существенной оговоркой: чтобы избежать вероятности вовлечения в военное столкновение с иранским флотом и сохранить хорошие отношения с Ираном, японские военные корабли будут воздерживаться от захода в Ормузский пролив и действовать отдельно от многонационального флота во главе с США. В Оманский залив был направлен эсминец «Таканами» и с базы на Окинаве вылетели два самолёта[3].

Что касается вклада России в противодействии морскому пиратству, то необходимо отметить, что с 2008 г. корабли из состава Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов совершили более 130 походов к побережью Сомали для проведения операций по борьбе с морским пиратством. Корабельные соединения, как правило, состоят из корабля типа «фрегат» или «корвет», обычно имеющего на борту вертолёт, и одного-двух судов сопровождения. По состоянию на середину прошлого года было осуществлено сопровождение более 150 караванов торговых судов и порядка 720 отдельно следующих судов (более 50 из них шли под российским флагом). Предотвращено 10 попыток нападения, задержано около 80 членов пиратских группировок. Освобождение экипажа танкера «Московский Университет» в мае 2010 г. считается одной из наиболее успешных операций в современной практике борьбы с морским пиратством.

Если говорить об участии России в международном сотрудничестве по борьбе с пиратами, то совместные военно-морские учения являются важным направлением такого сотрудничества, ориентированного как на превентивные меры, так и на координацию действий в случае возникновения реальной опасности. Кроме того, подобные мероприятия являются хорошим способом укрепления доверия в военно-морской сфере.

Например, военно-морские учения России и КНР «Морское взаимодействие» проводятся, начиная с 2012 г. География их весьма обширна. Так, в 2015 г. учения состоялись в Средиземном море, но, в основном, они проходят в водах Северо-Восточной Азии. Хотя антипиратская составляющая традиционно входит в программу «Морского взаимодействия», речь идёт о масштабных манёврах с привлечением более мощных кораблей, отработкой вопросов совместной организации противовоздушной, противолодочной обороны, высадкой морского десанта, проведения спасательных операций. Что касается непосредственно проблем безопасности судоходства, то на их решение были нацелены состоявшиеся в декабре 2019 г. в Индийском океане и Оманском заливе совместные учения ВМС России, Ирана и Китая.

Совместные учения кораблей Тихоокеанского флота и морских Сил самообороны Японии в международном формате ЦАРЕКС (SAREX, Search and Rescue Exercise) проводятся в акватории Японского моря, начиная с 1998 г. Однако, до 2017 г. они ограничивались вопросами поиска и спасения на море. Взаимная заинтересованность в сотрудничестве по антипиратскому кейсу была продемонстрирована ещё в ходе состоявшейся в ноябре 2013 г. первой в истории российско-японских отношений встречи в формате «два плюс два», где была достигнута договорённость о совместных учениях по борьбе с морским пиратством и терроризмом. Пауза в рабочих контактах между командованиями Вооружённых сил России и Сил самообороны, вызванная Украинским кризисом 2014 г., имела кратковременный характер (очередные учения ЦАРЕКС состоялись уже в октябре 2014 г.). Однако, здесь следует упомянуть о давлении, которое Токио пытался тогда оказывать на Париж с целью срыва сделки по поставке в Россию вертолётоносцев типа «Мистраль», один из которых должен был войти в состав Тихоокеанского флота. Вряд ли, что в Париже тогда прислушались именно к Токио. Корабли такого типа были бы весьма полезны для России и с точки зрения антипиратских операцией.

Впервые отработка высадки досмотровой группы на борт «захваченного пиратами» судна была включена в программу учений ЦАРЕКС, состоявшихся в ноябре 2017 г. вблизи японского порта Майдзуру. Российскую сторону представлял большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов", спасательный буксир "Алатау" и гидрографический катер. Морские Силы самообороны были представлены эскадренным миноносцем "Хамагири". В ходе учений, помимо спасательных операций, отрабатывалась высадка досмотровой группы на борт «захваченного пиратами судна». В ноябре 2018 г. впервые состоялись российско-японские военно-морские учения уже именно антипиратской направленности, в качестве места их проведения был выбран Аденский залив. Российская сторона была представлена большим противолодочным кораблём «Североморск», японская – эскадренным миноносцем «Икадзути». Впервые был отработан «обмен палубами» - посадка российского и японского вертолётов на японский и российский корабли соответственно. И далее, в ходе состоявшихся в июне 2019 г. в заливе Петра Великого учений «Царекс-2019» отрабатывалось разблокирование «захваченного пиратами судна», освобождение заложников. С российской стороны в учениях принимали участие большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» из состава Тихоокеанского флота, спасательный буксир «Алатау» и гидрографический катер. Японскую сторону представляли эскадренный миноносец «Судзунами».

В январе 2020 г. в Аденском заливе вновь состоялись российско-японские учения антипиратской направленности, российскую сторону на них впервые представляло соединение из состава Балтийского флота: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», морской буксир «Виктор Конецкий», танкер «Ельня». Морские Силы самообороны были представлены эсминцем Харусамэ».

В ситуации, когда в сообщениях японских СМИ о плановых российских учениях с артиллерийскими стрельбами на Курильских островах появляются «нотки истерики», регулярное участие наших и японских моряков в совместных учениях по «охоте» на морских пиратов является хорошей возможностью для того, чтобы в дружеской атмосфере кают-компаний современных боевых кораблей снимать напряжение, периодически проявляющееся у наших японских, а также и некоторых других партнёров.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати