ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Карпаторусизм в истории России

10:31 20.12.2020 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

Карпаторусизм является частью истории Русского мира, но, к сожалению, не находит отражения в современных учебниках по истории России.

Карпаторусами в узком понимании называли закарпатских русинов (нынешняя Закарпатская область Украины), в более широком – жителей современных западно-украинских регионов, считавших себя частью триединого русского народа и не принимавших украинскую идентичность в её политическом смысле. Именно в политическом, потому что в этнографическом смысле карпаторус разговаривал на языке, который сегодня называется украинским, придерживался народных традиций и обычаев, которые сегодня воспринимаются как украинские традиции и обычаи, но считал этот язык юго-западной ветвью русского языка, традиции и обычаи – русскими традициями и обычаями.

Политика государств, в разное время владевших карпаторусскими землями (Польша, Румыния, Венгрия, Австро-Венгрия, Чехословакия), была нацелена на разрыв культурно-исторических связей карпаторусов с Державной Русью (так карпаторусы называли Россию) и их насильственное переименование в украинцев. Архивные документы позволяют увидеть, насколько негативно к этому относились сами карпаторусы (1).

В подобных условиях карпаторусы жили много веков: Галичина находилась под польским господством шестьсот лет, Закарпатье под венгерским господством тысячу лет. Затем – полвека советской власти, недальновидно закрепившей разделение триединого русского народа на русских, украинцев и белорусов как отдельные ветви, каждая со своей республикой в составе СССР. Карпаторусам приказали называться украинцами, а особо упрямых даже подвергали репрессиям.

Сегодня происходит окончательная гибель не самого карпаторусизма как набора цивилизационно-культурных ценностей и политических ориентиров, а даже пассивной памяти о нём. Многовековое забвение не могло не сказаться негативно на степени сохранности карпаторусского наследия и карпаторусизма как активной идеи, сегодня носителей карпаторусского сознания можно пересчитать по пальцам.

Финальный удар, который сегодня наносится по карпаторусизму – это изъятие из библиотечных фондов в Львове, Тернополе, Черновцах, Ивано-Франковске и других городах бывшей Карпатской Руси ценных архивных материалов на карпаторусскую тематику. Такие материалы либо прячут в пыльных запасниках, подальше от глаз посетителей, либо списывают в утиль. Об этом автору сих строк поведали во время поиска карпаторусских изданий в львовских книгохранилищах. Украинской властью уничтожаются последние письменные свидетельства того, что часть населения славящихся ныне русофобией регионов Украины (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Черновицкая обл.) когда-то считала себя русским.

В информационный век любое явление существует до тех пор, пока о нём говорят. Чтобы о карпаторусизме помнили, о нём нужно говорить. Вряд ли целесообразно подсознательно ограничивать западные рубежи Русского мира только русскоязычными регионами Украины. Карпаторусизм показывает, что носители галичанских, закарпатских и иных говоров тоже могут быть частью этого мира. Причём эта русскость – не отрицатель украинской идентичности в её этнографическом смысле, а исконное название этой идентичности, присущее ей ещё до того, как появились слова «украинец» и «украинский». По сути, украинцы начинались с карпаторусов – такова историческая правда.

В России действует Государственная программа переселения для соотечественников, подкрепляемая соответствующим посылом о культурном единстве представителей русской культуры. В конце XIX в. галицкий львовский драматург, историк и священник Иван Наумович инициировал план массового переселения жителей Галиции в Россию, потому что «…Русь Галицкая, Угорская, Киевская, Московская, Тобольская и пр. с точки зрения этнографической, исторической, языковой, литературной, обрядовой – это одна и та же Русь». Смерть Наумовича в 1891 г. помешала его плану. Наумович похоронен в Новороссийске, но кто знает, что карпаторусизм – это часть истории Новороссийска?

История карпаторусизма выходит далеко за географические рамки Карпатской Руси. В Омске в годы Гражданской войны проходил карпаторусский съезд. Могилами бойцов Карпато-русского отряда ген. Корнилова усеян Кавказ (2). В Великую Отечественную войну карпаторусы сражались в партизанских отрядах в Польше и Чехословакии, карпаторусская эмиграция деньгами помогала Красной армии через посольство СССР в США (3). Карпаторусские организации были активны в США до 1980-х годов, но советская дипломатия их почему-то игнорировала (4). Особенно заметен след карпаторусизма в истории Русской Православной Церкви (см. Собор Галицких святых).

С учётом выше изложенного видится целесообразным включить тематику карпаторусизма в школьные и вузовские учебники по истории России, потому что без этого история Россия не будет полной. О том, что в России больше знают про Колумба и Америку, чем про свою же Карпатскую Русь, депутат Госдумы граф В. А. Бобринский сокрушался ещё в XIX в. Пришло время исправить эту оплошность. Почему бы не издать антологию карпаторусской поэзии, монографии по истории Карпатской Руси? Почему бы не сделать эту тему исторического дискурса о Русском мире стандартной, а не диковинной? Это принесёт ощутимые культурно-исторический активы в дискуссию об исторической правде.

Отголоски карпаторусизма до сих пор слышны в Карпатах. Известная польская газета Rzecz Pospolita сообщает о пробуждении самосознания лемков и их отказе считаться украинцами (5). В 1918-1920 гг. существовала Русская Народная Республика лемков, но в принятом в России изложении истории Гражданской войны об этом ни слова. Нежелание польских лемков, бывших некогда карпаторусами, записываться украинцами – это отложенный во времени и искажённый частной идеологией эффект карпаторусизма как этнической ориентации.

Для Украины возвращение к карпаторусизму стало бы идеологическим лекарством от пещерного национализма. Карпаторусы – это западная ветвь малорусов, а малорусы – юго-западное ответвление русского народа. Об этом говорил карпаторус Наумович: «…И хотя я малорусин, а они великоруссы, то и я русский, и они русские».

 

1) http://www.carpatho-russian-almanacs.org/RBO/RBO1918/HolyRus.php

2) http://www.kavkazoved.info/news/2013/11/05/karpatorusy-i-kavkaz-vstrechi-na-virazhah-istorii.html

3) https://odnarodyna.org/content/karpatorusy-i-borba-s-nacizmom

4) https://zapadrus.su/rusmir/klt/242-turianica.html

5) https://www.rp.pl/Rzecz-o-historii/180209959-XX-wiek-Przebudzenie-lemkowskiej-tozsamosci.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати