Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906 г.
© Государственная Третьяковская галерея
Музейная жизнь в России восстанавливается – после длительного перерыва Третьяковская галерея открыла сразу несколько выставок. Одна из экспозиций посвящена деятельности художественного объединения «Мир искусства» и приурочена к 150-летию его основателя Александра Бенуа.
Александр Бенуа – один из самых популярных культурных деятелей России Серебряного века. Его талант проявился во многих сферах – живописи, публицистике, искусствознании. Он оставил огромный след в истории русского театра, изменил облик иллюстрированной книги. Как рассказала заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова, именно Бенуа сформировал то понимание русского искусства, которым мы пользуемся и по ныне. «Этой выставкой мы попытались исследовать феномен Александра Бенуа, который, на наш взгляд, заключается в реформировании им мира художественной культуры на рубежеXX века. Значение Бенуа гораздо шире, чем, собственно его творчество, как художника. Он был чрезвычайно одарён: проявил себя в качестве критика, общественного деятеля, театрально художника, режиссёра и историка», – сказала она.
По словам искусствоведа, удивительно, что, вдохновляясь прошлым – эпохой Екатерины II в России и Францией XVII века – на практике Бенуа занимался реформированием современного культурного пространства. Он сделал модным коллекционирование, чтение журналов, посещение выставок, привлекал к тому, чтобы зритель действительно любил этот мир – «Мир искусства», созданный им вокруг себя.
В этом и был истинный гений Бенуа – он смог объединить вокруг себя удивительных, талантливых людей, вместе с которыми изменил восприятие искусства, совершил в нем негромкую, но революцию. «Он создал вокруг себя свой «Мир искусства». Это был не только одноименный журнал и круг единомышленников, но и целая вселенная, которая обладала своими законами, временем, географией и даже армией. Эта армия соратников Бенуа, следующая тем направлениям, которые он наметил, и создала феномен Александра Бенуа, который во многом изменил культурный ландшафт России в начале ХХ века», – пояснила Ирина Шуманова.
Поэтому не случайно, что на выставке, посвящённой юбилею Бенуа, представлены работы 20 художников, его друзей и соратников – Константина Сомова, Льва Бакста, Валентина Серова, Евгения Лансере. Вместе они создают портрет Александра Бенуа. «Коллекция мирискусников в нашем музее действительно лучшая – в ней собраны жемчужины графики изобразительного искусства. Она отобрана московскими коллекционерами того времени, которые не просто собирали, а во многом определяли каким будет облик искусства», – объяснила Ирина Шуманова. Выставка построена так, чтобы зрители могли оценить, построенное Бенуа пространство, его любимые темы – Санкт-Петербург, эхо прошедшего времени, театр, книжную графику и конечно же Францию XVII века. В наследии художника огромное место занимают пейзажи версальских садов и Людовик XIV, также известный как «король-солнце». Бенуа был выходцем из дворянской семьи с французскими корнями. На склоне лет, эмигрировав в Париж, он продолжал писать и работал в театре Opéra Garnier. Поэтому «своим» художника считают не только в России, но и во Франции.
***
Выставка «Александр Бенуа и его "Мир искусства"» входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время» и знакомит гостей Третьяковской галереи с вехами в развитии русского графического рисунка XVIII – начала ХХ века. Экспозиция продлится до 16 мая 2021 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs