ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Карпатская Украина и нацификация Закарпатья

09:19 15.03.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В закарпатском Ужгороде отметили 77-летие образования Карпатской Украины стандартным образом: факельным маршем, напоминающим нацистские, и угрозами в адрес соседей (1).

Это не удивительно: участниками марша были члены националистических группировок «Правый сектор», Гражданский корпус «Азов», объединение «Побратимы», «Карпатская Сечь», и др. «Карпатская Сечь» ранее уже отметилась угрозами в адрес венгерских политиков, осмеливающихся выступать в защиту венгерского меньшинства и русинского населения Закарпатья.

В этот раз в официальном заявлении «Карпатской Сечи» говорится, что «потомки карпатских сечевиков готовы противодействовать прислужникам венгерских оккупационных деятелей, которые стараются оторвать Закарпатье от Украины» (2).

Карпатская Украина, фанатами которой являются участники марша, была протекторатом гитлеровской Германии, и просуществовала всего один день, с 15 по 16 марта 1939 г. Украинские национал-патриоты не успели ощутить ещё вкус карпатско-украинской государственности, а фюрер уже отдал Карпатскую Украину своему союзнику – Венгрии.

Военизированные формирования Карпатской Украины, будучи идейно-политическими родственниками ОУН, (среди них «Карпатская Сечь») продержались всего полтора-два месяца (и это вместе с партизанской войной, которую они попробовали развернуть), но были быстро разгромлены венгерской армией.

История Карпатской (Угорской) Руси, а именно это название было традиционным для данного региона,  старше истории Карпатской Украины на тысячелетие. Появление Карпатской Украины было кратковременным последствием политики украинизации Угорской Руси,  к чему, в разное время, приложили руку Польша, Чехословакия и т.д. 

Импорт националистических кадров в Угорскую Русь шёл из соседней Галиции. Русинское население сопротивлялось, отстаивая свою русинскую идентичность, но пресс украинизации был слишком тяжёл. Следует признать, что политическому украинству удалось пустить корни в Угорской Руси, пусть и слабые. Тема Карпатской Украины уже давно стала инструментом нацификации одного из самых антифашистских регионов Западной Украины – Закарпатья, где отродясь не было культа ОУН-УПА.      

Подход украинства к русинской проблеме никогда не отличался конструктивностью. Главными тезисами украинизаторов Закарпатья были следующие: русинов и русинского языка не существует, есть только украинцы и украинский язык; Карпатская Русь – название не актуальное, единственно верным должно считаться название Карпатская Украина; патриотический пантеон закарпатского населения должен состоять из боевиков ОУН, «Карпатской Сечи» и т.п. банд. И это притом, что к Украине Закарпатье было присоединено только в 1944 г., в результате успешных действий Красной армии против хортистской Венгрии.

Так украинизаторами был поставлен крест на русинском народе и его культуре. Украинизаторы пошли далее, и принялись переиначивать задним числом историю под себя. Многие угрорусские деятели превратились в украинских учебниках в украинцев, хотя сами они никогда таковыми себя не считали. Украинская идентичность в период их жизни окончательно ещё не сформировалась, тем более в Угорской Руси (3).

Самый яркий пример: известный болгарофил и болгарист XIX в. Юрий Венелин. Этнический румын (настоящая фамилия Гуца), с общерусской идентичностью в ловких руках украинских учёных превратился в украинца (4).

В отличие от посткоммунистического Киева, Будапешт занял в данном вопросе взвешенную позицию. Русинская идентичность не только признавалась, но и поддерживалась. В Венгрии в некоторых вузах и школах изучается русинский язык, проводятся фестивали русинской культуры, учебные лагеря для русинской детворы.

Русины чувствуют заботу Венгрии, и отвечают ей взаимностью, хотя назвать историю венгерско-русинских отношений безоблачной нельзя. В былые времена русины познали горести политических притеснений и жёсткой мадьяризации. Сегодня ситуация изменилась: Венгрия для русинов и защитница их культуры, и экономический партнёр. Закарпатцы едут в Венгрию на заработки, на учёбу, на экскурсии, в гости к родственникам. Трансграничные связи между Венгрией и бывшей Угорской Русью крепнут, особенно, на фоне плачевной социально-экономической ситуации на Украине. И, главное, у русинского населения наличествует желание эти связи всесторонне углублять.

Акцию, приуроченную к 77-летней годовщине образования пронацистской Карпатской Украины, следует расценивать, как акт устрашения. Идеологическим оппонентам необандеровского движения на Закарпатье послан недвусмысленный сигнал.

Русинские организации на Закарпатье находятся под пристальным оком СБУ, а русинской культуре указан только один путь – движение в русле политического украинства. Более-менее организованные попытки опротестовать такой диктат чреваты обвинениями в сепаратизме, а теперь, с учётом всеобщей анархии на Украине, ещё и внесудебной расправой. Пронацистский антураж этой акции придан не случайно.

 

1)      http://zakarpattya.net.ua/News/153184-V-Uzhhorodi-vidbuvsia-smoloskypnyi-marsh-Slavy-Heroiv-Karpatskoi-Ukrainy-FOTO

2)      http://transkarpatia.net/transcarpathia/politic/61605-ukrayinsk-naconalsti-gotov-do-protidyi-ugorskim-prisluzhnikami-okupacynih-dyachv.html

3)      http://zapadrus.su/bibli/arhbib/1432-kl-6.html

4)      http://zapadrus.su/slavm/slobsm/800-zapadnorusizm-i-bolgariya.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати