ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Малые нацизмы Восточной Европы: прошлое и настоящее

14:44 20.02.2026 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

На конференции «Малые нацизмы: от идеологии экстремизма к террористическим практикам». Слева направо: Е.Пядышева (заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь»), А.Грушко (заместитель министра иностранных дел России), Р.Гагкуев (председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор Фонда «История Отечества»). Фото А.Торина.

В Москве, в Доме Российского исторического общества состоялась конференция «Малые нацизмы: от идеологии экстремизма к террористическим практикам». Участниками и гостями мероприятия, организованного под эгидой Российского исторического общества и Фонда «История Отечества», стали историки, политологи, российские и зарубежные дипломаты.

В рамках конференции состоялась презентация специального выпуска журнала «Международная жизнь» «История без купюр», полностью посвященного малым нацизмам на Украине и в Восточной Европе. В выпуск вошли 12 статей, посвящённых истории украинского и латвийского нацизма, венгерским и румынским нацистским движениям, становлению хорватского национализма XIX-XX веков и движения усташей, которые в годы Второй мировой войны участвовали в геноциде евреев, сербов и цыган, а также опыту СССР по осуществлению денацификации в советской зоне оккупации Германии.

 

Со вступительным словом к участникам конференции обратился исполнительный директор Фонда «История Отечества», председатель правления Российского исторического общества (РИО) Руслан Гагкуев. Он отметил, что общество уделяет теме изучения нацизма и неонацизма неизменное внимание в своей работе. По словам Р.Гагкуева, «исключительно важно эту тему поднимать и на международном уровне, координируя усилия с коллегами из дружественных государств с целью противостояния глобальной нацистской угрозе, которая, к сожалению, спустя 80 лет после окончания Второй мировой войны вновь подняла свою голову».

«Надёжным подспорьем для такого сотрудничества показали себя экспертные дискуссии, в рамках которых историки, дипломаты, политологи предметно обсуждают проблему героизации нацистских преступников. Ранее на площадке Дома Российского исторического общества мы уже касались вопроса возникновения украинского очага нацизма, а нынешняя конференция посвящена аналогичным процессам в других странах мира», - подчеркнул Р.Гагкуев.

Учёный особо отметил, что феномен возвращения «коричневой чумы» в последние десятилетия заразившей многие государства Восточной Европы, во многом является печальным и одновременно ожидаемым итогом непродолжительного периода однополярности на международной арене. «После распада Советского Союза часть национальных элит и государств, пользуясь негласной поддержкой стран Запада, пытались как бы “отстроить” свои страны от России. Для этого среди прочего в них целенаправленно поддерживались экстремистские движения, и в то же время место здравого объективного отношения к собственному прошлому занял исторический ревизионизм. К чему приводит такая политика? Приведу здесь лишь пример стран Прибалтики. Не секрет, что регулярные марши неонацистов здесь давно уже стали обыденностью. Взамен уничтоженных монументов советским воинам-освободителям возводятся памятники приспешникам нацистской Германии. Всё это мы видим регулярно в лентах новостей.

Как известно, целенаправленное уничтожение религии и культуры является одним из характерных признаков нацистской идеологии. Именно такую политику проводит сегодня и киевский режим, который сначала запретил использование русского языка, а теперь массово обстреливает памятники на территории Российской Федерации. Документированию этих преступлений посвящен проект «Память под огнём», инициированный Российским историческим обществом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Убеждены, что каждый уничтоженный приграничный объект культурного наследия, каждый пострадавший храм, который мы зафиксируем, нагляднее всего продемонстрирует то, к чему приводит героизация нацизма», - заключил Р.Гагкуев. 

Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко обвинил в лицемерии западные политические элиты, поддерживающие украинский политический режим, запятнавший себя многочисленными преступлениями против человечности и культуры. «Зеленский и его боевики давно превзошли своей жестокостью своих кумиров нацистов. Поразительно, что отлично зная о подлинном облике этого режима, его европейские «партнёры» не стесняются говорить о том, что условием вступления Украины в ЕС является полное соблюдение Киевом Копенгагенских критериев», - подчеркнул дипломат.

Дискуссию продолжила презентация специального номера журнала «Международная жизнь» «История без купюр», посвящённого малым нацизмам на Украине и в Восточной Европе. Выпуск представила заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь» Евгения Пядышева. По её словам, ещё в 2025 году в редакции начала системно разрабатываться тема нацизма и геноцида русских на территории Украины. Эта тема постепенно переросла в целую серию статей на страницах журнала «Международная жизнь». «Мы были приглашены на ряд конференций (в Ростов-на-Дону, в Сербию, затем в Республику Сербскую Боснии и Герцеговины), где широко обсуждалась тема национализма и нацизма, истребления народов, проживавших на этих территориях. Мы решили более широко посмотреть на эти проблемы. Результатом стал этот сборник статей», - отметила Е.Пядышева.

Е.Пядышева отметила, что в нём в общественный и научный оборот вводится принципиально новый термин «малые нацизмы», характеризующий нацистские идеологии и течения Восточной Европе: «В этом сборнике собраны очень разные статьи по данной тематике. Они касаются и научно-теоретического, и историко-фактологического аспектов. Честно говоря, я ещё не встречала труда, где именно таким образом были представлены материалы на тему нацизма, современного государственного терроризма и геноцида».

Главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян напомнил о том, что еще в годы Первой мировой войны на территории Галиции, Буковины и Подкарпатской Руси австро-венгерским властями был организован геноцид православных русин и лемков. «Мы часто слышим, что Галиция – заповедник бандеровщины. Но так было далеко не всегда, когда-то эти земли были органической частью Руси. К сожалению, в научных трудах и в учебной литературе по истории эти трагические события должным образом не освещены», - подчеркнул он.

Среди участников конференции были и иностранные участники, представившие интересные доклады. В частности, выступивший по видеосвязи доцент факультета философии Университета Баня-Лука Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Никола Ожегович посвятил своё выступление взаимодействию украинских и хорватских нацистов в годы Второй мировой войны. Историк напомнил, что в поисках собственного места в рамках «нового европейского порядка» по-нацистски, хорватский и украинский идеологические и государственные проекты пытались найти друг в друге опору и союзника на базе антисербской и антирусской составляющих. Одним из лидеров Организации украинских националистов в Югославии ещё с 1930-х годов был Василий Войтановский, который после раскола, произошедшего в рядах ОУН в 1940 году в этой организации принял сторону оппонента и конкурента Степана Бандеры – полковника Андрея Мельника.

В апреле 1941 года Германия при поддержке её союзников (Италии, Болгарии и Венгрии) вторглась в Югославию. Союзники Гитлера, лидеры хорватского националистического движения усташей, провозгласили так называемое «Независимое государство Хорватия» (НГХ), в состав которого кроме собственно Хорватии, вошли Босния и Герцеговина, а также небольшая часть Сербии. 10 апреля 1941 года, В.Войтановский отдал приказ, согласно которому все украинские солдаты обязаны были вступить в хорватскую армию усташеского режима, принести присягу и быть полностью лояльными лидеру НГХ Анте Павеличу. Всего к 1941 году на территории Украины насчитывалось около 25 тыс. украинцев. Официально они были защищены специальными правовыми нормами как «противники советского порядка и режима», и значительная их часть принимала участие в обеспечении функционирования этого клерикально-фашистского государства. В 1941 году было объявлено о создании Украинского легиона как специального добровольческого военного формирования. Правда, несмотря на многочисленные заявления о «дружбе и братстве», украинцы также становились жертвой усташеского террора. Причин тому было несколько. Во-первых, такие шаги предпринимались из-за реальных или предполагаемых связей местного украинского населения с участниками антифашистского сопротивления. Во-вторых, официальная религиозная политика НГХ была построена на активном, даже агрессивном, продвижении позиций греко-католицизма и полном вытеснении и уничтожении Сербской Православной Церкви. Такая позиция устраивала не всех украинцев, и по мере того, как вермахт терпел поражение за поражением в Советском Союзе, количество присоединявшихся к партизанскому движению, постепенно увеличивалось.

После окончания войны в Загребе состоялся суд над нацистскими пособниками и организаторами Украинского легиона на службе усташеского режима. На основе приговора была расстреляна группа легионеров во главе с Войтановским, его женой и сыном. Однако сам командир подразделения Владимир Панькив сумел избежать казни, выступив как свидетель обвинения. Учёный напомнил, что опыт сотрудничества украинских и хорватских националистов не ушёл в прошлое: в 2024 году в одной из крупнейших сетей книжных магазинов на Украине «Книгарня «Є» появился перевод на украинский язык мемуаров лидера усташей Анте Павелича «За Батькiвщину - готови!» («За Родину - готовы!»). Так сотрудничество двух малых нацизмов продолжается в наши дни…

Доктор исторических наук Йозеф Скала (Чехия) посвятил своё выступление периоду оккупации его страны нацистскими войсками, а также политике, проводимой в отношении чехов администрацией прогитлеровского «Протектората Богемии и Моравии». Исследователь напомнил, что добровольными помощниками нацистской администрации в этом «государственном образовании» выступали активисты и функционеры Судето-немецкой партии. Стараниями их пропагандистов межвоенная Чехословакия представлялась не иначе как «крепость большевиков» в центре Европы, что, конечно, было откровенной ложью: реальная власть, экономическая и политическая, оставалась в этой стране в руках капитала и опиралась на гарантии западных держав, которые в удобный для себя момент сдали её Гитлеру, заключив с ним в 1938 году Мюнхенское соглашение, а в марте 1939 году никак не воспрепятствовав оккупации этой страны Германией.

«“Окончательное решение” (нем. Endlösung) судьбы чехов имело свой педантично разработанный сценарий. Речь шла о двухэтапном варианте. Первый этап исходил из факта, что чешская промышленность принадлежала к лидерам военного производства… Военная промышленность Чехии играла важную роль в поставках артиллерии, танков, самолетов, боеприпасов в войне на истребление русского и других народов Советского Союза. Вплоть до достижения этой цели, о которой нацистский режим мечтал, геноцид чешского народа откладывался. Подготовка к нему, однако, шла полным ходом в широком масштабе уже тогда, включая псевдонаучный расовый анализ нашего населения… Здесь нацисты натолкнулись на неприятный для них сюрприз: данные о чехах, насколько они отвечают критериям “арийской расы”, оказались «лучше», чем в большинстве регионов самого “третьего рейха”. Тем более изощренной была рассортировка для последующего этапа. Готовили переселение в различные части Германии в качестве второстепенных гастарбайтеров. Причем статус полноценного немца, как привилегию должны были получать лишь те, кто полностью подчинится нацистской идеологии. Для другой многочисленной части планировали переселение на восток, главным образом в самые северные части России, где они должны были стать надзирателями над порабощенным местным населением. Для тех, кто располагал не только приличным образованием, но и патриотическими убеждениями, готовили физическое истребление, тем более беспощадное в случае, когда они соответствовали критериям “арийской расы”», - отметил Й.Скала.

По словам Й.Скала, «малый нацизм» наиболее прочные позиции занял на приграничных территориях довоенной Чехословакии и проявился у германского населения этих территорий: «Из примерно 3 млн. этих людей около 1 млн. 200 тыс. Гитлер отметил специальной медалью за избавление Чехословакии от судетских земель при активной поддержке Лондона и Парижа. В годы войны около 0,5 млн. этих жителей Чехословакии воевали в рядах вермахта, еще 50 тыс. пошли в ряды СС. В пересчете на сопоставимое количество населения это было больше, чем в самой Германии. Именно эти немцы, которые знали чешский язык, стали неоценимой частью политической полиции (гестапо), СД и других репрессивных органов при допросах и пытках чешских патриотов и участников антифашистского сопротивления. Тем более искренним уважением у нас пользуются немецкие антифашисты, которые не подчинились нацистской демагогии. Около 200 тыс. из них остались нашими соотечественниками после войны. Немцы, которые встали на путь предательства родины, были после войны выдворены в Германию решением всех трёх держав антигитлеровской коалиции», - отметил он. 

Отметим, что с 1950 года от имени переселенцев выступает так называемое Судето-немецкое землячество (нем. Sudetendeutsche Landsmannschaft), пользующееся серьезной финансовой поддержкой государственных учреждений Германии, регулярно предъявляющее официальной Праге иски в сотни миллиардов евро. Й.Скала категорически против таких претензий: «В долгах на деле не Чехия, а именно Германия, которой СССР, США и Великобритания вменили в обязанность выплатить компенсации за 360 тыс. жертв нацистского террора и большой материальный ущерб за годы оккупации. Эта сумма равна бюджету моей страны за несколько лет… Несмотря на все эти факты, землячество судетских немцев объявило о своем желании провести свой очередной съезд в Брно – впервые на территории Чехии, под предлогом того, что в этом городе до войны и после войны жила большая группа немцев. Это привело к серии протестов, правда, до сих пор не особо успешных», - отметил он.

«Безусловно, существовали и чешские фашисты, с несопоставимо меньшим влиянием, чем в странах вокруг нас. Тем более мы гордимся ролью наших предков в борьбе против коричневой чумы. Наши соотечественники воевали на стороне Испанской республики против местных нацистов, наши пилоты защищали Великобританию. Но прежде всего мы гордимся нашим 1-м Чехословацким армейским корпусом, который стал первой зарубежной армией, воюющей плечом к плечу с солдатами Красной Армии Советского Союза. К сожалению, малый нацизм, возрождение которого мы видим в целом ряде стран Европы, сумел стать еще более садистским, чем его “большой” родственник. Сломать позвоночник его нынешним наследникам не менее важно, чем одержать победу восемь десятилетий тому назад», - заключил чешский историк.

 

«На полях» конференции обозреватели журнала «Международная жизнь» обратились за комментариями к директору АНО «Центр общественного и информационного сотрудничества «Европа», заведующему кафедрой философии Ростовского государственного медицинского университета, автору термина «малые нацизмы» Эдуарду Попову.

 

«Международная жизнь»: Как Вы пришли к мысли предложить термин «малый нацизм» для использования в трудах, посвящённых изучению националистических практик Восточной Европы?

Эдуард Попов: Если рассматривать конкретно-исторические проявления прогитлеровской коллаборации в годы Второй мировой войны и того, что ей предшествовало, получается целый набор движений, которые имеют сходную структуру, сходные цели. В основном это страны без давних традиций государственности, такие, как нынешние прибалтийские страны, или же народы, у которых своего государства не было – украинцы или хорваты. Эти движения объединяли, как правило, народы аграрного толка, без развитой городской цивилизации. Эти движения увидели в Гитлере, НСДАП и «Третьем рейхе» шанс на создание своего государства по образцам и лекалам идеологии «третьего рейха», через уничтожение «враждебных» народов. Они взяли за основу идеологию НСДАП, но сделали её, если так можно сказать, более радикальной и жесткой. «Малые нацизмы» - термин, конечно, условный. Это движения, которые были своего рода планетами в орбите Солнца под названием «третий рейх». Эти малые нацизмы по уровню жестокости намного превзошли гитлеризм, потому что их отсталость, их подражательство заставляли их быть в чём-то более радикальными, чем гитлеровцы. Приведу факт: 2 млн. человек из числа народов Европы воевало в ваффен-СС, а отчасти и в подразделениях вермахта. Огромная их часть была представлена сторонниками этих самых малых нацизмов. Вообще малые нацизмы - это единое явление, между ними есть некоторые отличия, более или менее глубокие, но их объединяет главное: коллаборация в отношении Гитлера, крайняя жестокость и стремление использовать Гитлера для достижения своих целей – уничтожения «враждебных» народов и создания моноэтнической государственности.

«Международная жизнь»: Какую опасность представляет собой реабилитация малых нацизмов в странах Восточной Европы и Прибалтики?

Эдуард Попов: Давайте посмотрим на одну страну – Украину, которая на наших глазах кровоточит. Сейчас главными национальными героями Украины являются Степан Бандера, лидер ОУН (б) (Организации украинских националистов(бандеровцев), запрещена в России как террористическая и экстремистская. – Прим. ред.) и главнокомандующий ОУН-УПА (Украинской повстанческой армии, военного крыла ОУН (б), запрещена в России. – Прим. ред.) Роман Шухевич. В канун победы Евромайдана на Украине была создана в социальной сети «В контакте» группа «Правого сектора» (запрещён в России). Туда записалось 600 тыс. человек. «Правый сектор» - это, прежде всего, организация «Тризуб им. С.Бандеры» (запрещён в России) - прямые наследники ОУН (б). И вот эти 600 тыс. человек - в большинстве своем потомки победителей в Великой Отечественной войне пошли под знамёна Бандеры и Шухевича, политических неудачников, которым сломали хребет наши деды и прадеды. А теперь их внуки и правнуки стреляют в наших солдат и убивают мирных жителей Донбасса и Новороссии. Вот вам ответ на вопрос.

«Международная жизнь»: Что можно противопоставить реабилитации малых нацизмов в Восточной Европе? Насколько возможен в перспективе в странах Западной Европы, руководство которых потворствовало этой политике, приход новых элит, осознающих опасность такой линии?

Эдуард Попов: Я не политик, я учёный. Не берусь судить о том, что нужно делать с политическими элитами Западной Европы и можно ли с ними вообще что-то сделать. Скажу, что должны делать мы – изучать! К сожалению, в России с этим большие проблемы. Мы объективно обижаемся на страны Западной Европы, а в России созданы ли условия для изучения этого явления - «малые нацизмы»? Нет! Эти исследования находятся на периферии научного внимания. Нужна научная школа. Первостепенное внимание нужно уделять изучению этого феномена, начиная со средней школы и заканчивая вузами. Нужно создавать международные и российские научные и просто общественные площадки для обсуждения и изучения этой кровоточащей проблемы. Вот с чего нужно начать.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати