В редакции журнала «Международная жизнь» Министерства иностранных дел России состоялся круглый стол «Геноцид восточных славян в Австро-Венгерской империи. Трагедия Талергофа и Терезина», посвященный террору по этническому и религиозному признакам, организованному в период Первой мировой войны австро-венгерскими властями против православного населения Галиции, Буковины и Подкарпатской Руси. В мероприятии приняли участие известные общественные и политические деятели, а также представители средств массовой информации.
Вёл круглый стол главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян. Темой его сообщения стало возвращение забытых на долгие годы трагических страниц истории Русского мира, и в их числе – геноцида русских в Галицкой Руси, Буковине, Подкарпатской (Угорской) Руси в начале Первой мировой войны. Свой доклад он проиллюстрировал документальными кадрами из фильма о первом в Европе концентрационном лагере Талергоф (располагался в окрестностях города Грац, ныне в федеральной земле Штирия в Австрии) и лагере смерти Терезин (ныне в Чехии, близ границы с Германией). А.Оганесян также напомнил, что сразу после начала отступления Русской императорской армии с части территории Галицкой Руси начались широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов.
Нужно прямо сказать: результат потряс современников. Довольно быстро поток сообщений о многочисленных преступлениях в отношении православного населения из Карпатской и Галицкой Руси стал достоянием российской общественности. Особенно шокирующим был тот факт, что все эти злодеяния творили цивилизованные европейцы, ещё недавно считавшиеся, согласно сложившемуся в российском образованном обществе стереотипу, образцом гуманности и порядка.
Вот лишь некоторые сообщения российских и местных корреспондентов, о которых упомянули авторы продемонстрированного участникам круглого стола документального фильма:
«В селе Дзеболки крестьянин Алексей Козак был заживо сожжен в собственной хате, там же заколот штыками девятилетний мальчик.
В селе Нагорцы расстрелян настоятель местной церкви и дочь псаломщика. Её отец убит семью штыковыми ударами.
В селе Мацына австрийцы превратили церковь в конюшню, а в алтаре устроили отхожее место.
В городе Станиславове (ныне Ивано-Франковск, центр одноименной области на Украине. - Прим.) после временного отхода российских войск были казнены 250 человек, в том числе те, кто стирал русским солдатам белье, продавал им табак и хлеб».
Почему же подобное стало возможным? Здесь стоит дать небольшую историческую справку. Согласно сложившейся в ХХ веке устойчивой политической традиции земли Галичины и Буковину, входившие до 1918 года в состав Австро-Венгрии, принято называть украинскими. Однако на исходе XIX века в мало кто идентифицировал себя подобным образом, кроме небольшой группы людей, активно участвовавших в украинском политическом движении. Их идеология в общих чертах сводилась к тому, что русский народ Юго-Западной Руси – это совсем другой народ, чем тот русский народ, который живёт в Северо-Восточной Руси, и потому ему необходимо обрести другое имя и особое самосознание. С 1890-х гг. эти идеи активно поддерживались и даже открыто насаждались официальной Веной, так как позволяли преодолеть сильно беспокоившие пророссийские настроения восточных славян империи в обстановке ухудшения отношений с Россией и ожидания большой войны. Начиная с последней трети XIX века, венский двор открыто поощрял «украинофилов» против «москвофилов». Одновременно австро-венгерская политическая верхушка взяла на вооружение идею польского этнографа Францишека Духинского, который еще в середине XIX века неславянском (угро-финском) происхождении русского народа (эта концепция получила серьезную поддержку ряда «интеллектуалов» в постсоветской Украине, а после 2014 года прочно «угнездилась» в головах бенефициаров государственного переворота, пришедших к власти в Киеве). Основной целью венского двора было через пропаганду и полицейские преследования максимально дискредитировать «промосковскую» партию в регионе и как можно дальше географически продвинуть идею разности великороссов и малороссов, спровоцировав сепаратистские настроения уже в России.
Волна арестов «москвофилов» началась в 1909 году. Уже вскоре была приостановлена деятельность большинства русских организаций в регионе, русские депутаты были изгнаны из парламента, а все, кого заподазривали в пророссийских симпатиях, ставились на полицейский учет. Наименование себя русским и православное вероисповедание трактовалось как государственная измена. Но если до начала Первой мировой войны Вена ещё соблюдала видимость законности в борьбе с русинами, то в августе 1914 года все условности были отброшены, уступив место сведению счетов.
Позднее, уже в 1920-х года те, кому посчастливилось выжить в дни террора, основали Талергофский комитет – общественную организацию узников австрийских концлагерей Первой мировой войны. В 1924-1932 годах в типографии Львовско-Успенского братства были отпечатаны четыре выпуска «Талергофского альманаха», где содержались документальные свидетельства убийств властями Австро-Венгрии мирных жителей – галичан и буковинцев-русофилов, интернированных в Талергоф в 1914-1917 годах.
За время Первой мировой войны в австрийские концлагеря было сослано от 30 до 40 тыс. русинов. Согласно данным составителей «Талергофского альманаха», всего в результате австро-венгерского террора на территории Галиции, Буковины и Закарпатья так или иначе пострадали 120 тыс. человек. Например, результатом геноцида русин стало то, что их удельный вес во Львове сократился почти вдвое.
Среди заключенных Талергофа были адвокаты, священники, учителя, врачи, чиновники, студенты, писатели, крестьяне, актеры и даже гимназисты. Самому старшему узнику было 94 года, самому младшему – несколько месяцев.
Особенно тяжелыми и стали первые месяцы существования лагеря. Бараков в Талергофе не было вплоть до зимы 1915 года. Тысячи узников спали под открытым небом на сырой земле. Люди массово умирали от голода, болезней и паразитов. Посуду им также не выдали. Счастливцем считался тот, кому удавалось раздобыть бутылку: отбив горлышко, он мог использовать её как котелок для лагерной баланды, состоявшей из отвара фасоли. Самой распространенной пыткой в Талергофе был так называемый «амбинден» – двухчасовое подвешивание за одну ногу головой вниз. Главным «специалистом» по подвешиванию был обер-лейтенант Чировский родом из Галиции. В июне 1915 года он лично произвел эту пытку над 48 галицкими студентами, которые во время рекрутского набора назвали себя русскими.
В мае 1917 года концлагерь Талергоф был упразднен. Показательна фраза из рескрипта последнего императора Австро-Венгрии Карла I, который написал: «все арестованные русины невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими» (!). Комментировать тут, пожалуй, нечего.
Со временем, уже во второй половине 1930-х годов, бараки лагеря снесли, а останки узников перевезли на кладбище деревни Фельдкирхен, где под небольшой часовней оборудован склеп с 9 цинковыми гробами. В них покоятся останки около 2 тыс. мужчин, женщин и детей из Галиции и Буковины, погибших в Талергофе. На месте самого лагеря сейчас находится аэропорт «Грац-Талергоф»: в современной Европе об этой странице своей истории предпочитают не вспоминать.
По словам А.Оганесяна, сославшегося в подтверждение на архивные источники, «в Талергофе был ликвидирован весь цвет лемковской русофильской интеллигенции, а сам концлагерь вошел в историческую память лемков как символ мученичества за народность и веру».
«В каждом школьном учебнике истории, без сомнения, есть главы, посвященные истории Первой мировой войны. В них об этих событиях ничего внятного нет. То же самое можно сказать о вузовских учебниках. Не уверен, что студенты знают об этом больше, чем школьники. Необходимо, чтобы память об этой трагедии стала неотъемлемой частью исторической науки и преподавания истории России… Не менее важным остается вопрос о канонизации талергофских и терезинских исповедников и мучеников», - заметил А.Оганесян.
Темы террора против русского и православного населения Австро-Венгрии, исторической памяти о ней и преодоления исторической амнезии нашли отражение в выступлениях участников круглого стола: члена Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдана Безпалько; Чрезвычайного и Полномочного Посла России Николая Владимира; преподавателя Московского педагогического государственного университета Тараса Волошиновича; игумена Иаково-Железноборского монастыря Костромской епархии архимандрита Кириона (Радионова); священнослужителя Русской Православной Церкви, настоятеля московского храма святителя Николая на Берсеневке, публициста, общественного деятеля, кандидата богословия игумена Кирилла (Сахарова); директора АНО «Центр общественного и информационного сотрудничества «Европа», доктора философских наук Эдуарда Попова; политика, журналиста, общественного деятеля, блогера Татьяны Поп; члена Президиума Всеславянского Союза, председателя правления МОО «Объединение русинов», профессора Международной академии славянского просвещения, кандидата юридических наук, члена Союза писателей России Андрея Фатулы; Чрезвычайного и Полномочного Посла России, кандидата юридических наук, члена Совета журнала «Международная жизнь» Алексея Федотова.
Подводя итоги, Армен Оганесян подчеркнул: «Физическое уничтожение русского населения Галиции, Буковины и Угорской Руси в результате внесудебных расправ и в лагерях смерти Талергоф и Терезин — первый в истории современной Европы геноцид. Между тем в отечественной научной литературе и в общественном сознании этот геноцид остался незамеченным».
По словам главного редактора журнала «Международная жизнь», за первые девять месяцев Первой мировой войны немцы и мадьяры расстреляли и повесили, замучили пытками более 20 тыс. человек. Общественный дискурс на эту тему, публикации, прославление новомучеников, по мнению А. Оганесяна, «нужны, прежде всего, нам, а физическое уничтожение русских, начавшийся в Галиции первый в Европе геноцид дожидается своего часа», - подчеркнул он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs