Положение национального языка в стране и за ее пределами – один из ключевых факторов устойчивого развития любого государства. В современном, стремительно меняющемся мире объективно оценить его крайне сложно. С одной стороны, есть стандартный критерий – численность людей, которые говорят на том или ином языке, но, с другой стороны сегодня, кроме этого традиционного показателя следует учитывать влияние глобальных средств коммуникации, массмедиа, а также влияние международной сферы науки, образования и другие тенденции. Иными словами, для того чтобы определить положение языка в мире необходим универсальный показатель.
В Москве прошла онлайн-конференция, на которой в качестве такого интегрального показателя экспертами Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина впервые был предложен индекс положения русского языка в мире. Он рассчитан по прозрачной формуле и может служить объективным основанием для принятия решений в области государственной языковой политики, определения приоритетов в направлении ресурсов на конкретные меры поддержки русского языка за рубежом, оценки эффективности предпринятых действий.
Работа состоит из двух частей – Индекс глобальной конкурентоспособности (ГК-Индекс) и Индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-Индекс).
ГК-Индекс. В первом разделе представлен интегральный показатель, основанный на сопоставлении русского языка с 11 языками – ближайшими глобальными конкурентами. Он рассчитан по шести параметрам:
-
Языки по числу говорящих. Этот модус чаще всего звучит в СМИ и в статистической информации. Согласно нему, русский язык сегодня занимает восьмое место: на нем говорят порядка 258 млн. человек. В тройке лидеров этого показателя находятся английский (1млрд. 268 млн.), китайский (1млрд. 120 млн.) и хинди (637 млн.).
-
Языки по количеству международных организаций, в которых они являются официальными или рабочими. По статусу в международных организациях русский язык занимает четвертое место, являясь официальным или рабочим в 15 крупнейших международных организациях из 23 рассмотренных – прежде всего это ООН и глобальные отраслевые организации под её эгидой.
-
Языки по количеству публикаций в международных научных базах данных. Для подсчета этого параметра учитывались показатели двух ведущих наукометрических баз данных Scopus и Web of Science, придерживающихся строгих стандартов качества в области публикаций результатов научных исследований. Согласно этому критерию, русский язык занял пятое место. Как отметил проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Михаил Осадчий, сфера науки очень важна для положения языка, однако сегодня принимаются такие стандарты, которые вытесняют язык из научной сферы. Чтобы доказать это стоит посмотреть на разрыв между первым и вторым местом: свыше 6 млн. научных публикаций зарегистрировано на английском языке и всего 96 тыс. на китайском. Это колоссальный разрыв. «Все языки вытесняются из сферы науки. Это чрезвычайно тревожная тенденция. Мы не оспариваем того факта, что наука глобализируется. Есть мировой язык науки – английский – и ученым проще общаться на нем, но нужно искать компромиссы, например, создавать депозитарии русскоязычных версий публикаций. Пока не ясно, кто будет заниматься переводами, но игнорировать этот вопрос нельзя», – считает М. Осадчий.
-
Языки по количеству СМИ. В мониторинге учитывались средства массовой информации, имеющие международный идентификатор ISSN, позволяющий идентифицировать серийную публикацию независимо от того, где она издана, на каком языке и на каком носителе. По словам авторов исследования, регистрация в международном реестре ISSN – свидетельство ориентации СМИ на современные международные стандарты. Здесь русский язык занимает седьмую строчку.
-
Языки по числу пользователей сети Интернет. Более 116 млн. пользователей выбрали русский в качестве языка онлайн-общения, что позволяет «великому и могучему» расположиться только на десятом месте.
-
Языки по количеству сайтов. По данному критерию русский язык занимает второе место, уступая английскому. Правда здесь разрыв между лидерами так же велик, как и в сфере науки – 60,3% и 8,6%.
Получается достаточно парадоксальная ситуация: русский язык занимает второе место по количеству сайтов, но при этом только десятую строчку по числу пользователей сети Интернет. Ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Мария Лебедева объяснила, что по числу пользователей в интернете русский язык уступает даже тем языкам, которых превосходит по количеству говорящих в мире, например, немецкому и японскому. «На это влияет несколько факторов. Прежде всего, интернетизация населения. Если сравнивать с немецким и японским языками, то мы видим довольно очевидные цифры: в Японии 93,8% населения имеют доступ к интернету, а в России этот показатель составляет 79,7%. Кроме того, важно заметить, что очень много русскоговорящих используют русский только в определенных сферах коммуникации, поэтому здесь наше 10 место – это условность методологии», – пояснила эксперт.
В тоже время на втором месте по количеству сайтов в Интернете русский язык находится с 2013 года. Если посмотреть на статистику по разным странам, то мы увидим, что сайты на русском языке занимают большую часть в национальных доменных системах других стран. Например, в Казахстане, на Украине, в Беларуси и Узбекистане. Там сайты на русском языке составляют от 60% до 85%. «Мы понимаем, что несмотря на то, что вероятно пользователи этих национальных доменных систем не говорят о том, что русский язык является их первым языком, они тем не менее потребляют и обмениваются информацией на русском языке. Это способствует закреплению русского языка, после английского, как языка международного общения в интернет пространстве», – заметила М. Лебедева.
Проанализировав все эти показатели по отдельности эксперты института Пушкина сформировали комплексный подход и определили индекс глобальной конкурентоспособности «больших языков». При таком подходе русский язык сегодня занимает 5 место. «Русский язык по ГК-Индексу занял пятую строчку в перечне 12 ведущих языков мира со значением 2,78, обойдя португальский, арабский и немецкий, при этом существенно уступив английскому, испанскому, французскому и китайскому языкам. Позиции русского языка в индексе невысоки по численности говорящих, численности пользователей сети Интернет, а также по количеству СМИ. Русский язык стремится к сильным позициям по количеству научных публикаций, статусу в международных организациях и доле сайтов в сети Интернет», – пояснила ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
УС-Индекс. Во второй части исследования представлен индекс устойчивости русского языка в странах постсоветского пространства. Он рассчитан по трем параметрам:
-
Русский язык в государственно общественной сфере. Здесь учитывался конституционный статус русского языка в зарубежных странах и статус русского языка в государственной коммуникации. В основу положены следующие показатели: статус русского языка в конституции; наличие русскоязычных сайтов/ версий официальных сайтов высших органов государственной власти, а также наличие русскоязычной версии портала государственных услуг. По данному параметру в лидерах находятся Беларусь, Казахстан и Киргизия. В этих странах отмечены все три показателя.
-
Русский язык в сфере образовании. В основу подсчета положены следующие показатели: удельный вес обучавшихся на русском языке школьников; удельный вес школ с возможностью обучения на русском языке (включая билингвальные школы – классы и сектора с русским языком обучения); удельный вес обучавшихся на русском языке студентов организаций начального и среднего профессионального образования; удельный вес организаций среднего профессионального образования с возможностью обучения на русском языке; удельный вес обучавшихся на русском языке студентов вузов. Здесь лидеры совершенно другие на первом месте Республика Южная Осетия, затем Беларусь и Абхазия.
-
Русский язык в научной коммуникации. Здесь учитывалась доля публикаций на русском языке в общем количестве публикаций с указанием аффилиации данной страны в Scopus и Web of Science, а также комплексный показатель, который представляет собой среднее арифметическое двух указанных выше показателей. Здесь в лидерах Беларусь, Киргизия и Азербайджан.
«Наука и образование хоть и находятся рядом, но они по-разному ведут себя по отношению к политике. Очень часто решения в области образования тесно связаны с сиюминутными политическими преференциями, которые транслируются в общество. Наука в этом плане ведет себя куда более независимо, и мы видим, что в некоторых странах Содружества русский язык в разном объеме присутствует в сфере образование и в сфере науки. Например, Азербайджан по использованию русского языка в образовании находится 11 месте, а по объему научных публикаций на 3 месте. Получается, что образовательная среда вытесняет или существенно корректирует позиции русского языка, а научная по-прежнему демонстрирует большую важность языка для сообщества в этих странах. Но необходимо учитывать, что образовательная сфера – это кузница науки и если сегодня никто не будет учиться на русском языке, то завтра никто не будет писать на нем научные публикации», – подчеркнул М. Осадчий.
Согласно результатам мониторинга, русский язык по УС-Индексу наиболее устойчив в Республике Беларусь (25), которая лидирует с отрывом от ближайшего конкурента – Киргизской Республики (14,29) – почти в 2 раза. Замыкает тройку лидеров Республика Казахстан (9,09). Наименьший показатель УС-Индекса русского языка отмечен в Грузии (3,03).
Исследование, проведенное экспертами Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, позволяет по-новому взглянуть на эффективность усилий по поддержке русского языка за рубежом, которые предпринимаются в последние годы, а также нацелено стать основой планирования новых подходов, формирования новых программ. Исследование будет проводиться ежегодно, а его результаты – публиковаться в открытых источниках.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs