ВСПЛЕСК ПИРАТСКОГО РАЗБОЯ у берегов Сомали в наши дни застал мировое морское сообщество врасплох и вверг в состояние, близкое к панике. И было от чего. По данным Международной морской организации, за последние несколько лет в прибрежных водах Сомали зарегистрировано более 460 нападений пиратов на торговые суда, только в 2008 году у берегов Сомали отмечено более 130 актов пиратства, захвачено более 40 торговых судов (по меньшей мере 14 из них и сейчас находятся в плену) и 600 членов экипажа, половина из которых и по сей день остается в заложниках, включая граждан России. Пиратскими операциями в Сомали занимаются четыре-пять банд общей численностью в 1-1,5 тыс. человек, в распоряжении которых находятся более 60 катеров и плавучих баз. По сообщениям СМИ, в декабре 2008 года с появлением у берегов Сомали кораблей ВМФ ряда стран с целью борьбы с пиратством эти до тех пор разрозненные банды объединились и создали "исполком" из восьми человек, с координатором операций и командиром объединенных сил пиратов.
Овеянное некоторым романтизмом изображение пиратов XVI-XIX веков в голливудских фильмах уже давно устарело. Сегодня это большой бизнес: в 2008 году пираты Сомали получили, по разным оценкам, от 40 до 150 млн. долларов за освобождение 22 судов. Только за освобождение захваченного в ноябре 2008 года саудовского супертанкера "Сириус Стар" водоизмещением в 318 тыс. тонн они запросили 50 млн. долларов, опустив затем цену до 25 миллионов. За украинский сухогруз "Фаина" с 33 танками, стрелковым вооружением и боеприпасами на борту пираты запросили 35 млн. долларов, сократив эту сумму затем до 20 миллионов, и в конце концов отпустили судно и его экипаж за 4 млн. долларов. С такими деньгами неудивительно, что сомалийский поселок Эйль, "столица" пиратского бизнеса и пиратского квазигосударства "Пунтленд" , стремительно начинает напоминать своей архитектурой поселки на Рублевке. Учитывая столь большие суммы выкупа, в Кении, США и некоторых странах Европы сформировался даже частный "бизнес", специализирующийся на безопасной доставке пиратам выкупа от судовладельческих фирм, и доходы этого бизнеса за последние три года выросли в десять раз. Но рост сумм за выкуп судов у пиратов лишь подпитывает рост пиратства.
В Сомали пиратство расцвело потому, что в этой стране, истерзанной 20-летним безвластием в отсутствие центрального правительства, способного контролировать всю территорию страны, с нищенствующим населением, с очень слабым сельским хозяйством и промышленностью, люди хватаются за любую возможность прокормиться, чем пользуются главари бандитов, под властью которых находится значительная часть страны. Около 3,5 млн. сомалийцев (примерно 40% населения страны) существуют за счет продовольственной помощи ООН и ряда других международных организаций, но пираты стали захватывать и суда, поставлявшие продовольствие в Сомали по Всемирной продовольственной программе ООН.
"Расцвету" пиратства содействовало и то обстоятельство, что однополярное видение мира, навязывавшееся Вашингтоном мировому сообществу после 1991 года, учило игнорировать международное право, применять силу по собственному усмотрению и образовывать новые государства, а заодно и прибирать к рукам чужие природные ресурсы. Но если американцам можно прибрать к рукам, например, иракскую нефть, то почему, спрашивается, сомалийским пиратам нельзя сделать то же с нефтью с саудовского супертанкера? Так что М.Саакашвили в Грузии был хоть и способным, но не единственным учеником Дж.Буша - в какой-то степени такими учениками стали также главари пиратских банд в Сомали. Наконец, неслыханному в наше время росту пиратства содействовало и отсутствие обеспечения соблюдения эмбарго на поставки оружия, установленного резолюцией СБ ООН 733 (1992), что облегчило доступ пиратов к оружию и боеприпасам.
Конвенция ООН 1982 года по морскому праву считает пиратством любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого или мятежного государственного судна или летательного аппарата в открытом море или вне юрисдикции какого-либо государства и направленный против лиц или имущества на его борту, а также добровольное соучастие, сознательное содействие или подстрекательство к таким действиям (ст. 101-103). Конвенция разрешает военным либо специально уполномоченным и находящимся на государственной службе другим кораблям и самолетам любых государств захватывать пиратские суда или самолеты в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на борту лиц и имущество и решить их дальнейшую судьбу в ходе судебного разбирательства; при этом конвенция обязывает все государства в максимально возможной степени сотрудничать в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства (ст. 105-107, курсив наш. - В.К.). Выражение "за пределами юрисдикции государства" следует в данном контексте понимать как "за пределами территориального моря", шириной не более 12 миль, поскольку в 200-мильной экономической зоне, примыкающей к территориальному морю, компетенция прибрежных государств ограничена суверенными правами в отношении природных ресурсов, а также юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и защиты морской среды; в остальном, в экономической зоне любого государства все остальные страны пользуются свободами судоходства и полетов и некоторыми другими правами.
Но сомалийские пираты лишь недавно, с ноября 2008 года, когда они окончательно обнаглели и решили, что могут безнаказанно продолжать свой "бизнес", стали захватывать суда на расстоянии до 500 миль (около 900 км) от берега, используя плавучие базы и базирующиеся на них быстроходные катера. До тех пор пиратские нападения в основном осуществлялись в сомалийском территориальном море, находящемся под суверенитетом Сомали, а в этих водах вооруженную борьбу с пиратством силами других государств конвенция не предусматривает, ее должны осуществлять сомалийские власти, однако переходное федеральное правительство Сомали таких возможностей физически не имеет.
Поэтому по просьбе правительства Сомали Совет Безопасности ООН (СБ ООН) в резолюции 1816 (2008) от 2 июня 2008 года позволил ВМС и ВВС государств, сотрудничающих с сомалийскими властями, в течение шести месяцев входить в территориальное море Сомали в целях борьбы с пиратством, а в резолюции 1846 (2008) от 2 декабря 2008 года СБ ООН продлил этот срок еще на 12 месяцев. Эта же резолюция напоминает о положениях Конвенции 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, в соответствии с которыми ее участники определяют составы преступлений, устанавливают юрисдикцию и соглашаются принять передаваемых лиц, виновных или подозреваемых в захвате судна или осуществлении контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания. Резолюция призывает всех участников этой конвенции выполнять ее положения и сотрудничать с Международной морской организацией в целях судебного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве у побережья Сомали.
Наконец, 16 декабря 2008 года СБ ООН принял еще одну резолюцию, 1851 (2008), которая в принципе позволяет иностранным вооруженным силам преследовать пиратов также и на суше в Сомали, при том понимании, что каждая конкретная операция будет согласовываться с переходным федеральным правительством Сомали. Резолюция 1851 предлагает всем государствам и региональным организациям, борющимся с пиратством у берегов Сомали, заключать специальные соглашения или договоренности со странами, готовыми содержать пиратов под стражей, с тем чтобы принимать на борт сотрудников правоохранительных органов из этих стран, в первую очередь стран региона, с целью содействия проведению расследований и судебного преследования лиц, задержанных в результате операций против пиратов.
Так что юридическая основа для борьбы с пиратством в этом регионе уже существует, и напрасно некоторые эксперты и представители государств ссылаются на ее отсутствие, как об этом можно иногда прочесть. Вряд ли также есть необходимость, как предлагают некоторые американские исследователи, переквалифицировать пиратство в "морской терроризм", тем более что Конвенция ООН 1982 года по морскому праву, как уже упоминалось, квалифицирует пиратство как неправомерный акт насилия, совершаемый с целью получения личной выгоды, в то время как терроризм преследует цель вынудить государство к определенным политическим шагам. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в переговорах о выкупе сомалийские пираты требуют лишь денег.
Надо вообще признать, что международное сообщество "проснулось" и начало действовать лишь через много месяцев после нынешней активизации пиратства. Предпринимаемые меры включают усилия по политической стабилизации в Сомали, продовольственную помощь и силовое противодействие пиратству. К сожалению, сегодня получается так, что, пока ООН неспешно обсуждает вопрос о создании фонда экономической помощи Сомали с объявленной общей суммой в 920 млн. долларов и пытается прекратить военные действия между переходным федеральным правительством и отрядами оппозиции, а также развернуть в стране международные стабилизационные силы, основной акцент в борьбе с пиратами сделан только на военные меры, а это, как правильно отмечает ряд обозревателей, означает борьбу с симптомами, а не с причиной заболевания. У берегов Сомали сегодня патрулируют около 30 кораблей ВМФ России, Канады, США, КНР, Дании, Франции, Нидерландов, Индии, Пакистана, Ирана, Малайзии, Австралии и других государств, направленных отдельными странами или в составе военно-морских подразделений НАТО и ЕС, причем шесть кораблей и три самолета-разведчика из восьми стран ЕС будут патрулировать опасную акваторию в течение года. Лига арабских государств также начала консультации о создании специальных сил ВМФ арабских стран для борьбы с пиратами.
В результате принятых мер были предотвращены десятки захватов торговых судов, для них был установлен охраняемый коридор в Аденском заливе, но эти меры отнюдь не смогли остановить рост пиратской активности. Дело также упирается в нежелание государств, корабли которых патрулируют у берегов Сомали и которые не относятся к Африканскому региону, привозить захваченных пиратов к себе, судить их и содержать в своих тюрьмах, как честно сказал в интервью "Российской газете" 15 декабря 2008 года заместитель министра иностранных дел России А.В.Яковенко. А сами африканские страны пока никакого энтузиазма в том, чтобы держать сомалийских пиратов в своих тюрьмах, не проявляют.
Американские военные моряки, в частности, предпочитают переложить защиту судов от пиратов на судовладельческие компании - видимо, по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Командующий 5-м флотом США вице-адмирал У.Гортни считает, что если компании нанимают охранников для защиты коммерческих объектов на суше, то и защита дорогостоящих судов и их команд в море - "это то же самое". Эту точку зрения приветствуют частные охранные агентства, которые тут же взвинтили цены на свои услуги. Среди них и американское "Блэкуотер уорлдуайд", снискавшее печальную "славу" своими издевательствами над заключенными иракцами в багдадской тюрьме "Абу-Грейб" и убийствами мирных жителей в процессе "борьбы" с террористами, за что некоторые из них пошли под суд в США. За работу в Ираке это агентство, пославшее в Ирак более 1 тыс. охранников, получало от американских властей 300-400 млн. долларов в год, но после того как стало ясно, что из Ирака придется уходить и что оно вообще может лишиться лицензии на работу в Ираке за неоправданно жестокие методы работы, оно решило переквалифицироваться в морских охранников. Однако первые опыты с использованием частных охранников оказались не очень удачными - в конце ноября 2008 года пираты захватили в Аденском заливе танкер с грузом жидких химических веществ, а находившиеся на его борту охранники не смогли этого предотвратить и вместо сопротивления попрыгали в воду, откуда их подобрал французский военный корабль.
В реальности охранники на торговых судах, борта и палубные настройки которых уязвимы для обычного стрелкового оружия, не говоря уже о крупнокалиберных пулеметах и гранатометах, не в состоянии гарантировать спасение от пиратов, тем более что зачастую охранники вообще не вооружены. Поэтому Международное морское бюро вполне обоснованно настаивает, чтобы основное бремя борьбы с пиратами взяли на себя корабли ВМФ, ужесточив инструкции по применению оружия против них.
Между тем есть успешный опыт борьбы с пиратством властей Индонезии, Малайзии и Филиппин. В их прибрежных водах проходят важнейшие артерии мирового судоходства, Малаккский и Сингапурский проливы; в 2007 году 70 тыс. судов, которые прошли через них, перевезли 40% объема всей мировой торговли, поэтому, когда в 2004 году пиратские нападения на суда в этих проливах стали происходить почти каждую неделю, лондонская страховая компания "Ллойдс" объявила эти воды "зоной боевых действий". В результате страховые платежи взлетели вверх и себестоимость морских перевозок резко возросла. Защищая свои экономические интересы, правительства трех стран организовали в тесной координации патрулирование опасных вод силами ВМФ и ВВС с использованием самой современной техники, вплоть до систем спутникового слежения, заметно улучшили сотрудничество национальных разведывательных служб и полиции на море и на суше. Одновременно проводились операции на суше против лагерей пиратов. В результате главари пиратских банд и их покровители пошли под суд, пиратские катера и экипажи были арестованы и в 2008 году было зарегистрировано лишь два нападения пиратов - в 20 раз меньше, чем в 2004 году. Но не менее существенную роль в этом сыграли значительные инвестиции в экономику этих стран после катастрофы с цунами в 2004 году как за счет международной помощи, так и за счет внутренних ресурсов. В результате уровень жизни прибрежных общин заметно повысился, а это сократило и "кадровый резерв" пиратских банд.
Но в случае с Сомали этот опыт, по существу, не используется. Создание фонда экономической помощи стране не идет пока дальше обещаний, а 30 военных кораблей у берегов Сомали борются с пиратами "растопыренными пальцами" вместо кулака - между ними почти полностью отсутствует координация. А если пираты проводят нападения уже за 900 км от берега, то без тесной координации международных усилий эффективная борьба с пиратством в акватории с громадной площадью в 1 млн. кв. км вряд ли возможна. И лучше всего это подтверждается тем фактом, что захваты судов пиратами продолжаются по сей день.
Между тем резолюция 1851 (2008) СБ ООН от 16 декабря 2008 года не просто так повторяет формулировки предыдущих резолюций по этому вопросу о том, что "ситуация в Сомали по-прежнему представляет угрозу международному миру и безопасности в регионе". Продолжающаяся активность пиратов, координация их действий, когда до 20 быстроходных катеров с нескольких плавучих баз за 900 км от берега нападают на контейнеровозы, танкеры и большие пассажирские лайнеры, на борту которых находится более 1 тыс. пассажиров и членов экипажа, уже заставляют судовладельцев уводить суда на тысячи километров в сторону от традиционных морских путей, а в этих водах ежедневно проходит только супертанкеров - около 20.
Крупнейшие датские и норвежские судовладельцы "A.P.Moller-Maersk" и "Frontline" уже направляют десятки танкеров и сухогрузов в обход Суэцкого канала и вокруг мыса Доброй Надежды. Но в каждом таком случае время судов в пути увеличивается на 12-15 дней, а каждый лишний день стоит 20-30 тыс. долларов, следовательно, удорожаются и эксплуатационные расходы, и страхование судов и их грузов, стоимость которого, кстати, в 2007-2008 годах уже подскочила в десять раз; в результате себестоимость морских перевозок увеличивается на 25-40 %. Надо учитывать и то, что убыток судовладельцев от простоя захваченных пиратами судов оценивается в десятки миллионов долларов. Все это ведет к весьма серьезным коммерческим последствиям для мировой экономики, особенно сейчас, в период глобального финансового кризиса. Прибавьте к этому не поддающуюся денежной оценке возможность экологической катастрофы в результате нападения на супертанкер в пути или взрыва танкера, находящегося в плену, или использования пиратами 33 танков с захваченного украинского судна "Фаина" - например, для расширения сухопутных границ своего "государства".
Поскольку, несмотря на присутствие 30 кораблей ВМФ, пиратские захваты судов успешно продолжаются и приносят хорошую прибыль, а, как известно, дурной пример заразителен, вирус пиратства перекидывается на новые районы. В последние месяцы сообщается о расширении границ районов пиратской активности на морских путях не только вблизи Сомали - у берегов Кении и Танзании, - но и между Гайаной и Суринамом, в Южной Америке, а также в акваториях Сулу и Целебеса, в Юго-Восточной Азии.
Все это прямая угроза важнейшему принципу свободы судоходства, но и это не самое худшее из возможных последствий успешных пиратских действий, если не принять срочные меры. В самопровозглашенной пиратской автономии "Пунтленд" пираты ведут дело к созданию самостоятельного государства, и кое-кто начинает уже сейчас де-факто признавать самовольно назначенные "власти Пунтленда". В этой связи заслуживают внимания сообщения СМИ о том, что известная на Ближнем Востоке и в Африке крупная промышленная группа "Lootah" подписала соглашение с ними на 100 млн. долларов на строительство аэропорта международного класса, новых современных причалов и дноуглубительные работы в порту Босасо, а также обустройство зоны свободной торговли и совместно управляемого в течение десяти лет таможенного комплекса.
Опасность последствий пиратских операций может многократно возрасти и в результате захвата ими тяжелого вооружения, как это уже произошло в случае с украинским судном "Фаина". Резолюция 1851 указывает также и на роль, которую может играть пиратство в финансировании нарушений эмбарго на поставки оружия со стороны вооруженных групп.
В борьбе за влияние в не подчиняющихся сомалийскому правительству районах страны и контроль над пиратским бизнесом с пиратами конкурирует экстремистская мусульманская организация "Аш-Шабаб", связанная с "Аль-Каидой", которая жестко насаждает законы шариата и ведет борьбу под лозунгом "освобождения Сомали от эфиопских оккупантов". Американская разведка полагает, что теперь, после ухода эфиопских войск, "Аш-Шабаб" может захватить власть и образует что-то наподобие африканского аналога государства афганских талибов в качестве альтернативной базы "Аль-Каиды".
Очевидно, что для предотвращения всех этих весьма неблагоприятных политических и экономических последствий растущей пиратской активности необходимо принимать срочные меры. И здесь даже не нужно изобретать что-то радикально новое - вполне достаточно воспользоваться вышеупомянутым опытом решения проблемы пиратства с помощью военных и экономических методов, которые успешно применяли страны Юго-Восточной Азии.
Что касается военных методов, то этот опыт прежде всего подчеркивает важность тесной координации антипиратских операций государств, чьи боевые корабли уже участвуют в таких операциях у берегов Сомали. Резолюция 1851 (2008) СБ ООН призывает государства и международные организации, которые ведут борьбу с пиратами в прибрежных водах Сомали, создать механизм международного сотрудничества, контактный центр по всем аспектам борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море у побережья этой страны. Но пиратство уже распространяется, как выше указывалось, и на другие акватории. Что, там тоже создавать новые международные центры?
На деле, однако, ничего нового создавать и не надо - такой международный механизм, о котором говорит вышеупомянутая резолюция СБ ООН, уже был создан в соответствии с Уставом ООН еще в 1945 году - это Военно-Штабной Комитет (ВШК) при СБ ООН. Устав ООН предусматривает, что после решения СБ ООН о необходимости применения силы именно ВШК должен руководить военными операциями под политическим контролем СБ ООН (ст. 39-42). ВШК состоит из начальников штабов постоянных членов СБ ООН или их представителей, но по приглашению Комитета на временной основе в его работе могут участвовать и другие государства - члены ООН. Он несет ответственность за стратегическое руководство вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности, и может - с разрешения Совета и после консультаций с надлежащими региональными органами - учреждать свои региональные подкомитеты (ст. 46-47).
К сожалению, с началом холодной войны завершение создания ВШК было отложено в долгий ящик. Номинально ВШК продолжает существовать и поныне, но с 1945 года он отнюдь не выполнял предписанных ему Уставом функций, превратившись в подобие клуба военных представителей, работающих в составе миссий государств - членов ООН в Нью-Йорке, без каких-либо реальных обязанностей. Однако, когда в 2005 году тогдашний Генеральный секретарь ООН К.Аннан предложил упразднить ВШК в ходе реформы ООН, Россия не согласилась с этим предложением и, наоборот, выступила за более эффективное использование ВШК. Участники Всемирного саммита 2005 года, проведенного во время 60-й сессии ГА ООН, поддержали российский подход, и Итоговый документ саммита содержал "просьбу к Совету Безопасности рассмотреть вопрос о составе, мандате и методах работы Военно-Штабного Комитета".
Но вопрос о реанимации ВШК так и застрял на стадии консультаций по различным аспектам гораздо более широкой проблемы - проблемы реформы ООН. Против активизации ВШК выступают прежде всего США и ряд стран НАТО, поскольку это противоречило бы их стремлению оставить функцию координации и осуществления военных операций, проведение которых было одобрено СБ ООН, за НАТО, как это уже было ранее отработано в ходе войн в странах бывшей Югославии. Поэтому Вашингтоном и была выдвинута идея создания какого-то нового международного механизма для координации отпора пиратам, вместо реанимации ВШК.
Если бы ВШК с 2005 года, как и предложила Россия, начал функционировать так, как это было предусмотрено Уставом ООН, то не было бы потеряно так много времени на организацию военного отпора пиратам, и не только у берегов Сомали. Этот комитет мог бы не только быстро наладить координацию действий кораблей ВМС различных стран, но и решить проблемы их базирования и снабжения, привлекая финансовые и материальные ресурсы тех государств и их судовладельческих компаний, которые используют весьма оживленные морские пути через Суэцкий канал, в Аденском заливе и вокруг побережья Восточной Африки.
Между тем сложившаяся опасная ситуация с пиратскими разбоями у берегов Сомали и в некоторых других районах мира, тот факт, что эта ситуация уже была квалифицирована в резолюциях СБ ООН как угроза международному миру и безопасности и что в борьбе против сомалийских пиратов как раз и участвуют - наряду с другими странами и международными организациями - все постоянные члены СБ ООН, являющиеся также членами ВШК, создают благоприятные условия для реанимации этого комитета, который действительно мог бы эффективно координировать морские и наземные операции против пиратов с применением новейшей технологии - систем спутникового слежения, ночного видения и т.д. А ликвидация пиратской угрозы способствовала бы укреплению государственной власти, стабилизации и всеобъемлющему политическому урегулированию в Сомали при содействии Африканского союза, ООН и всего мирового сообщества.
Руководство Пентагона уже дало поручение "проанализировать, какие варианты и альтернативы могут быть использованы в чисто военном плане" в Сомали, высказавшись одновременно за проведение миротворческой операции ООН, но пока эта идея не находит широкой поддержки среди членов ООН. В то же время наши западные партнеры прекрасно понимают необходимость координации военных усилий в борьбе с пиратской угрозой. Адмирал Гумьеро, командир отряда ВМС НАТО, который в течение месяца охранял доставку в Сомали продовольственной помощи ООН морем, отметив, что угроза пиратства "растет по экспоненте", заявил 14 декабря 2008 года по завершении своей миссии и при передаче эстафеты отряду ВМС стран ЕС: "Мы все работаем вместе перед лицом одной и той же угрозы. И главным условием достижения цели является координация наших усилий".
Таким образом, реанимация ВШК становится срочной и неотложной задачей. И если Россия в самое ближайшее время не предпримет самых активных усилий в этом направлении, то вполне возможно, что тогда эту роль координатора опять возьмет на себя НАТО, которая уже давно пытается себя позиционировать как глобальная система коллективной безопасности, альтернативная системе коллективной безопасности, опирающейся на Устав ООН и главную роль СБ ООН в обеспечении международного мира и безопасности.
Но как показывает опыт стран Юго-Восточной Азии, одними военными мерами проблему пиратства нельзя закрыть - не менее важную роль в победе над пиратами должна сыграть существенная активизация экономической помощи Сомали. ООН и основные ее доноры, несмотря на нынешний финансовый кризис, могут внести значительный вклад в реализацию ранее принятых решений о выделении правительству Сомали 920 млн. долларов.
На встрече в Перу в конце ноября 2008 года Президент России Д.А.Медведев и Президент США Дж.Буш объявили о намерении выступить с совместной инициативой в деле борьбы с пиратством. От их помощников стало известно, что эта инициатива задумана "в практическом и деловом плане", содержит политические и военные аспекты. Вопрос о реанимации Военно-Штабного Комитета при СБ ООН при этом, к сожалению, не был упомянут, поэтому было бы целесообразно, чтобы Россия подняла его в числе срочных и приоритетных вопросов перед новой администрацией Президента США Б.Обамы. Ведь этот вопрос как раз относится к числу тех международных проблем, решение которых могло бы повысить эффективность нашей общей борьбы с новыми вызовами и угрозами, которая является сегодня одним из немногих объединяющих моментов в отношениях между Россией и США, и существенно оздоровить международную обстановку.