7 октября в Третьяковской галерее на Крымском валу был представлен один из самых ожидаемых проектов этого года - выставка в честь 150-летия со дня рождения Валентина Александровича Серова (1865-1911), крупнейшего и ключевого художника России своего времени.
Данная выставка представляет собой самую масштабную и полную коллекцию работ мастера, собранную из частных коллекций, а также 18 российских и 5 зарубежных музеев. Экспозиция размещена на трех этажах Галереи, на которых расположилось 250 работ художника. Посетители могут увидеть не только знаменитую портретную живопись Серова, но и не менее ценные работы в области русского пейзажа, иллюстрации, графики, а также театральные работы. Выставка продлится до 17 января 2016 года.
Валентин Александрович Серов — величайший график, российский живописец, прославленный мастер портрета и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Серов - непревзойденный мастер именно портретной живописи, но он оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, исторической и античной живописи. Он по натуре был очень скромный и тихий, но обладал авторитетом среди мастеров своего времени. Очень сложно назвать другого художника, той эпохи, чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
Валентин Александрович объединил в своих работах русский реализм и западный неоклассицизм, положив начало стилю «Модерн» в России. Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Для русского искусства он стал формообразующим художником.
На выставке собраны работы, которые долгое время не демонстрировались отечественному зрителю. Из Армении привезли портрет Марии Акимовой, который, по мнению Серова, был одним из лучших его работ.
Фрагмент портрета Марии Акимовой (1908)
Также была представлена картина двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Эта картина впервые вернулась в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века. Широко демонстрируются портреты царей. Особый интерес вызвал привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899), Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.
Фрагмент портрета М.Я. Симонович «Девушка, освещенная солнцем..» (1888)
На экспозиции показаны опыты Серова в монументально-декоративном искусстве, театральные работы, связанные с постановкой оперы «Юдифь» крупного русского композитора А.Н.Серова, отца художника. Сенсацией стал показ грандиозного занавеса для балета «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов С.П.Дягилева (1911, собрание семьи М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневской). В экспозиции демонстрируются портреты знаменитых деятелей балета — С.П.Дягилева, А.П.Павловой, Т.П.Карсавиной.
Государственная Третьяковская галерея представила рекламный ролик знаменитой картины «Девочка с персиками». Авторы видео оживили картину, показав на экране молодую актрису, которая воплотила образ героини полотна. В видео девочка с персиками рассказала историю своего портрета. Первоначальное название было "Портрет В.М.", где В.М. обозначает Верочку Мамонтову, которая была дочерью известного промышленника С. Мамонтова и часто виделась с художником в Абрамцево, в именье, где и была написана картина. За портрет «Девочка с персиками» Валентину Серову присудили премию Московского общества любителей художеств.
Фрагмент картины «Девочка с персиками» (1887)
Ида Рубинштейн – одна из поздних работ Серова. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. В картине соединились все основные линии его творчества - декоративное панно, театральная афиша, идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет.
Фрагмент портрета Иды Рубинштейн (1910)
Прошло около 25 лет с момента последней монографической выставки художника. Пришло время взглянуть по-новому на наследие одной из самых интересных творческих индивидуальностей в истории русского искусства. Серов никогда не был удовлетворен своим трудом и находился в постоянном поиске. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ - ценой. Он реализовывал задуманное через большой труд, через преодоление себя.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs