ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Карпаторусизм, западнорусизм и триединство русского народа

10:44 02.07.2020 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Карпаторусы отсутствуют в официальной историографии украинской государственности, хотя ареал их проживания (Галичина, Волынь, Подолье и т.д.) составляет географическое ядро идеологии этой государственности, а этническая культура данных регионов в постсоветской Украине принята за идеологический стандарт украинской культуры как таковой. 

Идеологическая дистанция между мировоззренческим содержанием современной западно-украинской культуры и тем, что раньше было культурой карпаторусской, огромна. Последняя считала себя локальным выражением триединства русского народа (великорусы, малорусы, белорусы), в то время как западно-украинская идентичность мыслит себя как антироссийскую и антирусскую. 

Карпаторусский вопрос для его дальнейшего объективного и предметного исследования нуждается в терминологической стандартизации. Первым шагом должно стать применение этнонима «карпаторусы» не только к населению Закарпатья, бывшего некогда Карпатской Русью, а ко всему населению нынешней Западной Украины (Галичина, Волынь, Закарпатье, Подолье), как это делала сама карпаторусская пресса 19-20 веков.

Карпаторусы – зонтичный термин, включающий в себя в виде этно-культурных субстратов галицких русинов, закарпатских русинов и др. Карпаторусы были населением Западной Руси, куда, кроме Западной Украины, причисляют также Западную Белоруссию. Таким образом, карпаторусизм – один из элементов западнорусизма, идейного направления культурно-идеологической, религиозной, этнографической жизни Западной Руси. Западнорусизм - это взгляд на белорусов и малорусов (с субрегиональной составляющей, каковой являются карпаторусы) как на неотъемлемую часть общерусского народа. 

Это направление зародилось в эпоху нахождения Западной Руси в составе Речи Посполитой, пережило период интеллектуального и творческого расцвета в 19 веке и практически полного забвения в советское время. В наши дни увеличивающееся количество публикаций на эту тему, как сторонников, так и противников западнорусизма, и появление тематических информресурсов (1), в т.ч. англоязычных (2), говорит об актуальности западнорусской идеи и идеологии. 

Многие эксперты считают, что есть смысл отказаться от утверждений советской историографии о распаде единой древнерусской народности на три родственных, но параллельных политико-этнических течения (русские, украинцы, белорусы). Древнерусская народность не распадалась, потому что её западная часть, находясь в составе других империй и государств (Речь Посполитая, Австро-Венгрия, Чехословакия), сохраняла осознание своего культурного единства с Державной Русью, т.е. Россией, и Русской Православной Церковью. Да и сейчас по разным причинам многие современные жители Украины и Белоруссии культурно и политически продолжают ориентироваться на Россию. 

Если не отказываться от идеи распада древнерусской народности, тогда, следуя этой ошибочной логике, надо этнических русских, проживающих на Украине, тоже зачислять в украинцы, как современного проявления этого распада. Ведь не так важно, когда человек оказался на территории, которая претерпела такой распад (Украина), год назад или двести лет назад, важен сам факт распада. Но в рамках гуманитарной политики России такие граждане Украины относятся к категории зарубежных соотечественников, как и украинцы, ориентирующиеся на русскую культуру. Разве такой акцент на общности исторических судеб населения России и Украины не является частным проявлением идеологии западнорусизма? 

Последняя категория населения Украины (русскоязычные украинцы) в строго понятийном смысле – противоречие в себе, если понимать под украинцами отдельную национальность. Человек, для которого русский язык и культура – родные, и который ведёт свою этническую родословную от древнерусской народности, может быть только русским. Наименование его украинцем – это всё та же дань географическому, но не этническому фактору, подобно тому, как уралец – это тот, кто живёт на Урале, волынянин – тот, кто живёт на Волыни. 

Миф о распаде древнерусской народности нужен был большевикам для манипулирования вопросом о самоопределении народов в противовес прагматичной монархической идее единой и неделимой России. В нынешних условиях вредоносное идеологическое влияние этого мифа сохраняется. Тезис о распаде древнерусской народности, ловко переработанный в постсоветское время украинской националистической пропагандой, превратился в исторически ложную предпосылку для заявлений о древнем происхождении украинской нации и её цивилизационной обособленности от русского народа. 

Плюсом идеологии карпаторусизма и, шире, западнорусизма, является её хронологическая гибкость и пространственный охват. Хронологически западнорусская мысль не может устареть, потому что это живая традиция, а не политическая партия. Она уходит корнями на несколько веков назад и простирается до сегодняшнего дня в том смысле, что и сегодня говорить об общем происхождении населения Западной Украины и России можно с не- меньшей исторической актуальностью. На ниве западнорусизма трудились многие выдающиеся исследователи XIX – начала ХХ вв., причём в современных категориях по национальности они были и русскими, и украинцами, и белорусами. Их труды по этнографии, литературоведению, истории сохраняют актуальность по сей день и являются частью единого культурного наследия России, Белоруссии, Украины. 

Идеология западнорусизма стирает искусственные идеологические границы не только между украинцами и русскими, но и между украинцами и белорусами. На этот нюанс не часто обращают внимание, чаще стараются обосновать единство русских и украинцев или русских и белорусов, а единство украинцев (малорусов) и белорусов упускают из виду. В том числе, и единство в рамках западнорусизма, т.е. этническое единство конкретно западных украинцев и западных белорусов. 

Пространственно карпаторусизм охватывает всю Западную Украину, а западнорусизм, как более масштабная идеология, и Западную Украину, и Западную Белоруссию. Вплоть до конца ХХ в. карпаторусская эмиграция была активна в США и Канаде, выпускала свои печатные издания, реализовывала образовательные инициативы. Свой след карпаторусизм оставил и в России – в Омске, Кургане, Кронштадте, Туапсе, Новороссийске, Пятигорске, Ростове-на-Дону (4). Карпаторусизм заслуживает того, чтобы о нём говорили чаще, знакомили с его культурным и идейным наследием население Украины и Белоруссии и зафиксировали его нахождение в истории и на территории российского государства.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://zapadrus.su/ruszizn/2143-10-let-proektu-zapadnaya-rus.html

2) http://rolandanderson.se/Pravda_Press/KalendarContents.php

3) https://zapadrus.su/2012-04-11-14-59-43/2014-g/pervaya-mirovaya-vojna-karpatorusizm-i-politicheskoe-ukrainstvo/942-prostranstvenno-vremennye-masshtaby-karpato-russkoj-idei.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати